Научный подход к таланту. Часть I. Структура и функционирование таланта

Научный подход к таланту. Часть I. Структура и функционирование таланта

Талант — один из самых загадочных феноменов человеческой природы. В науке давно исследуются вопросы о том, как устроены талант и способности, от чего зависит их сила и направленность, и почему люди столь неодинаковы в своих достижениях и возможностях. Психолог и философ Эдуард Барский, применив новаторский подход, получил много новой информации о природе и функционировании таланта. Он выделил и описал неизвестные ранее факторы психики, определяющие силу и направленность таланта, а также создал качественно новые методы для его диагностики и оценки. В своих работах учёный отмечает, что деление способностей на врождённые и приобретённые имеет условный характер, в действительности, любая способность сочетает в себе и врождённые, и приобретённые свойства, при этом, они выполняют разные роли: врождённые определяют имманентные качества и силу способности, а приобретённые свойства отвечают за её адаптацию к конкретным условиям среды. С этой точки зрения, любая способность является врождённо-опытной.

Когда говорят о «врождённом таланте», следует иметь в виду, что он закладывается не в готовом, зрелом виде, но в зачаточном, свёрнутом виде, содержащем в себе ключевые качества и характеристики, которые будут проявлены и развёрнуты по мере освоения предмета деятельности. Э. Барский рассматривает развитие таланта как процесс адаптации врождённых задатков к реальным условиям. В самом общем смысле учёный определяет талант как способность к деятельности и творчеству; талант присущ каждому человеку, но люди сильно различаются по его глубине и предметной направленности.

Развитие способностей происходит в определённой последовательности: сначала развиваются наиболее простые, необходимые для выживания и удовлетворения базовых потребностей (см. пирамида Маслоу), затем формируются всё более, и более сложные способности, — для их изучения требуются более сложные методы исследования. Меньше всего изучены самые сложные из способностей — те, которые ответственны за творчество, за предметное мышление и предметную деятельность, — в совокупности они образуют сферу таланта.

Носителем таланта является отдельный человек, личность. Общество как таковое не является носителем таланта, оно не может быть источником развития себя самого, и служит лишь средой, системой, в которой человек проявляет, или не проявляет свой талант. Именно благодаря таланту отдельных личностей возникают и развиваются цивилизация и культура. В передовых странах существует колоссальный запрос на создание методов распознавания и оценки таланта, исследования в этом направлении ведутся непрерывно. Первые заметные успехи в измерении интеллектуальных способностей были достигнуты учёными более ста лет назад.

Интеллект

В первой половине XX века широкое распространение получили тесты на так называемый коэффициент интеллекта (IQ), они дают возможность оценить обще-интеллектуальные способности, — узнать, насколько хорошо человек способен воспринимать информацию, оперировать ею. Способности интеллекта позволяют распознавать, сравнивать образы и понятия, совершать различные мыслительные операции. Интеллект, в традиционном смысле этого термина, можно было бы называть также операционным интеллектом. Долгое время существовала вера, что человек с высоким IQ более способен к изобретениям и открытиям. Оказалось, что это далеко не так, — на основании индекса интеллекта (IQ) невозможно предсказать успешность человека, судить о его личных и деловых качествах, о творческих способностях. Есть масса примеров, когда люди с высоким индексом, не проявляют никаких особых талантов, и наоборот, выдающиеся личности могут иметь весьма заурядные показатели IQ, — то есть, талант не определяется уровнем IQ.

Эмоциональный интеллект

Во второй половине XX века учёные (приходят к выводу) обнаруживают, что эмоциональная сфера играет ещё более важную роль, чем способности интеллекта, измеряемого с помощью IQ. Начинается период интенсивных исследований так называемого эмоционального интеллекта (ЭИ), которым обусловливаются умение понимать свои и чужие эмоции и намерения, реагировать на них, строить отношения с окружающими, ставить и добиваться значимых в жизни целей. Изучая и сравнивая эмоциональные и поведенческие реакции многих людей, психологи разработали методы диагностики способностей эмоционального интеллекта (Reuven Bar-On, 1988, 1996). Тесты эмоционального интеллекта (EQ: Emotional Quotient) позволяют выявлять сильные и слабые стороны в характере и поведении человека, оценивать деловые качества, общительность, эмоциональную устойчивость, мотивацию, и другие стороны личности. Всего в эмоциональном интеллекте выделяют по разным данным от 5 до 15 отдельных способностей. В настоящее время все распространённые системы личностных оценок (в том числе в бизнесе) представляют собой компиляцию тестов типа IQ и EQ. В совокупности они дают подробную оценку многих способностей и свойств, за исключением таланта. Гипотеза о том, что талант в основном определяется свойствами эмоционального интеллекта, в действительности не нашла подтверждения. Как и другие группы способностей, ЭИ со своей стороны также участвует в процессах становления и социализации таланта, однако, сам по себе ЭИ не есть талант.

Талант

По сложности и значимости решаемых посредством него задач талант существенно отличается от всех других способностей человека. Методы, применяемые к прочим способностям, не годятся для изучения таланта. Долгое время учёным не удавалось найти подход, и определить, из чего складывается талант, как он работает, каким способом его можно измерить, оценить. В этом направлении прорыв совершила группа российских учёных во главе с Эдуардом Барским, предложившим новый подход, новые методы.

Отправная идея состояла в том, что талант можно изучать по различным его проявлениям, по плодам деятельности, что все свойства и качества таланта каким-то образом остаются запечатлёнными в продуктах творчества, — нужно лишь найти способ для считывания и расшифровки такой информации. Рассматривая любое авторское произведение, как развёрнутую мысль, как своего рода слепок (отпечаток) индивидуального мышления, Э. Барский разработал такие методы, которые позволяют проводить специальный анализ произведений, и получать недоступную прежде информацию о различных свойствах мышления, о таланте и способностях авторов. Он проанализировал огромное количество произведений науки, литературы и искусства, собрал большой объём необходимой информации, и сумел раскрыть то, как устроен талант, какие механизмы и факторы стоят за внешними проявлениями этого феномена.

Согласно Барскому, в структуру таланта входит не менее восьми различных способностей, из которых особенно важны две: «предметная» и «кардинальная». Кардинальная способность обусловливает уровень таланта, его масштабность и мощь, а предметная определяет его предметную специфику, она позволяет создавать мысли, соответствующие предмету деятельности, будь то, физика, математика, или что-то другое. Например, человек с композиторской способностью мыслит музыкальными образами, его предметная способность порождает новые мелодические ходы, новые музыкальные формы, необходимые для выражения чувств и переживаний. Ключевые характеристики и свойства таланта у любого человека остаются неизменными в течение жизни, это обусловлено их врождённой природой, и подтверждается результатами многолетних исследований.

Рассмотрим, что представляет собой кардинальная способность. Исследуя различия и сходства в таланте многих людей, Э. Барский открыл, что существуют устойчивые типы таланта, которые очень различаются по масштабу, или уровню своих возможностей, обладают разной творческой силой. Для обозначения таких типов он ввёл термин «уровень таланта». Уровень таланта любого человека определяется его врождённым типом кардинальной способности. Кардинальная способность обусловливает глубину познания, постижения сути вещей и явлений, а также конструктивность мышления. Понятие «уровень таланта», в основном, равнозначно понятию «уровень кардинальной способности».

Опираясь на результаты исследований кардинальной способности, Барский создал классификацию талантов, где уровни таланта градуированы по возрастанию творческого потенциала от самого низкого до максимально высокого. У человечества существует большое количество уровней таланта, из них особенно большой продуктивностью отличаются 16 самых верхних уровней, ­— Э. Барский выделяет их в особую группу так называемых «верховных», или «высших» талантов. Главная особенность высших талантов в том, что они способны познавать то, что прежде не было познано, они создают качественно новые знания, совершают открытия, изобретения, обеспечивают развитие цивилизации и культуры. Результаты диагностики уровня таланта по методу Барского у многих видных деятелей прошлого и настоящего — писателей, учёных, предпринимателей, политиков, художников показывают, что среди них не встречаются люди с посредственным или низким уровнем таланта, практически все они относятся к талантам высшего типа. Что же касается выдающихся гениев, как, например, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Ван Гог, Айвазовский, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лобачевский, Эйнштейн — они отличаются особенно высоким уровнем таланта (уровнем кардинальной способности).

Высокий уровень кардинальной способности — главное условие глубокого творческого мышления, без него невозможно создавать ценные художественные и научные произведения и идеи. Эдуард Барский исследовал частоту рождения талантов, относящихся к высшим уровням. Согласно его данным, высшие таланты составляют лишь незначительный процент от общей массы населения, при чём, с переходом от более низких уровней к более высоким, частота рождений каждого последующего уровня всякий раз уменьшается в разы.

Чем выше уровень таланта, тем более значимы создаваемые человеком идеи, тем выше их ценность для развития цивилизации и культуры. К примеру, И. С. Бах признан одним из самых значительных композиторов в истории человечества, — как показали результаты исследования, по уровню кардинальной способности он превосходит всех современных себе, и предшествовавших композиторов. Интересно, что такой же точно, как у Баха, уровень кардинальной способности зафиксирован также и у физика Альберта Эйнштейна, и у математика Григория Перельмана. Несмотря на большую разницу в предметной специфике их таланта, у этих троих гениев абсолютно одинаковая глубина (уровень) творческого мышления, — это означает, что Григорий Перельман мыслит так же глубоко в области математики, насколько глубоко Эйнштейн понимает физику вселенной, и насколько глубоко понимает И. С. Бах природу музыкального искусства.

По своей структуре кардинальная способность есть матрица для связывания элементов информации, и чем выше уровень таланта, тем сложнее устроена такая матрица, тем выше её функциональные возможности, тем более сложные объекты и процессы она позволяет моделировать в сознании. У каждого уровня таланта матрица устроена особенным образом, поэтому каждому уровню присущ свой неповторимый тип мышления, который может быть выявлен с помощью специальных методов диагностики.

Диагностика уровня таланта представляет интерес как в теоретическом плане, так и с практической точки зрения. В последующих публикациях мы постараемся на примере ряда известных людей и компаний показать в какой степени талант лидера влияет на развитие и успех возглавляемой им компании, ещё мы расскажем о том, каким уровнем таланта обладали люди, придумавшие и создавшие телевидение, космические корабли, копировальные устройства, и другие важные технологии. Также опубликуем результаты масштабного исследования, предпринятого с целью выяснить, существует ли на деле зависимость между уровнем таланта основателей и лидеров стартапов, и реальными достижениями этих стартапов, и, если такая зависимость существует, то в чём конкретно она выражается.

Apropos

Гипотеза о том, что определённые способности заложены в человеке от рождения, подтверждается исследованиями в разных областях науки. В частности, нейрофизиолог калифорнийского Института Нелинейных Наук Юрий Аршавский (Yuri Arshavsky, Institute for Nonlinear Science) опубликовал в 2003г. результаты своего исследования в статье под названием «Когда Моцарт стал Моцартом» (When Did Mozart Become a Mozart?). Главный вывод Аршавского состоит в том, что индивидуальные параметры способностей у каждого человека заложены в генах до рождения, при чём, не позднее, чем на стадии одноклеточного эмбриона. Это означает, что исключительные способности, например, Моцарта были запрограммированы в генных структурах ещё до его рождения. Самые ранние научные исследования о врождённой природе таланта были опубликованы ещё в XIX веке выдающимся учёным Фрэнсисом Гальтоном.

 

Источник

Читайте также