Четыре дня, три лекции, семь музеев, пятьдесят шесть пройденных километров (и две мозоли), 3477 фотографий, одна сорокаминутная передача и пара интервью — вот в цифрах результат моей поездки на фестиваль «Море ясности», который проводил 14-17 июля московский Музей космонавтики. Предлагаю вашему вниманию отчет об этой поездке.
Программа первого дня:
- Перелет
- ВДНХ и выставка «Космос: рождение новой эры»
- Первый день фестиваля «Море ясности»
Перелет
Случайное везение — место у окна и теплый атмосферный фронт дали возможность сделать несколько красивых фотографий. В районе Уфы облачность не превышала одного балла, но парочка облаков попалась прямо на траектории взлета.
Самые красивые виды открываются с высоты примерно 200-2000 м.
Еще одна приятная случайность, внизу проплывает парадром «Кандры», одно из лучших мест для дельта- и парапланеризма в Башкортостане.
Дорога в Москву проходит навстречу теплому атмосферному фронту, поэтому облачность начинается на большой высоте и затем опускается ниже.
А такая картина вызывает ассоциации с «Дымным морем» у Стругацких. Ничего не поделаешь, надо туда нырять.
ВДНХ и выставка «Космос: рождение новой эры»
Почему-то я решил, что выставка находится в павильоне «Космос» и пошел к нему. Около павильона стоит ракета «Восток». Отверстие сверху необходимо для работы системы спасения — в случае аварии ракеты-носителя на корабле «Восток» должен был отстреливаться люк, а космонавт — катапультироваться. На ракетах «Союз» система спасения работает по-другому, и там обтекатель сплошной.
Обратите внимание, насколько ракета ниже установщика. Это было сделано специально, чтобы нижняя, самая широкая часть ракеты пряталась в стартовое сооружение для защиты от ветра. Когда проектировали «Р-7» изначально даже хотели строить стену вокруг старта, но, к счастью, придумали гораздо более красивое решение.
В павильоне «Космос» сейчас нет никаких выставок, в дверную щель можно разглядеть запустение.
А выставка «Космос: рождение новой эры» находится в павильоне №1, он же «Центральный»
Выставка «Космос: рождение новой эры»
Вход: 250 р.
Фотографирование: Бесплатно.
Общая оценка: Идти обязательно.
Экспонаты размещены примерно в хронологическом порядке, поэтому начинаем мы с фантазий и мечтаний начала 20 века. Вот, например, кабина транспорта будущего, как его видели в 20-х годах.
Размышления Циолковского о том, как люди будут жить в невесомости. Предметы в корзинах (сбылось, но Циолковский не знал про липучки), еда в корзинах, вода во вращающейся емкости (не сбылось, справляемся и так), крылья для полета по станции (пока места мало, не сбылось).
«Игры на привязи вокруг ракеты», как мило. Тут же проблема порвавшегося троса — кого-то успели поймать, а кто-то погиб. Индивидуальные двигатели, которые были в реальности, Циолковскому в голову не пришли.
Если мы говорим о Циолковском, самый очевидный артефакт — это слуховая труба. Константин Эдуардович из-за болезни в детстве имел проблемы со слухом и был вынужден пользоваться специальной слуховой трубой.
Исторический факт — Королев был репрессирован и минимум два раза чудом остался жив. Поэтому в экспозиции есть его лагерная кружка, единственное, что он привез с Колымы. Справа перчатка Королева, которую он носил в 1946 году в Капустином Яре, создавая первые советские баллистические ракеты.
А этот стенд посвящен скульптору Анатолию Григорьеву, который увлекался космизмом, а в 1948 году был арестован по делу «советского теософского общества».
Макет космического корабля по проекту Циолковского. В этом проекте была гениальная догадка, топливной парой для корабля предлагались кислород и водород — наиболее эффективная из доступных.
Исторический документ — постановление Совета министров СССР о создании Комитета по ракетной технике:
Пара курьезных экспонатов. Письмо 42-летней колхозницы, желающей полететь в космос.
А бутылка шампанского, которая стоит на стенде с фотографиями С.П. Королева, имеет следующую историю (в изложении Б.Е. Чертока):
Нами восхищалось человечество и гордился весь советский народ, не зная наших имен. Но мы не роптали по этому поводу. «Наш подвиг, — сказал СП, — оценен не только человечеством, но и богатым французским виноделом. Он объявил, что подарит тысячу бутылок шампанского тем, кто покажет обратную сторону Луны. Он был уверен, что ничего у нас не получится, и не боялся риска. Но проиграв, он сдержал слово. Правда, вышла заминка. Винодел обратился в наше посольство в Париже с просьбой сообщить, в чей адрес выслать шампанское. Посольство растерялось и запросило МИД. МИД после многоярусных согласований дал указания отправить бутылки в адрес президиума Академии наук. Теперь нам выпала честь получить несколько десятков бутылок шампанского со склада Академии наук. Вам перепадет по паре бутылок, остальные разойдутся среди аппарата и других непричастных». Мы много злословили по этому поводу. Но все же привезти вечером домой на семейную встречу Нового года французское шампанское, полученное в подарок за Луну, — согласитесь, это не каждому дано.
На стене с плакатами есть пара более редких
Затем начинаются экспонаты, связанные с первыми полетами в космос. Кинокамера Титова (он был первым, кто вел киносъемку с орбиты).
Костюм Терешковой.
Рисунок Леонова, сделанный на орбите.
Две вещи поразили меня в технических экспонатах. Во-первых, кабина «Восхода-1». Да, я знал умом, что в «шарик» «Востока» на одного человека умудрились запихнуть троих. Но, когда видишь эту кабину воочию, возникает ощущение, что там было бы тесно даже Тириону Ланнистеру с Майлзом Форкосиганом, не говоря уже о трех советских космонавтах «ростом не выше 170 см».
Обратите внимание на самый дальний ложемент — ноги будут упираться в приборную панель.
Вторая удивительная вещь — спускаемый аппарат Терешковой («Восток-6»). Известно, что Гагарину в полете заблокировали управление на тот случай, если он вдруг сойдет с ума. После его полета стало ясно, что эта мера защиты излишняя. Но все последующие космонавты летали с выключенным кодовым замком — если проект утвержден, то его менять уже не будут, даже если этот кодовый замок не нужен. Вот он, на верхней части торца левой приборной панели, шесть кнопок.
Не очень обычный ракурс — космическая теплозащита «Востоков» была в виде шестиугольников.
Еще, кажется, Райкин сказал: «человек норовит вдохнуть чистый кислород, а выдохнуть всякую гадость». Космонавты — не исключение. А в замкнутом объеме кабины с этой гадостью надо что-то делать. И, кроме очевидной углекислоты, человек еще выдыхает водяной пар. Если его не убирать из атмосферы корабля, то скоро все поверхности покроются росой. А это не только неприятно, но еще и может быть смертельно опасно из-за риска короткого замыкания. Поэтому на всех пилотируемых кораблях атмосферу еще и сушат. Вот сушильная установка корабля «Восход».
На выставке есть еще несколько кажущихся ничем не примечательными ящиков, без которых полет невозможен. Вот установка, которая поглощает углекислый газ.
Нагрузочный костюм Бориса Волынова, очевидно, с «Союза-21». Из этих экспериментов вырос нагрузочный костюм «Пингвин», который используется сейчас на МКС
Установка для перемещения и маневрирования космонавта 21КС. Полеты американцев на MMU широко известны, но у СССР была похожая программа, по которой в 1990 году даже совершили в космосе два испытания.
Скафандр изоляционного эксперимента «Марс-500».
Целая стена посвящена Галине Балашовой, нашему космическому дизайнеру (фильм о ней).
Фантом-манекен для исследования воздействия космического излучения на человека. Официальное название «ФМ-2», но, наверное, правильнее было бы назвать его «Здравствуй, Юра!»
У «Союзов» есть перископ для стыковки — «Визир специальный космонавта». Перископ сбрасывается перед входом в плотные слои атмосферы, но его часть остается на спускаемом аппарате. Интересно посмотреть, как это выглядит извне.
Приборная доска «Союза-Т» (модификации «Союзов» тут)
Барокамера. Космические технологии помогают людям.
«Луноход»
Спускаемый аппарат «Венеры-7». Эта станция сумела совершить мягкую посадку в адские условия давления в сто атмосфер и температуры в 500° С. Например, парашют пришлось делать из стеклонитрона. Нитрон (вариант акрила) в процессе посадки выгорал, и аппарат спускался на стеклянных нитях. Стекло использовалось и в спускаемом аппарате — стеклопласт, стекловата.
Наконец, последний зал. В нем всего один экспонат — лунный посадочный модуль ЛК-3. Из-за ограничений по грузоподъемности лунной ракеты Н-1 в аппарате пошли на множество компромиссов. Экипаж ЛК-3 должен был составлять всего один человек, поэтому мы видим только один иллюминатор.
Стыковочный агрегат был без внутреннего лаза — для того, чтобы вернуться на корабль, летящий до Земли, космонавту пришлось бы перелезать в него через открытый космос.
В то же время, некоторые решения выглядят излишними. Например, тут видны специальные двигатели, которые должны были прижать корабль к поверхности в случае посадки на склон.
Герметичный блок навесного приборного отсека не очень нам рад…
Но в целом зал очень впечатляет. На стенах идет фильм Клушанцева «Дорога к звездам», тихо играет «Слушая Баха» Артемьева — электронный вариант прелюдии фа-минор Баха.
Наверху, внутри купола, горит звезда.
Фотографии этого не передают, но начинает казаться, что лунный корабль куда-то нас зовет. На Луну? В космическое будущее? Кто знает…
Первый день фестиваля «Море ясности»
45:51
Лектор: Герой СССР, лётчик-космонавт Александр Лавейкин.
Тема: «Есть ли альтернатива науке?».
1:35:52
Лектор: Лебедев Андрей, аспирант НИТУ «МИСиС», старший научный сотрудник отдела разработки перспективных фотопреобразователей и технологий НПП «Квант».
Тема: «Вклад НПП «Квант» в создание и развитие отечественной автономной энергетики».
2:45:32
Лектор: Комиссарова Дарья, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела внедрения реализации и пропаганды научной деятельности ГНЦ РФ-ИМБП РАН.
Тема: «Изоляционные эксперименты в космонавтике: зачем они нужны?».
3:52:38
Лектор: Филипп lozga Терехов, блогер-популяризатор.
Тема: «Космонавтика сегодня».
4:51:17
Лектор: Десинов Лев Васильевич, заведующий лабораторий дистанционного зондирования Земли Института Географии РАН.
Тема: «Что такое Упсала и как она влияет на твою жизнь?».