Первое, что хочется сказать, когда я слышу истории подобных песен — как же, черт возьми, легко было сделать хит в старые времена — бери одну из сотен народных мелодий, где все уже продумали за тебя, создавай новую аранжировку и поражай массы своим талантом, не тратя время на изобретение партий, которые станут вечными. Но вторая мысль тут же идет следом — если так все просто и лежит на поверхности, то почему в истории House Of The Rising Sun осталась в версии не Ледбелли, не Боба Дилана, не Вуди Гатри и не Нины Симон — они все ее исполняли — а именно британской группы The Animals? Значит нужно нечто большее, чем «тяп-ляп и в продакшн», для возникновения магии требуются какие-то особые составляющие и иногда решающее значение имеют место и время.
Временем был май 1964 года, местом — небольшая студия в Лондоне. Песня уже была достаточно отрепетирована, так как исполнялась на концертах в совместном туре с группой Чака Берри. Парни хотели несколько отделить себя от обычных рокеров тех лет и решили, что фолк-номер в качестве закрыващего будет подходящей идеей. В результате активная фаза записи заняла 15 минут и композиция получилась такой, какой мы ее слышим уже почти 60 лет, с первого дубля. Признание пришло в виде первого места в топах Британии и США, также песня считается первой из «британского вторжения», не связанной с The Beatles. Некоторые считают ее первой успешной переработкой народного творчества в рок-стиле. Но о чем же была сама песня?
Чистой дистиллированной идеи автора мы не узнаем — за отсутствием оного, но Боб Дилан, например, пел в своей версии именно о женщине, которая попала в бордель. The Animals, в свою очередь, изменили пол лирического героя и осталось догадываться где же он оказался — многие решили, что в тюрьме. Один из первых исполнителей песни, Дэйв Ван Ронк, рассказывал, что однажды, выпивая в баре, он заметил как зашел парень с пачкой старых фотографий Нового Орлеана. На одной из них он увидел здание, входной проем которого имел гравировку в виде восходящего солнца. Здание оказалось женской тюрьмой. Вероятно, эта легенда, ближе всего к правде, если она сама по себе правдивая.
Кроме того, что песня является крупнейшим успешным примером адаптации фольклора, она сама по себе повлияла на целые поколения музыкантов, в том числе и в России. Ее пели Градский и Макаревич, пытался адаптировать Виктор Зинчук, а гитарист и основатель группы Ария Владимир Холстинин во всех интервью уже много лет рассказывает, что звуки именно этих аккордов, услышанные в школе, определили его желание в первый раз взять в руки гитару. Думаю, что работяга (представляю автора именно таким), написавший оригинал сотню-другую лет назад и представить себе не мог что произойдет с его творческим наследием: оно стало стандартом и исполняется по всему миру если и не каждый день, то достаточно часто. Звучит как исполнение музыкальной мечты.
P. S. Симпатичная свежая версия с фестиваля джаза в Новом Орлеане:
Марафон Rolling Stone #472 Peter Gabriel — Solsbury Hill
Марафон Rolling Stone #473 Tammy Wynette — Stand by Your Man
Марафон Rolling Stone #474 Curtis Mayfield — Move On Up
Марафон Rolling Stone #475 Janet Jackson — Rhythm Nation
Марафон Rolling Stone #476 Kris Kristofferson — Sunday Mornin’ Comin’ Down
Марафон Rolling Stone #477 The Go-Go’s — Our Lips Are Sealed
Марафон Rolling Stone #478 Juvenile — Back That Azz Up
Марафон Rolling Stone #479 Santana — Oye Como Va
Марафон Rolling Stone #480 Biz Markie — Just a Friend
Марафон Rolling Stone #481 Robert Johnson — Cross Road Blues
#МарафонRollingStone #TheAnimals #HouseOfTheRisingSun #TOP500