Привет, мир! Меня зовут Андрей Аврамчук, я редактор в команде спецпроектов МТС Диджитал. А вы обращали внимание, сколько на форумах, в сообществах в соцсетях и телеграм-каналах грустных мемов и картинок о том, что работать невозможно, что ИТ-отрасль стала слишком тяжелой, людей перебор, чересчур много выдумали кайдзенов со спринтами и прочих аджайлов? А хотелось бы видеть больше интересного и качественного юмора, ведь юмор — это великая сила. Например, как у Рэндела Манро в комиксах xkcd. Они сочетают в себе минималистичную графику и глубокие, иногда философские шутки, обращающиеся к актуальным вопросам науки, технологий и повседневной жизни.
Но что же стоит за его популярностью? Как он смог завоевать сердца и умы миллионов читателей по всему миру, почему полюбился ИТ-специалистам и простым пользователям интернета? Давайте обсудим! А в комментариях присылайте свои любимые комиксы и кидайте ссылки на любимых авторов.
Изображения — часть культуры
Человек использовал изображения на протяжении всей истории — начиная с иероглифов, петроглифов и других наскальных рисунков и заканчивая современными цифровыми форматами.
В 1840-х годах в США появляются первые печатные комиксы, повествующие о различных историях. К концу XIX века появляется «Желтый малыш».
Главным героем комиксов был лысый мальчик с торчащими передними зубами, одетый в безразмерный желтый комбинезон; он жил в нью-йоркских трущобах и попадал в смешные ситуации — его одежду ела собака, он боксировал с помощью козла, ставил мировой рекорд по езде на велосипеде с козлом, собакой и кошкой на спине. Этот малыш связан с появлением понятия «желтая пресса».
В 1938 году создают «Супермена» — так начинается эпоха супергероев и мультивселенных DC и Marvel:
В России еще до Петра I создают житийные иконы, а в XVII-XIX веках появляется русский лубок. Позже, в XX, появляются «Окна РОСТА», «Сатирикон» и другие издания, публиковавшие комиксы и карикатуры.
Популярность японских манга распространилась на весь мир:
Комиксы от крупных изданий сегодня — это множество стилей и жанров. Несмотря на это, простота по-прежнему остается актуальной. Такие зарисовки требуют меньше времени на создание, их легче воспринимать, ими можно быстро поделиться с друзьями, опубликовать на форуме или в социальных сетях. Пока какое-нибудь важное событие попадет на страницы изданий, выполненных командой художников, в сети будут выпущены десятки и сотни мемов и веб-комиксов. Это делает короткие зарисовки привлекательными не только для художников, но и для широкой аудитории.
xkcd: начало
Один из самых ярких примеров успешного слияния простоты и глубины — веб-комикс xkcd. Минимализм в графике и тонкий юмор сочетаются с философскими размышлениями и актуальной социальной сатирой.
25 января 2003 года Рэндел Манро зарегистрировал доменное имя xkcd.com. Смысла в этом доменном имени искать не стоит. Он просто устал от смысловых никнеймов и взял нечто, не имеющее смысла. А главное, успел урвать четырехбуквенный домен в зоне com.
Позже домен «ожил». Рэндел начал делать небольшие зарисовки из жизни несколько раз в неделю. На тот момент он работал в НАСА, и веб-комикс был всего лишь хобби. Пока не пришла настоящая популярность: в 2005 году завирусился комикс про Sudo и сэндвич, и база читателей сайта удвоилась. Посещаемость сайта xkcd составляла 70 млн в сутки!
В какой-то момент комиксы стали приносить автору больше денег, чем основная работа. Времени на них уходило все больше, а задачи для НАСА приходилось решать дома и по выходным. Так что художник решил посвятить всего себя рисованию комиксов.
Зеркало реальности. Или о чем все это?
Вдохновение для комиксов Манро получает в реальной жизни, в новостях науки и технологий, в видеоиграх, новых программах и приложениях. Его истории охватывают широкий спектр тем — от научных и математических концепций до повседневных жизненных ситуаций. Далеко не всем его комиксы понятны, часто нужно знать матчасть. Веб-комикс в случае с xkcd — это интеллектуальное развлечение, доказывающее, что комиксы могут быть и доступными, и глубокими одновременно.
Темой становится и любовь — конечно, это ведь отдельная сила, как нас учил Нолан в «Интерстелларе». Как в этом комиксе, где девушка крутится против часовой стрелки, чтобы больше времени провести с любимым человеком.
В комиксах находят отражение актуальные и широко обсуждаемые события. Один из ярких примеров — пандемия Covid-19.
В декабре 2019 года была обнаружена вспышка заболеваемости в Китае. 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о высокой опасности болезни. А в июле Рэндел сделал эту инфографику:
Также он предложил инструкцию, как сказать человеку, что не хотите что-то делать вне вашей «зоны комфорта Covid». Это все происходило на волне споров о том, что на самом деле снижает риск заболеваний, работают ли маски, нужно ли соблюдать социальную дистанцию и мыть упаковки еды, которые доставляют из магазинов.
Эта коронавирусная история связана с переносом премьеры «Чудо-женщины: 1984». Как же здорово отключить все веб-сайты, чтобы точно не попасть на спойлеры ожидаемого фильма… и в итоге пропустить все новости про пандемию. Напоминает историю про Джареда Лето, который решил 12 дней медитировать вдали от цивилизации без телефона и интернета, а вернулся в опасный мир Covid-19.
В качестве отдельного формата можно выделить инфографику. В ней интересные (и не очень) темы раскрываются с юмором. Здесь, к примеру, Манро предлагает уникальную идею доски с колесом диаметром 2 см — это недостающее, утерянное звено в графике существующих диаметров колес и их количестве в транспортных средствах.
Здесь мы видим ответ на очевидный вопрос о том, что служит причиной смерти при путешествиях во времени. Особенно интересен момент со смертью при заклинившей двери машины времени.
Так выглядела бы классическая периодическая таблица до Дмитрия Менделеева.
Такие юмористические иллюстрации периодически сменяют гораздо более сложные темы. На последние автор потратил явно больше времени, чем на рисунки с короткими диалогами или простую инфографику про путешественников во времени.
Один из примеров можно увидеть в этом разборе на SE7ENе комикса о нескольких решениях, казалось бы, однозначного вопроса — переноса на плоскость карты Земли.
А вот и инфографика про деньги:
Что, если?
Стандартные научные ответы на разные вопросы вряд ли заинтересуют слушателей, тем более если это не «прогретая» публика, которая ждет разбора конкретной темы. Но если подать информацию в необычном формате, дать какие-то необычные сравнения — это уже другое дело. Сравните, как можно сказать о давлении: количество кг на квадратный сантиметр или количество слонов на площадь размером с ноготь большого пальца. В каком случае интереснее?
Идея рубрики What If? появилась у Рэндела Манро во время открытых лекций в Массачусетском технологическом институте. Кроме отдельного блока на сайте, результатом стала одноименная книга, бестселлер на Amazon.
В книге отвечают на вопросы читателей. Пример:
-
А что, если все люди на Земле одновременно направят на Луну лазерные указки? Изменит ли она цвет?
-
А что, если бы в чернобыльский реактор во время аварии сбросили антиматерию? Он прекратил бы плавиться?
-
Что можно было бы увидеть в нескольких временных точках периода последних миллионов лет, стоя на Таймс-сквер?
-
Можно ли плакать так долго, чтобы произошло обезвоживание организма?
-
Сколько электричества сможет вырабатывать Йода, используя свою силу?
Книга пережила уже девять изданий — и десятое юбилейное планируется в ноябре 2024 года.
Еще есть книги Thing Explainer и How to. В первой Манро объясняет сложные вещи простым языком, используя 1 000 самых распространенных в английском языке слов. А во второй дает абсурдные научные ответы на простые вопросы.
Секрет популярности
Популярность комикса xkcd можно объяснить несколькими факторами.
Виральность. Распространение во многом зависело от сарафанного радио, форумов и социальных сетей. Пользователи делились интересными выпусками, росла популярность идеи Манро. Важной стала вирусность комикса про сэндвич, хотя неизвестно, что бы было без него — вполне вероятно, такой же популярной могла стать любая из последующих иллюстраций.
Интеллектуальный юмор. Комикс сочетает в себе умный и понятный юмор, хотя он не всем и не всегда может быть доступен. Тем не менее он заставляет задуматься, побуждает к обсуждениям, подталкивает к поиску ответов в сети. Шутки имеют научную основу, способствуют развитию критического мышления — так что комикс не только смешной, но и полезный. Он привлекает и любителей науки, и тех, кто просто хочет посмеяться.
Постоянная работа. Один из главных факторов успеха, вероятно, заключается в постоянной работе над комиксом. Создавать несколько комиксов в неделю на протяжении уже двадцати лет — задача не из легких. На одном вдохновении такое сделать нельзя, нужна усердная работа, дисциплина, самоотдача.
«Предупреждение: этот комикс иногда содержит ненормативную лексику (что может быть неприемлемо для детей), необычный юмор (что может быть неприемлемо для взрослых) и углубленную математику (что может быть неприемлемо для гуманитариев)», — емко о комиксе высказался комментатор в 2008 году.
Значимость xkcd в мире веб-комиксов подтверждают многочисленные награды. В их числе — литературная премия Хьюго за комикс Time:
Первый стрип комикса. Он был опубликован в полночь 25 марта 2013 года, изображение обновлялось каждые 30 минут до 30 марта 2013 года, а затем каждый час в течение 118 дней. Полный таймлапс комикса можно посмотреть по ссылке.
Вместо итога
Рэндел Манро не был первооткрывателем минималистичного рисунка, но он сделал его популярным в веб-среде. При этом у него появилось множество подражателей и продолжателей: параллельно с Манро они тоже создавали похожие проекты.
Емкий интеллектуальный юмор получил новую жизнь в видео Animator vs. Animation от Алана Бекера. Уже есть серия Animation vs. Maths, Animation vs. Physics, Animation vs. Geometry. Автор к юмору и темам, побуждающим к размышлениям и философии, добавил образовательную составляющую:
На этом все. Делитесь любимыми комиксами в комментариях!