5. «Наемные убийцы» (Assassins), 1995
Триллер режиссера «Смертельного оружия» Ричарда Доннера по сценарию молодых братьев Вачовски пользуется незаслуженно плохой репутацией. На самом деле, это отлично поставленный качественный и остроумный сценарий, у которого две больших беды.
Во-первых, как и в случае с «Рэмбо», голливудский стандарт не позволил показать персонажа Сталлоне непосредственно за работой: пускающим пулю в голову ничего не подозревающей жертвы. Вачовски и режиссеру пришлось изворачиваться, придумывая ситуации, в которых Слай, скажем, помогает бывшему партнеру совершить самоубийство. Это смотрится дешево, бесчестно и лишает широко задуманный образ стареющего киллера необходимой фильму глубины.
Вы представляете, если бы Клинт Иствуд ни в кого не стрелял в «Непрощенном»?
Во-вторых, только-только дорвавшийся до мэйнстримного кино Антонио Бандерас отчаянно переигрывает в сложнейших, тончайше выписанных сценах психологических дуэлей.
Но сама концепция противостояния старого мастера и нетерпеливого новичка работает даже с этими недостатками. Фильм — и роль Сталлоне — достойны включения в топ хотя бы ради финальной сцены, в которой Слай просто-напросто терпеливо сидит в вестибюле банка, пока его вооруженный снайперской винтовкой соперник сходит с ума от нетерпения в «гнезде» напротив выхода из финансового учреждения.
4. «Рэмбо: Первая кровь» (First Blood), 1982
Книга «Первая кровь» Дэвида Моррелла — гениальное литературное произведение, практически непригодное к экранизации. Главный герой там — полный псих, больной на голову ветеран Вьетнама. Во время личностного конфликта с шерифом маленького американского городка парень слетает с катушек и начинает самыми зверскими способами истреблять полицейских, собак и добровольцев, преследующих его через леса штата Кентукки. У героя книги нет даже имени — только запоминающаяся фамилия.
Посредственно написанный и очень средне снятый фильм выглядит бледной иллюстрацией к книге. Хороший, но непонятый парень по имени Джон Рэмбо из кожи вон лезет, чтобы не навредить преследователям. Вместо того чтобы, скажем, перерезать глотки спящим американским зазубренным ножом, он их связывает, оставляет в живых и занимается тому подобной тактической чушью, из-за которой капитан Сэм Траутман в романе просто-напросто отрекся бы от своего подопечного.
Но, учитывая все вышесказанное, Сильвестр Сталлоне в фильме играет прекрасно. Это, конечно же, его вторая самая значительная роль после «Рокки», бессмертный образ, без которого современная поп-культура была бы совсем иной. Актер опять прекрасно использует свою уникальную внешность, чтобы показать уязвимое, затравленное животное с совершенно безумными глазами, заточенное в накачанном теле голливудского супермена. Все начальные диалоги с шерифом Тислом (великолепный Брайан Деннехи), сцена с бритвой, побег из полицейского участка перенесены прямиком из книги и работают чисто на харизме актеров и простой, но эффективной хореографии.
3. «Разрушитель» (Demolition Man), 1993
Научно-фантастический сценарий одного из главных голливудских провокаторов Дэниэла Уотерса («Гудзонский ястреб», «Бэтмен возвращается» и культовый фильм Heathers) писался совсем под других актеров: Стивена Сигала и Жан-Клода Ван Дамма.
Трудно представить, каким бы получился фильм, если бы главные роли исполняли настоящие мастера единоборств. Но в итоге, с не умеющим драться Сталлоне и Уэсли Снайпсом, которому запрещали использовать его реальное знание карате и хапкидо (якобы удары были слишком быстрыми и плохо фиксировались камерой) на площадке, в картине крайне мало боевика и очень много черной социальной сатиры.
В руках любого другого сценариста история о копе из нашего времени, воскрешенном в будущем, чтобы сражаться с таким же размороженным преступником, была бы поводом выстроить цепочку боевых сцен. В версии Уотерса драки и перестрелки Джона Спартана с Саймоном Фениксом происходят постольку-поскольку, главное тут то, как туповатый увалень из 1996 года пытается адаптироваться к жизни в обществе далекого 2023-го.
Сценарий предвосхитил многие реальные тренды 2000-х, включая гипер-политкорректность, виртуальный секс и политическую карьеру Арнольда Шварценеггера. Работают в фильме прежде всего сцены и диалоги между Слаем и типичной миллениалкой Сандрой Буллок, играющей его гида по миру псевдо-утопических 2020-х.
2. «Полицейские» (Cop Land), 1997
До того, как прославиться вестернами и фильмами про Росомаху, Джеймс Мэнголд написал и снял крайне оригинальную криминальную драму. Все действие происходит в пригороде Нью-Джерси, населенном исключительно полицейскими из Нью-Йорка.
Сталлоне играет наивного, глухого на одно ухо шерифа этого «городка копов». Сначала он искренне преклоняется перед суровыми и бесстрашными коллегами из полиции Нью-Йорка (куда персонаж Слая не смог попасть по здоровью), а потом вступает в противоборство с коррумпированным лейтенантом, сыгранным главным американским специалистом по «плохим лейтенантам» — Харви Кайтелем.
Фильм поражает не только финальной «глухой» перестрелкой, сполна демонстрирующей будущие экшен-таланты Мэнголда, и общей уникальной атмосферой современного пригородного вестерна. Это еще и самая сложная, самая негероическая и психологически тонкая роль Сильвестра Сталлоне после оригинального «Рокки».
Во второй раз в жизни Слай сумел сыграть не карикатурную версию своего экранного образа, а реального, живого человека без какого-либо масс-культурного бэкграунда. За Сталлоне в настолько пустяковой ситуации никто не стал бы особо переживать — но в фильме Мэнголда ты искреннее болеешь за каждое действие одноухого, тормозного, что-то бормочущего себе под нос шерифа Фредди Хефлина.
1. «Рокки» (Rocky), 1976
Словами «спортивная драма» можно описать очень широкий спектр кино. Это может быть черно-белый нуар в стиле «Реквиема по тяжеловесу», оскароносная классика вроде «Огненных колесниц», глубоко авторское кино в духе безупречных Bull Durham, Play It to the Bone, White Men Canʼt Jump и Tin Cup гениального режиссера и сценариста Рона Шелтона или современное их отражение в суровых мужских фильмах с названиями из одного слова: «Рестлер», «Воин», «Боец»…
Но «Рокки» Джона Эвилдсена по сверхталантливому (и единственному приличному) сценарию никому неизвестного сценариста-дебютанта Сильвестра Сталлоне — это квинтэссенция спортивного кино, в которую вошли все лучшие наработки жанра. Тут и выстраданный сценарий, основанный на реальной истории: в марте 1975 года абсолютный чемпион-тяжеловес Мохаммед Али действительно бросил вызов белому боксеру Чаку Уэпнеру, ходячей боксерской груше, который в девятом раунде совершенно неожиданно послал величайшего боксера всех времен в нокдаун.
Тут и огромная любовь к отображаемому спорту на всех его уровнях, со всеми приемами и техническими тонкостям. Сталлоне не просто пересказал историю Уэпнера, он превратил ее в оду отношениям в спортзале, тренировкам, атмосфере до, во время и после поединка.
В отличие от всех остальных сценаристов спортивных фильмов, Слай еще и сыграл главную роль, воспользовавшись своей уникальной внешностью: лицо Христа с картины Рафаэля на железном теле атлета.
Эвилдсен все очень просто и качественно снял — скорее по бюджетным, чем по стилистическим соображениям. Хотя в середине 70-х такого понятия еще не было, перед нами классическая инди-картина, быстро и сердито отснятая на улицах Филадельфии. Как это обычно бывает с инди-фильмами, эпичность происходящему придает саундтрек: гениальнейшая музыка Билла Конти, под которую перед нами справа налево проезжают огромные белые буквы названия, а Рокки Бальбоа бежит по ступенькам наружной лестницы Художественного музея Филадельфии:
Gonna fly now…
Flyin’ high now…
Gonna fly, fly, fly!
Но, как и все лучшие спортивные фильмы, «Рокки» на самом деле — вовсе не про спорт. Если из картины убрать весь бокс, там все равно останется трогательная линия отношений очень неуклюжего мужчины и крайне закомплексованной женщины из рабоче-криминальной среды, обоюдная доброта которых помогает им преодолеть давление окружающих и недостатки собственных характеров. А это само по себе — абсолютно первоклассное кино.
В оригинале опубликовано в материале «Топ-100 лучших фильмов по версии «Канобу»
А какой фильм Сталлоне больше всего нравится вам? Делитесь в комментариях!
Источник