«Мама, это цивилизация!» — Дрисс Шрайби

«Мама, это цивилизация!» — Дрисс Шрайби

Дрисс Шрайби — довольно известный автор и зачинатель новой марокканской литературы. Его произведения зачастую затрагивают темы постколониализма, расизма, общества потребления и положения женщин в Восточных странах.

«Это цивилизация, мама!» — роман о женщине и матери. С художественной точки зрения к Дриссу Шрайби нет никаких претензий. Выведены яркие образы двоих сыновей, матери, немного блеклый образ отца, но тут скорее всего игра на контрасте, хотя прием выглядит достаточно избитым.

По сюжету в семью среднего достатка приходит цивилизация. Дома врезаются замки, устанавливается громоздкое радио (в романе описываются 30-е годы в Марокко), дети получают образование на французском (другой возможности получить образование как пишет Шрайби не было), появляется надежда на смену консервативных устоев новыми. Мать пытается ходить на каблуках, одевается в обтягивающее платье и… начинает учиться. Дети приобщают её к знаниям, к коим она тянется. И главы с соответствующими названиями — «Быть» и «Иметь». С получением знаний мать начинает задаваться вопросами, а почему так или эдак, почему уклад несправедлив, роль французов в их стране и т. д. «Быть» для неё уже недостаточно и женщина хочет большего: разобраться в истоках конфликта Второй мировой, конфликтов между марокканцами и французами в преддверии Освобождения.

Всё бы ничего, но прогрессистская идея: дать людям больше свободы и времени для самообразования, и они тут же побегут получать знания и станут активными в социальных вопросах, — никогда не проходила проверку. Есть небольшой процент людей, которые действительно будет действовать по такому сценарию. Но… и тут стоит сделать отступление. У нас есть замечательный автор — Василий Нарежный. Он не снискал популярности ни в XIX-ом веке, ни в СССР, так как его идеи были несовместимы с большевистским прогрессизмом. В главном шедевре «Жилблаз» у Нарежного была замечательная сцена, когда князь дал свободу крепостным. Они не стали обрабатывать землю, не пошли искать знаний, а пошли развлекаться и пьянствовать. Конечно, не все бы люди действовали так. Но верится гораздо больше, что люди пойдут искать развлечений в свободное время, а не знаний. Истина как всегда где-то посередине. Шрайби, конечно, использовал обобщенные образы. Мать — символ нового человека, который лоялен к переменам и пытается измениться в соответствии с меняющимся миром. Но идея о том, что подруги и женщины начали отваливаться от её движения за свободу только из-за косного патриархального уклада, сомнительна. Факторов может быть множество — традиционалистское религизное воспитание, нежелание самих людей развиваться и получать знания, и т. д.

Возможно Шрайби пытался лишь обрисовать контур проблем, но всё же он не был до конца идеалистом, в итоге и младший сын в романе уехал учиться в Европу и не вернулся, и сама мать поехала туда же после своей волшебной эволюции. Идеи же автора остались жить в произведениях и были подхвачены новым поколением писателей (и совсем уже на другом уровне).

 

Источник

Читайте также