Вообще-то я не очень люблю гонки. Да и не умею я в них, чего уж там. Но в последнее время что-то сильно тянет на покатушки да еще и с изюминкой какой-нибудь. Поэтому сегодня предлагаю вам лонг про эксклюзив для третьей плойки…
MotorStorm покоряет даже не с первого заезда. Скорее, с первого взгляда. Как только традиционная заставка Sony Interactive сменяется скальным пейзажем в лучах закатного солнца, появляется предвкушение чего масштабного, адреналинового и крайне разрушительного. Уже буквально через пару минуту, во время первой же гонки, понимаешь, что ожидания оправдались на все сто.
Праздник к нам приходит
Добро пожаловать в Долину монументов на первый фестиваль экстремальных гонок среди машин разных классов! Вас ждет грязь, песок, рев движков, отличный рок и настоящий шквал эмоций.
Это если вкратце о… Нет, сюжет здесь отсутствует за ненадобностью. Игроку просто предстоит получать наслаждение от скорости и хаоса. Потому что на фестивале Motorstorm в одном заезде могут принимать участие сразу несколько типов транспорта: мотоциклы, квадроциклы, багги, раллийные авто, внедорожники и тяжелые грузовики.
Разница в весе и управляемости авто не раз будет приводить к массовым столкновениям, вылетам с трассы и прочим радостям автоспорта. А когда мощная фура затягивает под свои огромные колеса очередного байкера, начинаешь понимать, почему в народе их порой ласково называют «хрустиками».
Порой хочется просто выжить, а не доехать до финиша в тройке лидеров. Да, в отличие от того же Full Auto, здесь нет оружия, которым можно было бы взорвать или расстрелять соперников. Зато есть смертельно опасные ландшафты: огромные каменные глыбы или бездонные пропасти одинаково легко принимают в свои смертельные объятия всех участников гонки. И если на первом круге игрок сам врезается скалу, не справившись с управлением на крутом повороте, то уже на следующем никто не запрещает слегка подтолкнуть соперника навстречу верной гибели. Благо, респаун действует на всех, и кроме драгоценного времени никто ничего не теряет.
Кстати, если вы думаете, что в такой ситуации мотоциклисты становятся легкой добычей и обречены на поражение, то вы ошибаетесь. Да, столкнуть с трассы грузовик им явно не под силу, но среди своих ребятки способны показать зубки, мощным ударом руки сбросив соперника с его железного коня (привет Road Rush).
К тому же само строение трасс направлено на то, чтоб уравнять шансы. Заезды здесь проходят не по одному маршруту: куча срезок и альтернативных дорог позволяет выбрать оптимальный путь к победе, даже если на первый взгляд он кажется длиннее. Так, тяжеловесы или внедорожники гораздо быстрее проедут по грязи, чем их младшие собратья. А вот байкерам проще перелетать над препятствиями с трамплинов или мчаться по засушливым скалам. И горе вам, если вы заехали не туда: мотоциклист не сможет пробить преграду из кучи ржавых авто, блокирующих путь, а фуре ни за что не взмыть в воздух настолько, чтоб перепрыгнуть пропасть.
Разумеется, еще больше экстрима добавляет ставшее уже привычным для аркадных гонок нитро. Им не обделен никто: и байки, и ралли, и грузовики способны разогнаться до чудовищных скоростей, изрыгая клубы огня и дыма из выхлопных круг. Вот только чрезмерное использование закиси азота может привести к тому, что с громким хлопком движок взорвется, а транспортное средство отправится в неуправляемый полет. Именно поэтому так важно следить за индикатором и стараться не доводить шкалу до крайних показателей. А если смотреть в угол экрана совершенно некогда, то о приближении к опасной черте скажет дрожание джойстика, зловещий гул мотора и огненный полосы за авто. Очень приятная деталь, надо сказать.
Структура прохождения игры типична для жанра гонок: после прохождения одной трассы открывается другая. Но здесь она интересно завернута в концепцию фестиваля. В рамках мероприятия есть ряд событий, которые в свою очередь состоят из нескольких гонок: от одной до четырех в каждом. Чтобы перейти к следующему событию, нужно набрать необходимое количество «билетов» (проще говоря, очков). При этом билеты выдаются только за призовые мест: чем выше в строке рейтинга, тем больше очков. И да, если игрок ни разу не поднимется выше третьего места, то рано или поздно ему просто не хватит очков, чтобы открыть новое событие. Такой вот стимул к постоянному совершенствованию навыков и перепрохождению трасс.
К слову, последних здесь не очень-то много — всего 4 или пять. Но! Столь малое количество, во-первых, обусловлено логикой игры — все же речь идет о своего рода Burning Man в мире автоспорта, то есть это локация с определенными границами. А во-вторых, это компенсируется вариативностью прохождение. Большинство заездов ограничивают игрока конкретным типов транспорта, так что одну и ту же гонку предстоит проходить поочередно всеми авто. Звучит, может быть, так себе, но на деле опыт действительно уникальный (черт, а я ведь хотел обойтись без клише). К тому же в разное время суток одна и та же трасса из заезженной вдоль и поперек становится чуть ли не абсолютно новой (особенно ночью, когда едешь вдоль обрывов).
Солнце, скалы и метал
Несмотря на то, что MotorStorm вышла в далеком 2006 году, она и по сей день выглядит просто потрясающе. Графика не просто приятная, а действительно красивая. Каждая машина, каждая деталь ландшафта выглядит очень реалистично.
Но отдельно, конечно, хочется рассказать про грязь, которая очень быстро покрывает все вокруг — от автомобиля до экрана игрока. В какой-то момент я стал специально выбирать максимально светлую окраску транспорта, чтоб любоваться, как превращается в бурую на трассе. Более того, когда под соперники едут впереди по этой тягучей жиже, ее комья натурально летят прямо в лобовое стекло (читай, экран), довольно быстро затрудняя обзор. На крутых поворотах это чревато потерей управление с последующим заносом. То же касается и песка с пылью — красиво, реалистично, эффектно. Эта механика не просто добавляет шарма игре, но и влияет непосредственно на геймплей. Очень крутая задумка.
Что же до саундтрека, то это просто любовь рокера: индастриал, метал, аль-рок — все, чтобы держать в напряжении и заставлять организм вырабатывать адреналин гекалитрами. Нет смысла описывать, достаточно просто назвать лишь несколько групп: Nirvana, Lunatiс Calm, Pendulum, SlipKnot!
Ложка грязи
При всех своих достоинствах MotorStorm не лишена недостатков. Правда, замечать их совершенно не хочется, да и не столь уж они велики, но справедливости ради упомянуть о них стоит.
Во-первых, как уже говорилось выше, очень мало трасс. Да, все это компенсируется разным стилем прохождения и временем суток, но в какой-то момент это все равно приедается. Благо, к игре вышло несколько DLC, которые хоть как-то это исправили.
Чуть более серьезная вещь — баги физики. Иногда малейший камень на дороге, который даже из-под колеса мотоцикла отскочит, способен стать причиной ДТП и смять авто в груду металлолома или отправить в затяжной полет. К счастью встречается такое довольно редко.
Больше фестивалей, больше драйва
Успех MotorStorm привел к дальнейшему развитию серии. Уже к первой части вышла куча DLC. Куча мелких добавили косметические изменения, а также кучу новых машин. Было и три довольно крупных.
Так, например, Time Attack предложил новый режим игры. Здесь нет соперников, нет ограничений по числу кругов, только безжалостно тикающие часы. Когда игрок проходит трассу в первый раз, появляется его «призрак», с которым в дальнейшем предстоит соревноваться, улучшая свои рекорды. Нов целом это отличный режим для того, чтобы просто изучить трассу.
А вот Revenge Weekend и Devil’s Weekend добавляют сразу два новых фестивалей, пусть и не таких масштабных — всего по 9 заездов в каждом. Правила те же самые: игроки предстоит зарабатывать очки, чтобы открывать новые трассы. После прохождения победитель получит новое авто!
И конечно же, дальше пошли продолжения и спин-офф. Фестиваль MotorSport ширился, перенося гонщиков в джунгли, арктику и даже в зомби-апокалипсис. Но об этом в следующий раз…