Интро
А что если вот так закрутить? Выбравшись из соседнего Бункера, я решил сбежать подальше от ужасов войны и оказался в Бостоне. А уже там, отплыв из темных глубин бэклога, вместе с частным детективом Эдвардом Пирсом отправился на остров Даркуотер, чтобы расследовать убийство. Безумие? Очень может быть. Но ради этого мы здесь, так что погружаемся.
Если добавить чуть контекста, то если честно, не помню откуда и как игра попала в бэклог. Вроде бы просто из рекомендаций в Стиме пришла и осталась.
Игра вдохновлена творчеством Говарда Лавкрафта, но я никогда не читал его книг, не играл в игры по его вселенной и всё что мне известно о нём — те щупальца его чудовищ, что проникли в поп-культуру. Запуская игру, я надеялся, что этого бэкграунда хватит, чтобы что-то понять.
Более полная история об этом погружении перед вами, друзья, посему — приятного чтения.
Сюжет
1924 год. В Бостоне запивает вискарём таблетки от бессоницы частный детектив Эдвард Пирс.
Агентство по найму угрожает ему отменой рабочей лицензии, если он не возьмётся за ум и как раз очень удачно к нему в офис приходит Стивен Уэбстер, богатый старичок и отец Сары Уоткинс, которая недавно при не очень внятных обстоятельствах погибла вместе со своими мужем и сыном во время пожара в фамильном особняке.
Горюющий по своей дочери Стивен принёс с собой странную картину, которую нарисовала Сара. На картине вроде изображен какой-то монстр, но даже не это главное. Ещё более странно то, что картина отправлена после смерти Сары, с острова, на котором стоял особняк её мужа. Эдвард Пирс находит это более интересным, чем выпивка и снотворное и отправляется на остров Даркуотер.
На острове живут и практически умирают вместе с островом китобои, у которых уже почти больше полувека нет работы. Эдвард начинает расследование и вместе с местным констеблем полиции приходит в особняк семьи Уоткинс. При осмотре выясняется, что некоторые обстоятельства указывают на следы борьбы, а значит версия следствия о несчастном случае может быть ошибочна, или даже подстроена. В особняке Эдвард находит и другие странные картины Сары, а ещё, классика, огромную подземную пещеру, в которой какие-то культисты проводят какой-то обряд и всё это очень странно выглядит.
Содержание скрыто
Показать
Особенно странно, что руководит обрядом Чарльз Уоткинс, муж Сары, считавшийся погибшим.
Все эти события — предвестье загадочного, сложного и мистического расследования, которое с разным успехом сможет завершить Эдвард Пирс.
И моя проблема с сюжетом в том, что его завязка значительно интереснее и понятнее остального сюжета. Я остановил пересказ незадолго до того, как в сюжет с двух ног залетит мистика. Но это нормально. Имею ввиду — начиная прохождение, я был практически уверен, что без чудищ и прочих подобных вещей не обойдётся, но мистика в сюжете (люди то умирают, то нет, где-то сон и где-то реальность без чётких границ и прочее) — это некий рубикон, перешагивая который очень легко уйти на территорию, где красиво подсвеченный туман всеобщей загадочности скроет в себе путь к цельному пониманию истории.
Мало игр умеет действительно изящно балансировать между двух крайностей, но когда получается — мы много лет с теплотой вспоминаем мрак Сайлент Хилла, например, и письмо жены Джеймсу Сандерленду. Но таких примеров не так много.
Call of Cthulhu, на мой взгляд, из тех игр, что напускают слишком много тумана. Отчасти в этом виноват и геймплей, но о нём чуть позже. История в игре для меня сложилась в более-менее понятную картину, но лишь отчасти. Скажем так: на острове происходит некоторая чертовщина и я понял почему она происходит, этот момент игра проясняет довольно внятно. Но вот как именно эта чертовщина работает — я не смог понять.
Очень может быть, что я пропустил какие-то важные записки, не проговорил нужные диалоги или ещё каким-то образом был невнимателен, в конце концов — может я просто глуповат и не смог где-то сложить два и два, может быть.
Но я не готов согласиться с этим на 100%. Даже некоторые диалоги, к примеру, в игре написаны так, что их трудно осмыслить при всём желании, потому что это просто набор каких-то мало связных реплик. Не всегда они такие, но бывает, лихорадит.
Даже так скажу, мне было бы интересно обсудить с теми, кто тоже прошел игру, несколько моментов, которые не столько меня беспокоят своей загадочностью, сколько любопытно узнать о впечатлениях в целом. Поэтому, если не лень, пишите в комментариях о своих впечатлениях от сюжета, о том легко ли было его воспринимать, интересно ли было за ним следить, были ли странные диалоги и так далее.
Ну а я пойду докапываться до геймплея, ибо есть до чего.
Геймплей
Грубо говоря, игра — это симулятор ходьбы, или если так можно сказать, Point & Click от первого лица. Помимо ходьбы и поинтования с кликингом в игре есть система прокачки и система разветвлённых диалогов.
Система прокачки разбита на следующие навыки: сила, психология, красноречие, поиск предметов, расследование, знание оккультизма и медицины. Многие из них будут иметь значение и в диалогах, и в игре.
У навыков есть описание, дающее примерное понимание о том для чего они нужны, но есть нюанс, о котором позже. Помимо возможности разговаривать с персонажами, Эдвард Пирс умеет в заскриптованных местах входить в этакий режим детектива, по механике напоминающий аналог из трилогии Бэтмэн Аркхэм. Суть та же, только оформление другое.
Как это выглядит в игре? Эдвард заходит в какое-то помещение и после какого-то активированного триггера (как правило, нужно взять какой-то предмет, или что-то в таком духе) игра предложит войти в этот режим. Сцена замирает и игроку надо подходить к подсвеченным объектам, которые Эдвард как-то прокомментирует.
Вот только зачем этот режим вообще существует в таком виде — не очень понятно. Имею ввиду, в большинстве случаев последовательность такая: игрок заходит в сцену, находит триггер, запускается режим детектива, игрок что-то находит внутри этого режима, режим заканчивается, игрок продолжает что-то искать и находить.
По факту этот детектив мод — возможность для Эдварда вообразить флешбеки, в которых он не мог участвовать. И за одно показать расследование в его голове. В чём тогда претензия?
Детектив мод парадоксальным образом выделяется и не выделяется одновременно. Выделяется потому, что ты не можешь его контролировать сам. Только игра позволит включить и выключить его в нужный момент. Будто бы тебе говорят:
А не выделяется детектив мод, потому что всё вокруг него — это точно такой же Point & Click, как и внутри него. Только области не подсвечены и нет силуэтов персонажей, участвовавших в событиях. Почему нельзя было объединить два подхода в один — вопрос. Скоре даже вопрос звучит так: зачем их так явно друг от друга отделять? Будто бы Эдвард несколько минут усиленно использует воображение, а потом вообще отключает его к хренам, чтоб 404ая ошибка не вылетела.
К примеру, если не ошибаюсь, в первой же свой детектив мод Эдвард входит, находясь на маленьком складе. Он видит на полу какие-то тряпки, а рядом лежит фотка. Эдвард комментирует что-то в духе «хм, видимо кто-то очень любит это фото, раз с ним в обнимку спит». Спустя несколько минут детектив мод кончается, а фото точно так же лежит рядом с тряпками, как и лежало в момент, когда Эдвард вошел. Зачем нужен был целый ОСОБЫЙ режим, чтобы Эдвард мог оставить комментарий?
А ещё есть стрельба в одном из эпизодов, и видит Ктулху, лучше бы её не было вообще. Кстати, возможно для стрельбы как раз нужна вкаченная «сила», судя по ярлыку над врагами. Но если так, то у меня ещё больше вопросов. Если всё так и сила нужна для стрельбы, то, во-первых, логически это просто ультимативная чушь. Эдвард — здоровенный шкаф. Ему, даже с учётом всех его ментальных проблем не нужен навык, чтобы нажимать на курок пистолета. Во-вторых, если бы нельзя было стрелять с недокаченной силой, то врагов тут пришлось бы оббегать, я полагаю. А это просто очень плохой геймплей, потому что враги в этом эпизоде — те самые китобои, которые бухают последние полсотни лет и у них помимо этого тоже есть ментальные проблемы. А Эдвард, повторюсь, здоровенный шкаф и бывший солдат. Но едва живые китобои его ваншотят. И бег «с препятствиями» сюда не вписывается никак, а значит — стрельба должна быть доступна в любом случае, каким бы игрок не пришел. Но опять же, зачем тогда «сила» тут?
Не смотря на то, что некоторые аспекты игры работают не очевидно, а некоторые просто плохо (даже без скидки на субъективщину) , хорошее в ней тоже есть. Это касается некоторых загадок, которые механически нечто большее, чем просто покрутить предмет в руках, но их так мало за 8 часов прохождения, что если они и способны создать противовес, то спорные решения на другой чаше весов едва ли могут хоть немного напрячься.
Справедливости ради, пожалуй стоит ещё упомянуть иной раз приятно гнетущую и мрачную атмосферу. Но это касается преимущественно тех эпизодов, где на этом сделан акцент. Есть в игре локации, в которых, в хорошем смысле, физически неприятно находиться. А есть и просто мрачные, скорее под стать жанру. В этом аспекте, на мой взгляд, у игры ровный темп с периодически выделяющимися сценами.
Ещё в игре есть уже упомянутые ветки развития событий и выбор, который вроде как влияет на что-то. То есть в теории в её плюсы можно записать и реиграбельность, но я не уверен, что она, как возможность, стоит того с учётом остального контекста.
К сожалению, больше в игре почти ничего и нет в плане геймплея. Она — симулятор ходьбы по большому счёту, поверх которого есть диалоговая система и система прокачки. Но на мой взгляд, ни одна из этих механик не работает в нужной степени хорошо, чтобы посчитать её достоинством игры. Вообще, это больше похоже на выводы, а значит надо подводить итоги.
Итог
Очень спорная игра. У неё, не побоюсь этого слова, довольно интригующее вступление в плане сюжета, история время от времени довольно неплохо себя чувствует, но всё остальное в ней довольно среднего уровня или хуже.
Сама история в том числе. Я готов поверить, что есть люди, у которых вопросов не осталось, но и в обратное готов поверить не меньше. В игре несколько концовок и я в итоге получил хорошую, но если бы я не погуглил, я бы даже не подумал, что именно эта хорошая.
Система прокачки и ветки диалогов номинально работают, но смысла в них мало на практике. Возможно, во время разработки кончились деньги и поэтому в игре есть идеи, многие из которых не доведены до законченного состояния. Возможно, разработчики горели идеями на этапе препродакшена, но по ходу дела сломались и не смогли придумать как направить амбиции в осязаемые инструменты и сделали то, что могли сделать, а не то, что хотелось.
Первые пару часов я проходил игру даже с удовольствием, но ко многим аспектам в дальнейшем, по крайне мере у меня, есть вопросы. А от некоторых остались недоумение и усталость.
Возможно, её можно порекомендовать любителям Лавкрафта или просто подобного жанра, но я бы не стал.
Такая история.