В школьные годы главные героини картины «Призрачный мир» ведут совместную, параллельно-дополняющею, подростковую модель бунтарства, которая представлена холодными отрешенностью и высокомерием. Они мрачны, холодны и безразличны к окружающим. Они по своей сути настроены на отстранение от бытовой жизни и мира.
Но все это больше можно сказать про Энид, героиню Торы Бёрч: она – олицетворение их социального поведения. Ребекка, героиня Скарлетт Йоханссон, пытается догнать и соответствовать своей подруге.
Картина начинается со школьного выпускного. С конца. А именно, конца их совместного отстранения. После школы, перейдя этот устоявшийся жизненный порог во взрослую жизнь, Ребекка начинает отходить от этого пути.
Смотря на ее путь после прохождения этого порога глазами отрешенности и безразличия, можно сказать, что она «поплыла по рутине». Но их бунтарство не отрицает рутину, прославляя «анархию». Потому что это даже и не бунтарство, а социально-психологическая установка Энид. Ребекка, будучи подругой Энид, старается догнать свою подругу, ответственно и правдоподобно имитируя эту мрачную отрешенность. Но это все равно имитация.
Школьный выпускной порог в этой истории является очень важным социально-психологический этапом. Ребекка, перейдя его, принимает реальность со всей ответственностью и входит во взрослую жизнь.
А что же Энид? Окончив школу, она продолжает идти по своему прежнему пути. Героиня Торы Бёрч продолжает отрешенно разыгрывать людей, безразлично протягивать связи с людьми. Поначалу она делает это совместно с Ребеккой, но последняя определенно в процессе перехода. Вообще, Ребекка предстает довольно сильным «напарником» Энид, которые параллельно друг друга дополняют. Энид нужен кто-то, кто разделит, поддержит ее социально-психологический настрой, на фоне которого будет отражаться, торжествовать и самоукрепляться ее эго. Но для Ребекки – все не так серьезно. В последующих сценах после выпускного, Ребекка предстает слабым игроком в игре Энид, и за довольно короткий срок снимает «имитационный плащ» и идет своей дорогой. Ребекка, по какой-то причине, возможно, находясь в определенных моральных и психологических условиях в школе, ввязалась в данную игру Энид и хорошо вжилась в роль, пытаясь догнать Энид, и находясь в поисках своей роли. По тому, как быстро Ребекка отходит от Энид после школы, можно сказать, что, будучи в школе, Ребекка нуждалась в лидере, считая, что не способна взаимодействовать с миром одна. Но закончив школу, выйдя за пределы этих условий, в которых находилась долгое время, Ребекка выясняет, что она способна потянуть этот мир сама.
Первое время после выпускного Ребекка все еще ведет себя по-прежнему, но уже явно теряя былой азарт. Довольно быстро скрепляющие ее с Энид узы дают трещину, и она показывает противоположное поведение.
Теперь вернемся к Энид. После завершения школы, как было сказано ранее, она продолжает проявлять холодную социально-психологическую позицию. Перейдя первый важный порог для этой истории – выпускной – она входит неизменной в последующий период, не проявляя ни активности, ни желания как-либо меняться и подстраиваться под новые условия, разве что, позволив лишь впустить в свою жизнь послабление. А именно: она устроилась на работу, записалась в летнюю художественную школу и познакомилась с довольно интересным мужчиной Симуром (Стив Бушеми). Казалось бы, что это большой прогресс и продвижение вперед. Но все это было сделано под полным контролем ее социально-психологической установки. Энид все же решила попытаться что-то изменить. Героиня немного дала себе возможность выйти за свои рамки и проявить небольшую активность в социальной жизни. Но, к сожалению, все заканчивается провалом.
Попытка поработать, занятие в художественной школе и развитие отношений Энид и Симура – это второй порог для Энид. И это порог она перешла не такой сухой, как первый. Эти отношения всколыхнули их личности и подтолкнули героев к изменениям.
Симур – спокойный, закомплексованный, застенчивый и, так сказать, «забитый» мужчина. Симур и Энид – оба – занимают абстрагированную позицию в социальной жизни общества. Но их отстраненность все-таки разная: у Энид – это мрачно-холодная отрешенность и высокомерие, а у Симура – смесь из интроверсии, стеснительности и закрытости. Симур как человек из схожего слоя с Энид привлекает ее внимание.
Энид вышла из их отношений не такой сухой, как Симур. Стоит признать, что она пыталась, как могла, пересилить свои убеждения. Но она не смогла. Да и в Симуре изменений можно и не наблюдать. После глотка свежего воздуха, психологический путь приводит Симура обратно в начало. А вот Энид – в ее финал.
Несмотря на провал ее попытки измениться, Энид выносит с собой важное, ключевое дня своего самопознания «зернышко». Она приходит к тому, что она не способна жить в окружающем ее мире, она не способна его потянуть. Ее социально-психологическая установка перерастает из подростковой в более зрелую форму. Все-таки она повзрослела.
Энид завершает свое обитание в этом мире, придя на закрытую остановку, с которой перед ее глазами автобус увозит старика, долго-долго ожидавшего этого автобуса. Но ей так долго ждать не пришлось, и автобус повез ее в никуда.