SPOILER ALERT
Треугольник печали – трижды номинированная на Оскар-2023 социальная, сатирическая комедия абсурда шведского режиссера Рубена Эстлунда.
Главные герои – Яя и Карл, модели-инфлюtнсеры, отправляются в круиз на элитном лайнере. На борту вместе с ними самые разные представители состоятельного общества – русский бизнесмен, продающий «дерьмо», пожилая британская пара, производящая взрывчатые устройства, неловкий IT-гений и женщина.
После продолжительного шторма на яхту нападают пираты и она тонет, после чего некоторые пассажиры оказываются на необитаемом острове. Иерархическая пирамида переворачивается и теперь за главную в команде – уборщица туалетов, а буржуи вынуждены прислуживать ей, чтобы получать кров и еду.
Трудно не догадаться, в чем идея фильма. «Треугольник печали» о гендерных и социальных ролях, общественной иерархии, людском лицемерии. Тем не менее, из-за достаточно карикатурных персонажей, обилия иронии и абсурдных, неловких ситуаций, зритель воспринимает остросоциальные проблемы, поднимаемые в фильме, как нечто несущественное и забавное.
Несмотря на серьезную проблематику фильма, «Треугольник печали» сложно назвать авторским заявлением. Как говорил сам Рубен Эстлунд, он использует киноискусство как экспериментальные зарисовки, помещая определенных персонажей в неоднозначные ситуации.
«Красота как валюта»
Эстлунд также рассуждает о ценности внешней красоты. Яя и Карл – модели-инфлюенсеры. Они зарабатывают на жизнь своей внешностью и даже круиз на яхте они получили бартерно. Именно благодаря внешности они стоят значительно выше в иерархической пирамиде. Попав на остров, Карл, будучи молодым и красивым парнем, пользуется своей привилегией в отношении нового капитана и получает за это еду.
«Цинизм под маской оптимизма»
На протяжении всего фильма мы видим все проявления человеческого лицемерия. Будь то колонка под фортепиано, или патриархальные манипуляции под феминистские лозунги. Яя выкладывает в социальные сети фото, как ест пасту, хотя не ест глютен. Богатая женщина заставляет членов экипажа «веселиться», выдавая это за жест доброй воли.
«Я ПРИКАЗЫВАЮ НАСЛАДИТЬСЯ МОМЕНТОМ»
Даже милая пожилая пара оказывается производителем взрывчатых устройств.
Так о чем же все-таки хотел сказать режиссер?
Треугольник с любой стороны треугольник. Иерархии не разрушаются, а пересоздаются.