Музыка из оригинального культового телесериала "Dark Shadows" ("Мрачные/Тёмные тени") 1966-1970-х годов⁠⁠

Многие люди нынешнего времени, особенно в России, знают и ассоциируют название «Dark Shadows» («Мрачные/Тёмные тени») лишь с фильмом — трагикомедией 2012 года Тима Бёртона с Джонни Деппом в главной роли. Но лишь для жителей США он — очередной повод понастальгировать и всего лишь адаптация культового одноимённого телесериала 1966-1970-х годов, больше напоминающая комедийные готические вселенные «The Munsters»https://dtf.ru/»Семейка Монстров/Мюнстеры» и «The Addams Family»https://dtf.ru/»Семейка Аддамс«, чем самоё себя. Ведь оригинал из 1220+ серий НИКОГДА не включал в себя юмористические элементы. Обзор сериала, его сюжета, персонажей и адаптаций я уже проводила в предыдущих статьях.

Музыка из оригинального культового телесериала "Dark Shadows" ("Мрачные/Тёмные тени") 1966-1970-х годов⁠⁠

На сам сериал я наткнулась совершенно случайно, когда искала информацию по фильму Бёртона и даже писала по нему производное произведение с возвращением ведьмы Анжелики и введением моей новой героини в историю — Розалины Ковальской, которая в библиотеке своего отца — Императора Василия — случайно нашла книгу истории семьи Коллинз, из которой появился призрак слуги Бэна Стоукса, и очутилась в Коллинзпорте, пыталась излечить Барнабаса и Викторию от вампиризма скайримовскими и прочими методами. Но потом я забросила это писать, так как оригинал истории мне показался куда более интересным. Чёрт, я даже помню те времена, когда в Play Market существовало приложение со смайликами в виде персонажей фильма Тима Бёртона и там была возможность написать короткое письмо в виде свитка с печатью типа от самих персонажей, чем я и воспользовалась! Жаль, скриншот не сохранился…

Напомню только, что при жизни и после смерти его создателя — Дэна Кёртиса — вышло пять киноадаптаций готической мыльной оперы, или говоря современным языком, ремейков, включая два полнометражных фильма — странную пародию на «Дракулу» Брэма Стокера«House of Dark Shadows»https://dtf.ru/»Дом мрачных/тёмных теней» 1970 года и «Night of Dark Shadows»https://dtf.ru/»Ночь мрачных/тёмных теней» 1971 года, телесериал 1991 года с 12 эпизодами, так и не завершённый до конца и пилотную версию 2004 года. В 2019 году режиссёры вновь вспомнили об этой вселенной и планировали снять новый фильм под названием «Dark Shadows: Reincarnation»https://dtf.ru/»Мрачные тени: Реинкарнация», повествующий о 400-летнем проклятии семьи Коллинз и новой героине, которая заменила бы собой гувернантку Викторию Уинтерс, но вскоре от этой идеи отказались, и проект закрыли.

Вселенная «Мрачные Тени», помимо кино, включает в себя также комиксы, выпущенные как в 1971-72-х годах, так и в 1991 и в октябре 2011 года, и множество книг, включая сборник рассказов канадского драматурга Уильяма Эдварда Дэниела Росс, написавшего его и новеллизацию фильма 1970 года под псевдонимом Мэрилин, так и самих актёров, сыгравших ключевые роли в сериале, например, Кэтрин Ли Скотт или Лары Паркер, а также несколько аудиодрам, которые выпускаются до сих пор. Но нас в первую очередь интересует музыка из данного телесериала. Если к фильму Бёртона её написал Дэнни Эльфман, то в мыльной опере всю партитуру, состоящую из 16 треков, написал известный американский композитор тех лет Роберт (Боб) Коберт (Robert Bob Cobert). Этот человек наполнил готическую мыльную оперу музыкой, которая одновременно вызывала классические партитуры ужасов и смотрела в будущее с его космическими звуками.

Коберт был настолько искусен в озвучивании вампирского телевидения, что позже ему было поручено сочинить партитуру к телефильму 1972 года «Ночной сталкер«, который позже породил культовый сериал «Колчак: Ночной сталкер». Коберт преуспел и в области игровых шоу. Он написал тематические песни к Паролю, Блокбастерам и Пирамиде стоимостью 25 000 долларов. К сожалению, композитор умер в 2020 году, 19 февраля в возрасте 95 лет. Вот фото величайшего Маэстро:

Некоторые из треков, которые я Вам покажу, могут показаться Вам знакомыми по фильму «House of Dark Shadows»https://dtf.ru/»Дом мрачных/тёмных теней» — единственный из всех адаптаций, кроме бёртоновской, и самого сериала, который был переведён на русский язык. Благо, сейчас на Ютубе появилась возможность автоматически переводить иностранные шедевры, что меня весьма радует. Итак, начнём с главной темы телесериала «Мрачные Тени». Она записана в альбоме оркестра Роберта Коберта самой первой из аудиозаписей:

Под эту музыку все американские дети, включая и Джонни Деппа, бежали со школы и усаживались перед экраном в ожидании очередного эпизода из жизни обитателей готического замка Коллинвуд, расположенного на вершине Widows Hill, где и вдовы, потерявшие моряков, и знаменитая Жозетта ДюПре, а также несколько других персонажей покончили с собой, и в наказание за это не в Ад попали, а были вынуждены бродить по земле неупокоенными призраками, рыдая от одиночества. Опенинг телесериала также был использован в перезапуске 1991 года, с той разницей, что мелодия была несколько ускорена, а на фоне бьющихся волн о скалы и Коллинвуда мелькали лица актёров, исполнявших главные роли. В пилоте 2004 года и в фильме Бёртона использовались уже другие саундтреки.

В качестве локации вымышленного замка, населённого привидениями и зомби, в котором происходили сверхъестественные события и члены семьи обожали проводить спиритические сеансы по делу и без повода, использовался вполне реальный особняк — достопримечательность США и частное владение под названием Seaview Terrace|Carey Mansion. Именно он чаще всего и изображался в книгах и комиксах, посвящённых данной вселенной:

Вторая композиция называется «Josette’s Theme»https://dtf.ru/»Тема Жозетты«. Мелодия для Вас очень знакома, так как всего один раз встречалась в фильме «House of Dark Shadows»https://dtf.ru/»Дом мрачных/тёмных теней» 1970 года — когда харизматичный канадский актёр Джонатан Фрид, запомнившийся американским зрителям что в сериале, что в фильме, ролью неоднозначного вампира Барнабаса Коллинза, слушал музыкальную шкатулку до визита доктора Джулии Хоффман.

Второй раз эта шкатулка была показана в сценах нападения Барнабаса на Кэролин и вручения её гувернантке Мэгги Эванс. В телесериале же шкатулка фигурировала намного чаще, и побывала в руках не только Мэгги, которая в оригинале работала барменом в кафе «Синий кит», но и у Виктории Уинтерс, и у самой Жозетты, которой Барнабас привёз шкатулку в качестве свадебного подарка, и у других девушек, включая Роксану Дрю, Рэйчел Драммонд и Китти Сомс-Хэмпшир.

Но все эти попытки Барнабаса загипнотизировать девушек музыкой и сделать их копиями Жозетты длились недолго и закончились неудачно. Впоследствии в адаптациях круг избранных сузился до Виктории Уинтерс, а потом вообще шкатулку вырезали за ненадобностью, оставив в атрибуты Барнабаса лишь черное кольцо, его собственный портрет и трость с серебряной волчьей головой. Итак, слушаем:

Далее в списке саундтреков Роберта Коберта есть две композиции, посвящённые самому кафе под названием «The Blue Whale»https://dtf.ru/»Синий Кит«, которое в наше время теперь ассоциируется с сектой суицидников. Исходя из описания локации данной вселенной, это было очень популярное место для большинства жителей города Коллинспорт. Первоначально паб должен был называться «The Rainbow Bar»https://dtf.ru/»Радужный бар«, но режиссёр Дэн Кёртис изменил сценарий шоу.

В качестве съёмок данного кафе в 1960-х годах использовалась реальная таверна в Ньюпорте, штат Род-Айленд, сегодня известная как «The Black Pearl»https://dtf.ru/»Черная жемчужина». В оригинальной мыльной опере, а также в её адаптациях 1991 и 2004 года «Синий Кит» был любимым местом тусовок для Кэролин Стоддард, и лишь в фильме Тима Бёртона эту фишку убрали — кафе просто лениво мелькало на фоне, когда Коллинзы пытались восстановить свой бизнес. Итак, вот перед Вами композиция «No. 1 At The Blue Whale«:

Вторая композиция «Back to the Blue Whale» также носит название «Fast Blue Whale» и «David s Radio», с чем я не могу согласиться, ибо персонаж Дэвид Коллинз не слушал такую музыку. Под эту композицию в оригинальном сериале Кэролин и другие посетители паба пускались в пляс.

Следующие песни были исполнены уже самими актёрами, которых Вы видите на обложке альбома. Слева — это мистер Джонатан Фрид, сыгравший роли вампира Барнабаса и его сына Брэмуэлла Коллинза, а второй справа — Дэвид Селби, сыгравший роли четырёх сериальных Квентинов сразу и снявшегося в полнометражном фильме «Night of Dark Shadows»https://dtf.ru/»Ночь мрачных/тёмных теней» 1971 года, где он вновь сыграл Квентина, а также его предка — Чарльза Коллинза, персонажа, выдуманного специально для фильма и отсутствующего в оригинальном сериале. Актёру Селби так понравилось данное шоу, что он даже своего сына назвал именем одного из персонажей, которых сыграл его тёзка, мальчик Дэвид Хэнеси.

Первый трек в исполнении Джонатана Фрида называется «I’ll Be With You, Always»https://dtf.ru/»Я всегда буду с тобой«. В сериале «Мрачные тени» он не встречается, кроме разве что фоновой музыки в пабе «Синий Кит», но в 1969 году был специально записан для альбома Роберта Коберта. Я склонна полагать, что текст песни, написанный Чарльзом Рэндольфом Грином, посвящается несостоявшейся возлюбленной Барнабаса — суициднице Жозетте Дюпре, на которой помешался этот персонаж:

Второй трек. исполненный Джонатаном Фридом специально для альбома, называется «Meditations»https://dtf.ru/»Медитация«. Данный текст можно назвать личной арией Барнабаса Коллинза, а мелодия создаёт зловещую атмосферу:

Третья песнь, точнее — нарратив Джонатана Фрида называется «When I Am Dead»https://dtf.ru/»Когда я умру». Лирический герой данной песни умоляет свою возлюбленную отпустить его с миром в случае его кончины:

«Когда я умру, моя дорогая,

Не пой для меня грустных песен.

Не сажай ты роз у моей головы,

Ни тенистого кипариса:

Будь зеленой травой надо мной.

С дождями и каплями росы мокрой:

И, если хочешь, помни:

И, если хочешь, забудь«.

Трек «Epitaph»https://dtf.ru/»Эпитафия» в исполнении Джонатана Фрида является самым последним в списке аудиозаписей Роберта Коберта, посвящённых вселенной «Мрачные Тени» и не встречающийся в самом сериале. Музыка написана Робертом Кобертом на слова из стихотворения Кристины Розетти. И хоть сам текст в сериале не воспроизводился, музыка в нем звучала чаще.

И последний из списка нарративов Джонатана Фрида — это трек «I, Barnabas». Сами слова в сериале не присутствуют, зато музыка придавала эпизодам с участием вампира более гнетущую и напряженную атмосферу.

«Полночь — тишина опускается на печальные залы Коллинвуда. Торжественная луна отбрасывает темные тени на безмятежную тишину старого особняка. Я, Барнабас, лежу в глубоком сне на своем ложе из пурпурного бархата. Сплю, но бодрствую для своих мыслей, своих чувств, своих желаний. Один — но убаюканный присутствием твоего разума. Я слышу твой зов, я чувствую твою тоску. Я знаю, что ты хочешь меня. Я знаю, что ты нуждаешься во мне» — я склонна полагать, что эти строки посвящены ведьме Анжелике Бушар, виновной и ответственной в вампирском проклятии бедного персонажа, который выступал то героем, то злодейским злодеем с трагичной судьбой.

Следующий трек под названием «Shadows of the Night»https://dtf.ru/»Тени ночи» исполняется уже актёром Дэвидом Селби. Второе название этой композиции — «Quentin’s Theme«, и оно было выбрано не случайно: впервые музыка звучит в 644-м эпизоде телесериала, когда двое детей — Дэвид Коллинз и Эми Дженнингс, заменившая мальчику призрак девятилетней Сары Коллинз, умершей двести лет назад от пневмонии и пытавшейся предупредить всех об опасном маньяке — своём брате Барнабасе, забрели в секретную комнату западного крыла Коллинвуда и потревожили призрак Квентина Коллинза, который потом, как и Джерард Стайлз, чуть не убил всю семью и поработил их.

Инструментальная версия «Shadows of the Night» также звучала в 646, 648, 649, 656, 668, 676, 678, 680, 684, 686, 688, 691, 693, 694, 786 и других эпизодах сериала. А вот песня со словами впервые прозвучала в эпизоде 786 в качестве сновидения героини Чарити Траск. В 719-й серии персонаж Квентин объяснил цыганке Магде Ракоши. почему он так любит эту песню: «I read somewhere where every person has a theme of music. Well, this is mine. When I’m alone, depressed, I can play this, and suddenly I’m not in this room or this house. I’m free somewhere, somewhere exciting»https://dtf.ru/»Я где-то читал, что у каждого человека есть своя музыкальная тема. Что ж, это мое. Когда я один, в депрессии, я могу сыграть это, и вдруг я оказываюсь не в этой комнате и не в этом доме. Я где-то свободен, где-то волнующе».

Следующей в данном списке есть мелодия под названием «A Darkness At Collinwood»:

«Night of the Pentagram«:

«The Secret Room«:

Композицию «Séance«, по моему мнению, было бы правильнее назвать «Angelique’s Theme«, ибо в сериале она звучала не во время проведения персонажами спиритических сеансов, которых было 20 по счёту, а когда в кадре появлялась актриса Лара Паркер, игравшая роль мстительной и навязчивой ведьмы Анжелики, чьё настоящее имя — Миранда Дюваль и чьи полномочия постоянно контролировались то чернокнижниками Иудой Захари и Николасом Блэром, то Тёмным Лордом Диаболосом, имевшим на неё и на город свои собственные планы. Когда данная композиция звучала, Анжелика то и дело придумывала множество изощрённых способов извести и влюбить в себя Барнабаса, совершала над ним психологическое насилие, манипулировала и убивала почти всю его семью на протяжении трёх столетий.

Последняя композиция из альбома «The Old House»https://dtf.ru/»Старый Дом» была тематической музыкой изначального жилища Барнабаса Коллинза и его родителей по оригинальному сериалу. Здание очень напоминает Белый Дом правительства США. Он родился там в 1774 году, а в 1795-м в возрасте 21 года из-за служанки Анжелики, расстроившей его предстоящее свадебное торжество с Жозеттой стал вампиром, родители Барнабаса же поселились в Коллинвуде, дабы избавиться от бед и проклятий, преследовавших их и череды странных событий: удушья Барнабаса, превращения Джошуа в кота, побег Жозетты с дядей жениха Иеремией, спровоцировавшего дуэль и лютую ненависть к нему со стороны племянника до конца его и своих дней, превращения Иеремии в зомби, смерти Сары Коллинз, самоубийства Жозетты не без помощи Анжелики, сумасшествие кузины Миллисент и отравление матери Барнабаса — Наоми — мышьяком...

Все эти ужасные события тяжело отразились на характере как Барнабаса, так и его отца Джошуа, вынужденного ради репутации семьи исключить эпизод смерти сына, заменив отъездом в Англию и заковать того в гробу в семейном мавзолее на кладбище Игл-Хилл, где Барнабас пролежал вплоть до 1967 года. Тогда, ведомый жаждой наживы молодой мошенник Вилли Лумис, услышав о драгоценностях семьи Коллинз от домработницы миссис Джонсон, отправился на кладбище на ночь глядя и случайно освободил упыря, который вправил парню мозги и поработил его.

К тому времени, как было показано в 218 — 220-х эпизодах сериала, Старый Дом пришёл в упадок, и из всех членов семьи лишь Дэвид Коллинз навёдывался туда, чтоб поиграть и поговорить с портретом Жозетты, висевшем в гостиной над камином, а также её призраком, выходящим из картины по ночам. Но вскоре всё изменилось: Барнабас получил разрешение Элизабет Стоддард отремонтировать тот дом и жил там вместе с Вилли Лумисом, лишь изредка навёдываясь в Коллинвуд.

В подвале Старого Дома он хранил свой гроб, в котором в дневное время спал. И именно в Старом Доме Барнабас держал в заложниках бармена Мэгги Эванс из-за её сходства с Жозеттой, гипнотизировал её, а когда та оказала сопротивление, взяв осиновый кол в руки, то запер её в тюремную камеру подвала и довёл до сумасшествия, пока призрак Сары Коллинз не явился бедной девушке и её отцу, художнику Сэму, и не помог сбежать из заточения. Потом Мэгги была доставлена в психушку Windcliff, где её обследовала Джулия Хоффман и, представившись историком семьи Коллинз, стала наводить справки на Барнабаса, и чуть не поплатилась за это своей жизнью. Дабы остаться в живых, Джулия была вынуждена найти способ вылечить вампира и даже сотрудничала с ним, убила своего друга, доктора Вударда.

В эпизоде 214, когда Барнабас проводил экскурсию по Старому Дому для Виктории Уинтерс, он сравнил его интерьер с пирамидами Египта: «Дизайн и строительство этого дома представляли собой брак элегантности Европы и энергии и предприимчивости нового мира. Фундаменты были сделаны из камней, оставленных ледниками тысячи лет назад. Балки и опоры были вырезаны из древних местных лесов. Штукатурные стены были сделаны из измельченных ракушек и конского волоса. Кирпичи привозили из Голландии. Эта пыльная люстра, привезенная из Франции, сияла гипнотическим блеском. Эти выцветшие обои были специально разработаны бельгийским художником. Паркетные полы были установлены итальянским мастером. Карнизы и лепнина были созданы испанским мастером. Это был дом, которому позавидовал бы принц. Но, несмотря на все это, общее усилие было мучением для человека. Люди были доведены до предела. То, что должно было быть актом… труд любви – стал ненавистным делом. Там были калеки и мертвецы. Как и пирамиды, можно спросить… Стоило ли оно того?«.

С тех пор Старый Дом стал обителью Барнабаса, доступ в который имел только он, и даже Дэвиду теперь путь туда был заказан из-за угрозы разоблачения вампирской тайны данного зловещего и мстительного персонажа. Старый Дом в качестве жилища Барнабаса фигурировал и в фильме «House of Dark Shadows»https://dtf.ru/»Дом мрачных/тёмных теней» 1970 года, где мы узнаём, что отец Джошуа передал здание в собственность сыну в 1797 году, и в телесериале 1991 года. Функция данного помещения оставалась неизменной. Но уже в пилоте 2004 года и фильме Бёртона местом проживания Барнабаса стал именно Коллинвуд.

Роберт Коберт написал музыку и для двух полнометражных фильмов House of Dark Shadows и Night of Dark Shadows. Среди других его работ — фильм ужасов «Всесожжения» (1976), комедийный фильм «Я и малыш» (1993), фильмы «Ленты Норлисса» (1973), «Дракула» Брэма Стокера или «Дракула Дэна Кёртиса» (1974), «Крик волка» (1974), «Мелвин Первис: человек-гигант» (1974). Поворот винта (1974), Великий ледяной грабеж (1974), «Трилогия террора» (1975), «Глухая ночь» (1977), «Проклятие Черной вдовы» (1977) и «Трилогия террора II» (1996). А Вам приходилось смотреть какой-либо из перечисленных мною фильмов?

 

Источник

Читайте также