Фото Iñaki de Bilbao CC
Ни для кого уже не секрет, что вся современная музыка – это плод совместного труда сразу нескольких творческих людей. Каждая песня, записанная музыкантами в студии, проходит через большое количество правок и обработок, чтобы мы с вами могли насладиться её звучанием.
В этой статье мы обсудим, какие этапы проходит каждая аудиозапись, что такое мастеринг звука, а также расскажем какого это – быть мастеринг-инженером.
Первым, помимо самого музыкального коллектива, работу со звуком начинает звукорежиссер. Его задача – следить за положением микрофонов, громкостью каждого инструмента, а также за множеством других показателей во время звукозаписи.
Как только все звуковые дорожки записаны, и режиссер оказывается всем доволен, они попадают в руки инженера по сведению. На этом этапе проходит отбор лучших материалов, их сведение, выравнивание громкости и частот, а также выполняется минимальная обработка, включающая работу с эквалайзерами и компрессорами.
На этом этапе обработки звукозаписи не подвергаются сильным изменениям и сжатиям, чтобы не усложнять задачу мастеринг-инженеру (он не может исправить то, что было сделано ранее), к которому композиция попадает далее. Именно он ответственен за то, как будет звучать музыка. После его работы запись отправляется в массовое производство.
Задача мастеринг-инженера не просто исправить недочеты и убрать ненужные звуки, но и адаптировать песню таким образом, чтобы она хорошо звучала и в машине, и в плеере, и на качественной аудиосистеме. Ведь далеко не все слушают музыку в идеально подготовленных комнатах с первоклассной аппаратурой.
Например, ноутбук не может проигрывать музыку громко и при большом количестве низких или высоких частот начинает «хрипеть». В кинотеатре же другая картина – запись должна иметь большое количество низких частот, чтобы зритель в зале хорошо ощущал динамику. Если мастеринг выполнен плохо, то на выходе слушатель получит «сырой» продукт и будет чувствовать себя обманутым.
Примером неудачного мастеринга может служить альбом группы Metallica – Death Magnetic, выпущенный в 2008 году. Более 12 тыс. фанатов подписали петицию с требованием о перевыпуске и ремастеринге альбома. Песни «невозможно» было слушать, в связи с чем огромное количество дисков покупатели вернули в магазины.
Стоит добавить, что в том же году Metallica выпустила стемы [отдельно записанные дорожки инструментов – прим. ред.] для игры Guitar Hero, и в этом случае гитары звучали намного лучше. «Народные умельцы» тут же выпустили исправленный альбом, использовав звук гитар из игры, – именно эта версия считается среди фанатов «каноничной».
Процесс мастеринга
Итак, получив необходимые материалы, первое, что делает мастеринг-инженер – полностью прослушивает запись и производит оценку. На данном этапе важно найти сильные и слабые стороны песни, понять, как можно улучшить звучание и выяснить, что хочет получить в итоге музыкант/продюсер.
Вообще, связь мастеринг-инженера с его работодателем очень важна. Для достижения успешного результата инженеру необходимо полностью погрузиться в атмосферу музыки и разобраться с каждым аспектом. Музыкант предъявляет свои требования, а инженер, в свою очередь, предлагает решения для их реализации, а также говорит, что следует добавить, или от чего предпочтительнее отказаться.
Можно сказать, что мастеринг-инженер должен сделать песню лучше, добиться того, чтобы она могла составить «конкуренцию на рынке». Под конкуренцией стоит понимать частоту прослушивания на радио или на стриминговых сервисах. Чтобы песня стала конкурентоспособной, необходимо обработать ее в соответствии с жанром. Так, для хип-хопа важен бас – он должен быть массивным и «качать» слушателя. В случае поп-песен важен вокал, который бы отчетливо выделялся на фоне музыки.
«Я стараюсь сделать того, чего не удалось достичь звукорежиссеру, музыканту или продюсеру. Зачастую – это технические вопросы, но бывает приходят и концептуальные решения, – говорит мастеринг-инженер Эмили Лазар (Emili Lazar). – Люди тратят кучу времени на сведение, и, порой, пересведение, по этой причине все песни звучат по-разному».
Мастеринг-инженер должен постоянно совершенствовать свой «музыкальный вокабуляр», понимать звук и приучать себя слушать и искать ошибки в записях.
Если немного углубиться в терминологию, то в обязанности мастеринг-инженера входят обработка динамики звучания, выравнивание уровней сигнала, работа с эквалайзером, подавление шумов и упорядочивание песен. Чтобы все это уметь делать, человек должен обладать огромным багажом знаний и опыта, а также понимать и применять различные техники на практике.
Принимаясь за работу над очередным проектом, даже профессионалы своего дела могут открыть для себя что-нибудь новое, с чем ранее не сталкивались, потому они должны быстро адаптироваться, учиться и принимать верные решения на лету. Одна из таких историй случилась с Майклом Романовски (Michael Romanowski), профессиональным мастеринг-инженером, владельцем двух мастеринг студий, а также президентом Академии звукозаписи Сан-Франциско.
Однажды ему довелось работать с чешскими певцами, и он столкнулся с неординарной проблемой. При простом и привычном, казалось бы, процессе де-эссинга – наложении определенной компрессии для снижения выразительности свистящих согласных [с, з, ш] – голоса певцов начинали звучать так, будто у исполнителей был дефект речи. В 2012 году Майкл дал развернутое интервью сайту emusician.com, в котором рассказал о своей работе и привел другие примеры из своей практики.
Вообще мастеринг-инженеры разделились на два лагеря: одни создают свой «фирменный» звук, из-за которого обращаются именно к ним, а другие – буквально «полируют» звучание до такого состояния, чтобы не было слышно никаких изъянов. Обе философии имеют право на существование, ведь все мы люди и у каждого свой вкус. Однако, помимо «живых» мастеринг-инженеров, есть и искусственные.
В 2014 году компания MixGenius запустила проект LANDR – облачный сервис автоматического мастеринга песен. Благодаря специальным алгоритмам программа сама определяет жанр и предлагает пользователю выбрать стиль будущего звучания. Обработка проходит за считаные секунды и стоит от $2 до $20 за песню или $9 за подписку на месяц.
В сравнении с расценками «живых» специалистов, где за час работы можно отдать более $500, проблем с расходами возникнуть не должно. Для начинающих музыкантов подобный сервис придется очень даже кстати. Но не следует долго засиживаться на нем, потому что он делает все песни однообразными. Это как заказывать готовую еду – она может быть вкусной, но вкус этот будет всегда одинаковым.
Загадочным образом, мастеринг-инженеры очень любят описывать свое непонятное для многих ремесло на примере еды. Например, посмотрите, как описывает этапы работы над аудиозаписью Майкл Романовски:
«Есть те, кто выращивает еду. Есть те, кто ее готовит. А также есть те, кто ее подает. Аналогично и с музыкой. Фермеры (звукорежиссеры) знают все о почве, воде и удобрениях, а также о том, что делать с определенными видами урожая.
Шеф-повар (инженер по сведению) знает, какие ингредиенты лучше добавить и в какой пропорции. А декоратор блюд (мастеринг-инженер) знает все о том, как лучше подать готовую еду – какая должна быть порция и когда её принести».
Фото Robert Taylor CC
Прогресс
Индустрия мастеринга претерпела значительные изменения за последние десятилетия. Благодаря развитию технологий процесс обработки стал проще, удобнее и быстрее. Если раньше инженерам приходилось дублировать ленточную запись, чтобы сохранить свою работу и убрать в архив, то сейчас, в век компьютеров, нет нужды держать записи на подобных носителях.
На современные жесткие диски можно занести сотни, а то и тысячи проектов, и не бояться, что они испортятся или как-нибудь исказятся. Если диск находится в сохранности, то с ним ничего не произойдет. Да и поиск в цифровой библиотеке куда проще – достаточно ввести название проекта, а не бегать по архиву в поисках необходимой записи.
Конечно, появились новые технологические шаги. Если раньше специалисты работали только с аналоговыми устройствами, то на данный момент значительная часть работы выполняется на компьютере. Подобное было бы невозможно без ЦАПов, которые сделали большой шаг вперед за последние 20 лет.
«Работать с первыми цифровыми системами было не особо приятно – все время рискуешь, как будто собираешь карточный домик в комнате с кучей острых лезвий. Двигаешься медленно, дабы не порезаться. Было неудобно и порой даже страшно, – отмечает мастеринг-инженер Джонатан Вайнер (Jonathan Wyner). – Когда мы работали с ¾-дюймовыми ю-мэтик лентами, нам приходилось сидеть целый час, чтобы записать на нее часовую готовую работу. Потом мы молились и надеялись, что производитель сделал качественную пленку, и запись будет звучать должным образом».
Сейчас все по-другому. Часовой проект можно записать за 4 минуты и не переживать, как он будет звучать на жестком диске или на CD.
Действительно, работа современных мастеринг-инженеров изменилась за последние несколько лет. Посмотрите это короткое видео, в котором Джонатан рассказывает о работе мастеринг-инженера и делится важными советами. Например, он рассказывает, как оформить комнату, в которой происходит магия. В ней все звуки и частоты должны воспроизводиться без искажений. Поэтому стоит прикрыть отражающие элементы чем-нибудь плотным, способным поглотить звук, например, шторами. Однако и «переглушать» комнату нельзя – некоторые частоты будут просто теряться.
Джонатан также отмечает, что не стоит полагаться только на одну пару акустических колонок – в студии должно быть несколько источников звука, чтобы можно было оценить звучание на разных АС. Не стоит забывать и о расположении колонок – звук «взаимодействует» с комнатой, нужно учитывать, как он распространяется и «обтекает» углы.
На его канале есть множество тематических видео, в которых он более подробно объясняет различные аспекты своей работы: работа с эквалайзером, громкостью, сжатием и др.
Заключение
Если бы музыканты хотели, чтобы вы слушали музыку, не прошедшую этапы микширования и мастеринга, то выпускали ее на полки магазинов прямиком из студии. Люди, которые создают, редактируют, микшируют музыкальные записи и проводят их мастеринг, существуют не для того, чтобы путаться под ногами у музыкантов, – они помогают исполнителям.
Правильно выполненная обработка может сделать звук инструментов более живым или намеренно странным. Более того, без грамотно проведенного мастеринга музыка не может быть выпущена на некоторых носителях, например на виниле.
Мастеринг для винила имеет свои особенности, связанные с техническими ограничениями пластинки. Каждая дорожка на диске – это волновая форма. Более громкая волна имеет большую глубину и ширину. Чем больше низких частот и больше уровень громкости мелодии, тем большую площадь займет дорожка на виниловом диске и тем меньше материала можно будет уместить на одной стороне пластинки. И таких нюансов в искусстве мастеринга большое количество, вот почему на его постижение уходят годы.
Мастеринг-инженеры – часть процесса творения, и из-под их «пера» выходят удивительные произведения искусства. Никому не нужна версия «Dark Side of the Moon», которая не прошла этапы микширования и мастеринга, – Pink Floyd выпустили песню в том виде, в каком они хотели её слышать.
P.S. Еще несколько интересных материалов из нашего блога:
- Как получить наилучший звук от проигрывателя винила
- Обуздать волну. Корректируем акустику помещения при разных бюджетах
- Визуализация музыки: от традиционных подходов к современным интерфейсам
- Лучшие бюджетные проигрыватели винила 2016
- Интервью с создателями акустики Arslab
- Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
- Почему Рахманинов играл Концерт №3 быстрее других
- Винил: Новое – это хорошо забытое старое
- Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе
- Как появление системы записи нот изменило саму музыку