Мастер и Маргарита: искусство в эпоху социализма

Мастер и Маргарита: искусство в эпоху социализма

Не так давно вышла очередная экранизация Булгаковского произведения «Мастер и Маргарита». Фанаты классического прочтения после премьеры сошлись в тяжелой битве с теми, кому по нраву оказался новаторский ход Локшина. Я как раз принадлежу к тем, кому экранизация сильно зашла, хоть и являюсь фанатом классического произведения и даже в свое время разбирал досконально как создавались образы нечисти в романе. Ну да не об этом сегодня.

Одним из ярких плюсов нового фильма я считаю его визуальную составляющую. Был сделан потрясающий подбор локаций, который в паре с компьютерной графикой помог создать тот самый утопичный и несбыточный Советский союз. Именно про архитектуру сегодня и поговорим.

Дисклеймер: для людей не знакомых с романом Мастер и Маргарита внутри могут содержаться спойлеры. Тем, кто роман читал, переживать не за что.

Весь просмотр фильма, я ловил глазами своего рода «пасхалки» оставленные дизайнерами, и тут действительно есть о чем поговорить. Несмотря на то, что с первых кадров фильма мы попадаем в дом, где проживал критик Латунский (МГТУ им. Баумана в реальности), начать рассказ стоит с более величественной постройки, которая не единожды появляется в кадре, а именно – с Дворца советов. Именно он стал той самой доминантой Москвы, как того и хотели в своё время.

Кадр из фильмаКадр из фильма

Величественная постройка, высотой в 495 м., должна была появиться на месте храма Христа Спасителя в Москве и стать своеобразным символом новой страны, но в итоге стала символом страны несбыточной. Про Дворец советов много что можно рассказать, но главное что интересует нас в свете той самой утопический архитектуры, это то, что именно данный проект выиграл на Всесоюзном конкурсе в 1931г. среди 160 проектов, присланных со всего мира. Среди многочисленных работ, многие из которых были выполнены в главенствующем на тот моменте стиле авангардизма и функционализма, выиграл проект Бориса Иофана. Вместо продуманного дизайна, мы имеем 100-метровую статую Ленина на своеобразном постаменте, которая, переплюнув все имеющиеся на тот момент высотные здания в мире, должна была олицетворять мощь Советов.

Мастер и Маргарита: архитектура победившего социализма
Мастер и Маргарита: архитектура победившего социализма

И даже если считать, что прямых сигналов к смене идеологического курса в архитектуре от правительства страны не было, Дворец советов стал ориентиром для всех архитекторов на последующие 20 лет. Есть одна интересная байка, связанная с конкурсом на проект Дворца советов. Среди прочих конкурсантов в нём участвовал именитый архитектор Ле Корбюзье. На презентации макета перед государственной комиссией он сыграл «Интернационал» на изготовленных из струн вантах кровли макета. Но возглавлявший комиссию Сталин лишь сказал: «А „Сулико“ он сыграть сможет так?»

Проект Ле КорбюзьеПроект Ле Корбюзье

Я уже немного рассказывал про сталинскую архитектуру, но вкратце выделю её отличительные черты:
1) Смесь ар-деко и классического ампира;
2) Гипертрофированные объемы;
3) Пропагандистская символика в оформлении.

В начале 1930х принимается генеральный план реконструкции Москвы, когда расширяются улицы, сносятся старые и возводятся новые дома в стилистике той самой сталинской архитектуры, колоссально меняется облик города. Как раз всё это мы и видим в фильме. А теперь давайте в хронометрическом порядке разберем, что же нам попадается на глаза.

Начнём с дома, где проживал критик Латунский. Как я уже писал выше, местом, послужившим для съемок этой локации, стал корпус МГТУ им. Баумана (Москва, 2-й Бауманская 5).

Кадр из фильмаКадр из фильма
Главный корпус МГТУГлавный корпус МГТУ

Та его часть, что фигурирует в фильме относится уже к позднему периоду сталинской архитектуры, так как строилась с 1949 по 1960 годы и судя по выразительному портику, украшенному скульптурами, чудом ушла от постановления об «архитектурных излишествах» 1955г. Холл дома снимался уже в другом месте, а именно в одной из «семи сестер», — высотке у Красных ворот. Тут вполне можно оценить те самые излишества, которые заменили привычными нам сегодня панельками. А вот сама квартира с крутой плиткой на кухне, уже видимо снималась в павильоне (либо расскажите мне, где сохранился такой шик).

Кадр из фильмаКадр из фильма
Кадр из фильмаКадр из фильма
Холл высотки у Красных воротХолл высотки у Красных ворот
Холл высотки у Красных воротХолл высотки у Красных ворот

Далее мы переносимся в психиатрическую клинику Стравинского. Здесь опять же камера создавалась в студии, но должен выразить респекты создателям за выраженный стиль и символизм. Например, огромное окно в форме креста подталкивает нас к сравнению судеб Иешуа и Мастера в книге. Само здание лечебницы, вероятно, было создано на основе проекта здания Наркомата тяжёлой промышленности, в объем которого добавили нечто вроде здания администрации Московского района (СПб, Московский пр., 129), чтобы оно не сильно выделялось средь прочих построек.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Кадр из фильмаКадр из фильма
Проект здания Наркомата тяжёлой промышленностиПроект здания Наркомата тяжёлой промышленности
Здание администрации Московского районаЗдание администрации Московского района

Вероятно, графику использовали потому, что авторы не захотели нежелательных скандалов из-за сравнения реальных прототипов с психушкой. Ну и полагаю, не одно из нынешних зданий не дотягивает по масштабу с созданным художниками. Больница весьма огромна, что наводит на мысли о немалом числе «больных» подобно Мастеру в стране. Масштабность этой постройки в дальнейшем также подчеркивается прекрасной, кажущейся бесконечной, лестницей, которую кстати снимали с натуры в филиале Российской национальной библиотеки в Петербурге (Московский пр. 165 к.2).

Кадр из фильмаКадр из фильма
Лестница в РНБЛестница в РНБ

Поговорим немного о прототипе, а именно о здании Наркомтяжпрома. Этот проект, можно считать вторым по масштабности после Дворца советов. Конкурс на проект здания проходит в 1934г., и судя по тому, что именно в этот год началось строительство Дворца советов, многим казалось, что возможности СССР безграничны. Среди таких мечтателей были как раз и братья Александр и Виктор Веснины. Их проект из четырех высоких 160-метровых башен, соединенных воздушным переходом, как нельзя лучше подходил для новой утопической социалистической архитектуры. Не знаю, вдохновлялись ли братья работами Марио Чиаттона, но некое подобие прослеживается.

Проект здания Наркомата тяжёлой промышленностиПроект здания Наркомата тяжёлой промышленности
Одна из работ Марио ЧиаттонаОдна из работ Марио Чиаттона
Мастер и Маргарита: архитектура победившего социализма

Изначально проектируемую постройку планировали разместить возле стен Кремля, куда она ну вообще никак не вписывалась, ровно, как и другие 11 проектов (хотя в пояснительных записках архитекторы уверяли в обратном). Немного подумав, комиссия решила перенести постройку в Зарядье. Однако в 1937г. от инфаркта умирает нарком тяжелой промышленности, — Григорий Орджоникидзе, и потребность в постройке за неимением наркома отпадает. Отмечу, что Зарядье в последующем увильнуло и от постройки восьмой сталинской высотки на своей территории и было застроено лишь в середине 60х, печально известной гостиницей «Россия», но благо всё исправили. Различные проекты Дворца советов и Наркомтяжпрома художники в фильме использовали на полную, и мы ещё не раз вернемся к ним.

Движемся дальше и попадаем в театр, где должны были поставить «Пилата». Основой ему послужил портик МГУ, к которому вновь добавили цилиндрический объем. В целом получившееся здание напоминает первый проект Дворца советов Бориса Иофана или же Пантеон.

Кадр из фильмаКадр из фильма
МГУМГУ
Кадр из фильмаКадр из фильма
Интерьер Театра Российской армииИнтерьер Театра Российской армии
Здание Театра Российской армииЗдание Театра Российской армии
Первый проект Дворца советов Бориса ИофанаПервый проект Дворца советов Бориса Иофана

Не знаю почему не взяли Театр Российской армии, в котором снимали интерьеры, ведь снаружи он идеально подходит, на мой взгляд. При взгляде на Театр Российской армии создается впечатление, что он целиком и полностью состоит из колонн и тут есть некоторое заигрывание с древнегреческими храмами. Да и вообще это первое театральное здание, построенное в Москве после революции.

Что же касается упомянутого мною Пантеона, то это должна была быть такая масштабная усыпальница для выдающихся личностей. В числе первых туда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, но опять же борьба с излишествами и борьба с культом личности похоронили проект.

Проект ПантеонаПроект Пантеона

Есть в фильме несколько локаций, которые выбиваются из ряда социалистических построек. Например дом, в котором находилась, «нехорошая квартира» где проживал Лиходеев. Здесь мы видим весьма яркий доходный дом. Саму квартиру создавали в студии, мраморная лестница снималась в доходном доме М.М. Челищева (СПБ, ул. Челищева 31), а внешний облик, — это доходный дом А.С. Хренова (СПБ, ул. Таврическая 5).

Кадр из фильмаКадр из фильма
Доходный дом А.С. ХреноваДоходный дом А.С. Хренова
Кадр из фильмаКадр из фильма
Доходный дом М.М. ЧелищеваДоходный дом М.М. Челищева

Таким образом получилось создать образ весьма и весьма колоритного дома, глядя на который понимаешь, что здесь живут люди совсем не бедные. Через архитектуру подается и противопоставление людей, проживающих здесь новому советскому человеку. Что Лиходеев, что Воланд, больше связаны с миром прошлого, с роскошью, с пышными балами и праздным образом жизни, нежели с идеалами социализма.

Зато этим идеалам четко следовали архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Они участвовали в конкурсах на ранее упомянутые Дворец советов и Наркомтяжпром, приложили руку к сталинским высоткам, создали главный павильон ВДНХ и главное здание Российской государственной библиотеки, которая в фильме фигурирует как Дом союза советских писателей (здесь же будет проходить джазовый вечер и для читателя эти локации известны как МАССОЛИТ и ресторан «Грибоедов»).

Кадр из фильмаКадр из фильма
Здание РГБЗдание РГБ
Кадр из фильмаКадр из фильма
Здание РГБЗдание РГБ

В этом есть некий символизм, который с экрана отследить непросто. Дело в том, что со стороны Моховой улицы здание украшают медальоны с портретами писателей: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена, Шевченко, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Толстого, Маяковского, Горького. А на крыше над ними стоят скульптуры «читающих». Да, с других сторон на библиотеке присутствуют иные великие мужи, не связанные с писательской деятельностью, но эти стороны нам не показывают и таким образом мы видим идеологически верный Дом союза писателей в духе эпохи. А ведь выглядеть здание могло совершенно иначе, ведь на первом конкурсе в 1927г. победил проект в виде огромный книги, авторами которого были архитекторы Дмитрий Марков, Даниил Фридман и Владимир Фидман.

Скульптуры на крыше РГБСкульптуры на крыше РГБ
Один из медальоновОдин из медальонов
Проект Маркова, Фридмана, ФидманаПроект Маркова, Фридмана, Фидмана

Интересный момент, что памятник Достоевскому, стоящий перед РГБ в кино закрыли лесами. Не знаю, настолько ли художники заморачивались, но фигура Достоевского в те годы была весьма спорной и появление памятника ему в стране, вещь из разряда невероятных. Думаю, что сей памятник был бы мил Бегемоту, который, как мы помним, кричал, что «Достоевский бессмертен!». Кстати, согласно проекту Щуко и Гельфрейха, перед главным входом должен был появиться памятник Ленину, но что-то не сложилось.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Памятник Достоевскому у РГБПамятник Достоевскому у РГБ
Проект В. Щуко и В. Гельфрейха. ФрагментПроект В. Щуко и В. Гельфрейха. Фрагмент

Ещё одним местом, которое, по-своему выбивается из социалистической архитектуры, становится дом Мастера. Маленький уютный деревянный домик с садом зажат меж надвигающихся на него каменных гигантов, и судя по глобальной стройке, кажется, что скоро придет и его черёд. Как и дом с «нехорошей квартирой» он совершенно не вяжется с окружающей его обстановкой, ровно, как и Мастер в союзе писателей. Натурой для него стал дом Палибина (Москва, ул. Бурденко 23), который успели отснять до его реставрации. Кстати, здание принадлежит Государственному научно-исследовательскому институту реставрации (именно поэтому сгоревшие дневники Мастера были тщательно восстановлены, фьють-ха).

Кадр из фильмаКадр из фильма
Дом ПалибинаДом Палибина

Далее камера уводит нас на Патриаршие пруды. Снимали преображенную советским взглядом локацию в Петербурге у Дома советов (Московский пр. 212), а рядом с ним пририсовали вариацию на тему ещё одного проекта Наркомтяжпрома, но уже принадлежавшего Ивану Фомину.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Дом советовДом советов
Проект НаркомтяжпромаИвана ФоминаПроект НаркомтяжпромаИвана Фомина

Ленинградский Дом советов навряд ли мог тягаться со своим товарищем в Москве, но проект его создания был своего рода масштабным. В то время как в Москве расширялись улицы и рушились старые дома в угоду новому генплану, в Петербурге уже построенные дома решили оставить в покое. Согласно генплану, центр города должен был просто перебраться в его южную часть (московский район), где Дом советов стал бы своего рода новым Зимним дворцом.

Мастер и Маргарита: архитектура победившего социализмаМастер и Маргарита: архитектура победившего социализмаМастер и Маргарита: архитектура победившего социализмаМастер и Маргарита: архитектура победившего социализмаМастер и Маргарита: архитектура победившего социализма +2Мастер и Маргарита: архитектура победившего социализмаМастер и Маргарита: архитектура победившего социализма

Отстроен новый центр должен был быть, разумеется, в духе того времени и это можно видеть по эскизам. Подобные перепланировки присутствовали и в других городах страны, и с разным успехом были воплощены в жизнь. Петербургу в этом плане не очень повезло, так как застройка закончилась лишь легким «обрамлением» московского проспекта и появлением небольшого числа жилах домов в различных районах города. Ещё одно здание с Московского проспекта в Петербурге мы видим в момент, когда Бездомный гонится на Воландом. Это всё тот же Московский райсовет (здание администрации Московского района), который, кстати, весьма эффективно выглядит внутри.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Московский райсоветМосковский райсовет
Московский райсовет внутриМосковский райсовет внутри

Вообще это здание относится к конструктивизму, но оно неплохо перекликается с геометрическими формами прочих зданий в фильме. Отмечу, что мечты о новом лучшем мире с воплощением генплана, уже были показаны в кинематографе СССР. Это произошло в 1938г. когда появился фильм «Новая Москва». Там мы видим всё тот же Дворец советов и заметно похорошевшую ещё до появления Собянина Москву. Не исключаю, что при создании Мастера и Маргариты имелись некие оглядки на этот фильм, ровно, как и на Метрополис.

Кадр из фильма «Новая Москва»Кадр из фильма «Новая Москва»
Кадр из фильма «Новая Москва»Кадр из фильма «Новая Москва»
Один из ранних постеров фильма. Тогда еще «Воланд»Один из ранних постеров фильма. Тогда еще «Воланд»
Кадр из фильма «Метрополис»Кадр из фильма «Метрополис»

Художники смогли перенести в фильм если не все, то многие несбывшиеся проекты времён СССР. Ещё один из них, который был реализован, но с искажениями, и часто появляется в фильме, мы впервые видим на Патриарших прудах.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Дом АэрофлотаДом Аэрофлота
Белый домБелый дом

Высотное здание, которое может показаться вам знакомым с крылатой фигурой на крыше – это Центральный дом Аэрофлота. По сути, это такая смесь памятника советской авиации и административного здания. В здании предполагалось разместить все учреждения гражданского воздушного флота, а также помещения культурно-просветительного и бытового обслуживания работников Аэрофлота. Но в 30е годы проект Дмитрия Чечулина раскритиковали и от него решили отказаться. Однако, годы шли, а Чечулин продолжал работу и решил, что прекрасной идее не стоит пропадать. Так на свет появился Дом Советов РСФСР, более известный в народе как Белый дом.

Лучший момент, когда можно вдоволь позалипать на город в фильме, — это полёт Маргариты над Москвой. Данный эпизод открывает для нас превосходные виды. Город с высоты предстает во всей красе и можно оценить грандиозность и масштаб построек. Давайте разберемся что нам тут показывают, ведь среди многочисленных построек достаточно интересного.

Арт к фильмуАрт к фильму
Арт к фильмуАрт к фильму
Генплан Москвы 1935г.Генплан Москвы 1935г.

У подножия Дворца советов виднеются башни, стоящие по обе стороны широкого проспекта. Их хорошо видно в финальных кадрах киноленты и перекочевали они сюда из проекта Ленинградского Дома советов руки Евгения Катонина.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Проект Ленинградского Дома советов Евгения КатонинаПроект Ленинградского Дома советов Евгения Катонина
Проект Ленинградского Дома советов Евгения КатонинаПроект Ленинградского Дома советов Евгения Катонина

Если приглядеться, то в правой части кадра можно увидеть огромную арку. Не скажу точно, но, вероятно, это визуально воплощение Дворца техники. Он должен был стать этаким советским Сколково, где до кучи располагался бы музейно-выставочный комплекс с системой демонстрационных залов. Если бы идейный вдохновитель проекта Николай Бухарин не стал персоной неугодной, то может мы смогли бы увидеть эту махину в городе.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Проект Дворца техникиПроект Дворца техники
Проект Дворца техникиПроект Дворца техники

Из примечательного не могу не отметить башню, выполненную в форме буквы «М». Вероятно, это какое-то здание Московского метрополитена, но в фильме частое появление символа подземки имеет на мой взгляд, символический посыл. «М» — это и Мастер и Маргарита, а перевернув букву, мы получаем «W» – Woland.

В кадре ещё можно заметить несколько башен и огромную голову, но никаких схожих проектов имевшихся в годы СССР я не нашел, быть может, кто-то из вас сделает это.

Ну и последним объектом, который остается не разобранным в фильме, является место, где проходит Бал Сатаны.

Кадр из фильмаКадр из фильма
Мраморный зал Этнографического музеяМраморный зал Этнографического музея

На его роль был взят Мраморный зал Этнографического музея в Петербурге. Это, возможно, один из самых красивых и величественных интерьеров в России. Цвет карельского мрамора идеально сочетается с цветовой палитрой фильма, и, благодаря колоннам и барельефам с изображением жителей Российской империи, образуется своего рода связь между архитектурой новой Москвы и Римской империи. Зал был закончен на стыке двух вех истории государства в 1916г., потому барельеф, который изначально планировался бронзовым, так и остался гипсовым с покраской под бронзу. Примечательно ещё то, что подобные украшения с изображением обычных людей редкость в дореволюционную эпоху, и такое больше свойственно советской архитектуре. Быть может его создатели смогли уловить дух перемен.

Подытожим. Всегда найдутся те, для кого красный выглядит недостаточно продающим. Иными словами, люди будут придираться к чему-то просто «потому что». Но я считаю, что современная экранизация вышла весьма и весьма удачной, в том числе и благодаря прекрасному визуальному ряду, который позволил нам увидеть Москву такой, какой её представляли себе архитекторы 30х годов. Но, как говорится «история рассудит нас».

Сеанс окончен!

Мастер и Маргарита: архитектура победившего социализма

Автор текста: Дима Катаругин.

Больше интересных статей в нашем блоге и телеграм-канале.

 

Источник

Читайте также