Байопик о Бонапарте, которому не хватает чёткого образа, и Жозефине, которой не хватает экранного времени.
После «Дома Гуччи» Ридли Скотт, вроде бы, отложил эксперименты с жанрами и сюжетами (а заодно и с акцентами героев — вместо итальянского говора Леди Гаги, в «Наполеоне» мы услышим только чистую английскую речь). Режиссёр вернулся к привычным для себя эпическим фильмам с героическими историями, масштабными батальными сценами и сильными личностями. Но если батальные сцены (Аустерлиц, Бородино и Ватерлоо) в «Наполеоне» вышли действительно качественными, то всё остальное стало жертвой монтажа и утратило логику.
Здесь нужно сделать дисклеймер, что всё сказанное в рецензии относится только к версии для кинотеатров. Я на 99% уверена, что после выхода режиссёрской версии мнение о фильме значительно изменится.
У Наполеона в фильме почти полностью отсутствует характер. Не помогает даже Хоакин Феникс. Такое чувство, что он решил вновь сыграть своего героя из «Все страхи Бо» — Наполеон тоже постоянно нервничает и иногда страдает из-за мамы. Остальное время он стоит с лицом ребёнка, которого мама притащила с собой в гости к друзьям. Вот и весь образ императора.
Но основная проблема персонажа всё-таки в том, что сам Ридли Скотт не определился, кем он хочет показать Наполеона. Стратегом-полководцем? Он всего один раз продумывает стратегию при осаде Тулона. Остаток фильма он сидит в палатках, скачет на коне перед битвами и один раз говорит красивую речь про Францию. Императором? Его политике за весь фильм вообще ни разу не уделили внимания, периодически он выглядит как марионетка в чужих руках. Героем? В конце фильма на чёрном экране скромно написано об огромном количестве погибших во время всей его кампании. Злодеем? Почти весь фильм он, в общем и целом, казался хоть и инфантильным нарциссом, но всё-таки молодцом, а результаты его действий скромно написаны на чёрном экране в конце фильма. Сложного образа создать тоже не получается — не хватает времени.
Куда интереснее кажется образ Жозефины в исполнении Ванессы Кирби. И хотя в фильме показаны далеко не все детали романтической жизни Наполеона и Жозефины, даже так тяжёлый жизненный путь и влияние этой женщины на Бонапарта можно понять. У героини Кирби есть предыстория, мотивы и своя роль в этой истории. Именно этого не хватает герою Феникса. Скотт говорил, что расширенная версия должна ещё лучше раскрыть Жозефину — понадеемся, что это действительно так.
А вот сами отношения между Наполеоном и Жозефиной показаны… ужасно. Почти все сцены между ними вызывали в кинозале неловкие смешки. Их романтическая линия становится внятной только после развода, а до этого представляет собой мелодраму с какого-то телеканала, где герои расстаются, ссорятся, кричат просто потому что нужно сделать побольше серий. Ридли Скотт не объясняет начало и суть их отношений, из-за чего поступки героев тяжело понять. И это относится не только к романтической линии.
Подозреваю, что из-за монтажа, складывается впечатление, что режиссёр фильма несётся «галопом по Европам» со скоростью самого Наполеона. Становление Наполеона тем человеком, который блистает умом во время осады Тулона вообще не показывается — его путь начинается во время казни Марии-Антуанетты. Дальше мы просто перебегаем от события к событию, игнорируя причины, детали и последствия. Это всё раскрыто очень поверхностно и может быть абсолютно понятно только человеку с реально хорошей исторической подготовкой. Иначе — это просто краткий справочник по жизни Наполеона. С другой стороны, при хорошем знании истории в глаза начнут бросаться несостыковки, слухи, да и простые выдумки режиссёра, коих в этом фильме полно.
Если и есть то, за что можно похвалить сэра Ридли Скотта — за попытку в юмор. В фильме реально много смешных шуток, которые вкидывает, в том числе, и Наполеон. И это делает фильм куда живее, не позволяет ему скатиться в обычный рядовой байопик. В один момент Наполеон кубарем слетает с лестницы, убегая от разгневанной толпы, а в следующий возвращается с охраной, отряхивается и спрашивает людей: «Ну что, теперь, может, проголосуем?». В некоторые моменты можно подумать, что это комедия про Наполеона в духе «Смерти Сталина». Но потом вспоминаешь, что режиссёр всё-таки Ридли Скотт.
Нет и быть не может никаких претензий к съёмке и звуку. Батальные сцены — абсолютно шикарны. Слава Богу, что они никак не были изменены при монтаже. Они эпические, но не душные, интересно поставлены. Есть несколько натурально жестоких сцен: казнь Марии-Антуанетты, пушечный выстрел в коня Наполеона или выстрелы из пушек в толпу. Всё это сопровождается очень качественной звуковой работой. Музыка хорошая, но вряд ли запомнится. Французские революционные песни во время казни королевы или освобождения узников — по-моему, классная идея. Русское церковное песнопение во время атаки Наполеона выглядит вроде и странно, но при этом хоровое нагнетание отлично работает на атмосферу. Сомнительно, но окей, выглядит интересно.
***
Два с половиной часа в кинотеатре — это трейлер к режиссёрской версии Ридли Скотта. Версия для кинотеатра хоть и вполне смотрибельна, но всё же в плане логики и какого-либо раскрытия героев хромает сразу на обе ноги. За 4 часа это, наверное, всё же можно привести в нормальное состояние.
Если вам понравился этот пост, то вы можете зайти в мой телеграм канал «Молчащие ягнята», где я выкладываю краткие обзоры фильмов/сериалов и новости кино.
#рецензия #мнение #наполеон #ридлискотт #хоакинфеникс #ванессакирби