Потому что в Британии по закону должны публиковать эти данные. Потому что только в Британии (а, еще в Японии) эти данные собираются. Потому что Британия хорошо отражает европейский (мировой) рынок. Потому что Британия – крупнейший европейский игровой рынок. Все эти ответы, разумеется, неправильные.
Дисклеймер. Вся информация получена из открытых источников и представляет исключительно обывательскую трактовку. Здесь могут содержаться ошибочные сведения, я всегда буду рад уточнениям и опровержениям.
Как устроен мир
Есть три основных компании, которые занимаются исследованиями видеоигровых рынков.
Три основных — это Nielsen (США), ISFE (Бельгия) – проект называется Games Sales Data — и GfK (Германия). Еще была SuperData Research, но в 2018 году она вошла в состав Nielsen.
Nielsen и GfK исследуют рынки в целом, где видеоигры – лишь один из секторов. ISFE сфокусированы на видеоиграх.
Собственно, ISFE – это и есть европейская ассоциация видеоигровой индустрии. Единый европейские возрастной рейтинг PEGI, например, тоже их детище.
Понятно, есть и множество желающих помельче. Скажем, в Японии свои версии игровых чартов публикуют журнал Famitsu и компания Media Create. В России эдак раз в полгода на арену выходит МВидео-Эльдорадо.
Резюме: каждый раз, когда вы видите игровой чарт, нужно обращать внимание, по чьим данным он составлен. Скажем, существуют две конкурирующих версии британского еженедельного чарта и две конкурирующих версии японского чарта.
Откуда они берут данные
Данные о розничных продажах эти компании получают от крупных розничных сетей, с которыми они договорились. Это всегда неполные данные (хотя и охватывающие вплоть до 90% рынка – собственно, как раз в Великобритании у GfK), которые затем экстраполируются на весь рынок.
Данные о цифровых продажах компании получают непосредственно от издателей – опять же, с которыми у них есть договоренности. С Nintendo, например, пока еще никому не удавалось договориться.
Есть еще такие способы как опрос потребителей (что делала SuperData и что делает VGChartz) и анализ трат по данным систем платежей, но они здесь менее значимы.
Почему именно британские розничные чарты
Ох. Следите за руками.
В 1996 году была основана компания Chart-Track, которая на основе данных от некоторых розничных сетей составляла и публиковала британские (а заодно ирландские и датские) чарты по музыке, видео, софту и видеоиграм. В 2008 году ее приобрел GfK.
Составлять чарты получалось очень хорошо – пожалуй, лучше всех в мире. GfK Chart Track охватывала более 90% розничных магазинов Великобритании и по договору была официальным поставщиком данных для Великобританский ассоциации видеоигровой индустрии – UKIE.
Соответственно, эти данные всегда стабильно еженедельно и бесплатно публиковались – на сайте UKIE и, по договоренности, на gamesindustry.biz, откуда они уже расходились по миру.
GfK составляет чарты и по другим странам, но эти данные закрыты, доступны по особым договоренностям и обычно без права публикации.
Британские же чарты составлялись быстро, они были отменного качества, к их наличию давно привыкли, американские издания охотно перепечатывали «родственные» британские данные – поэтому GfK положительно относилась к тому, что эти данные расходятся по миру.
Поскольку российские издания в первую очередь паразитируют на англоязычных источниках – британские розничные чарты прочно вошли и в нашу жизнь.
Резюме: британские чарты были очень хорошего качества и традиционно публиковались – сначала самим составителем Chart Track, потом UKIE и gamesindustry.biz. Эти данные одновременно были наиболее интересны для американских медиа (а по инерции – и для российских), поэтому GfK охотно использовало их для рекламы – справедливо полагая, что такой «бесплатный» формат распространения для них наиболее выгоден.
Именно это – основная причина, по которой британские чарты нам мозолили глаза до января 2019 года. Потому что затем чартов стало два, а причины стали для каждого свои.
Два британских чарта
Европейскую ассоциацию видеоигр перестало устраивать, что видеоигровые чарты составляет некая третья компания, да еще лишь по рознице, и они решили взять дело в свои руки.
Масштаб неплохой. ISFE собирает данные от розничных сетей в странах: Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария. В I квартале 2019 году была надежда получить розничные данные и из России – но, похоже, не сложилось
И, разумеется, розничные данные получали и из Великобритании.
У UKIE истек срок договора с GfK, и она выбрала ISFE как официального поставщика данных о британском рынке. С этого момента данные GfK стали неофициальными, хотя они по-прежнему поступали быстрее, а их розничные данные (собственно, других у них и не было) были точнее, поскольку поступали большего количества розничных сетей.
И что GfK? GfK по инерции продолжил публиковать еженедельные британские розничные чарты и отправлять их на gamesindustry.biz.
А ISFE, чтобы не нарушать традицию, стала публиковать на сайте UKIE и отправлять на gamesindustry.biz свою версию британского чарта – раз уж все так к этому привыкли.
То есть с января 2019 года у нас сразу два еженедельных британских чарта – сначала поступает неофициальный розничный от GfK, а затем – чарт ISFE.
При этом ISFE по договоренности с издателями получает данные и о цифровых продажах – причем не только по европейским странам, но и в Австралии, Индии, ОАЭ и ЮАР. Список издателей ограничен (скажем, туда не входят Nintendo, Bethesda, и Konami), и издатели не представляют данные по цифровым продажам на платформе Nintendo, но в целом список более чем представительный.
Итак. Еще раз
Каждую неделю поступают два британских чарта.
Сначала розничный (более точный в рознице) неофициальный для Британии чарт GfK.
Потом розничный (и менее точный в рознице) плюс цифровой официальный для Британии чарт ISFE.
Иногда gamesindustry.biz публикует один из этих чартов. Иногда астрологи объявляют неделю британских чартов, и gamesindustry.biz (а вслед за ними и остальной мир) публикует оба.
Потому что давным-давно Chart-Track и UKIE стали публиковать британские еженедельные чарты, к этому все привыкли, механизм распространения налажен и это неплохой рекламный инструмент. Настолько – что здесь теперь хватает места даже двум компаниям.
А все остальные привыкли это перепечатывать.
Чарты других стран
Совокупно исследовательские компании охватывают более-менее весь мир. То есть в каждой значимой стране существуют примерные данные о еженедельных розничных и/или цифровых продажах видеоигр.
Ничто не мешает обратиться в ISFE, договориться и публиковать еженедельные российские цифровые видеоигровые чарты – у них эти данные есть как минимум с начала 2019 года (гипотетически – и с января 2013 года). Или обратиться в GfK за розничными российскими чартами – в 2019 году они намекнули, что такие данные у них есть.
Вот только эти данные вам дадут не для публикации. Сумеете ли их убедить, что имидж и доходы членов ISFE повысятся, если российские чарты будут общедоступны – большой вопрос.
Так или иначе, ISFE еженедельно публикует и совокупный чарт по EMEAA-регионам – по всем данным, которые у них есть.
Честно – я не в курсе, какие местные издания регулярно запрашивают и публикуют данные GfK, ISFE или по каким-то других источникам. Есть испанский розничный чарт, но там даже не потрудились написать источник.
Альтернатива
Неофициальные чарты — VGChartz, SteamSpy, gamstat.com.
Впрочем, отдельные чарты по России никто из них не публикует.
Внезапная концовка
На самом деле, чарты, источники данных и достоверность никого не волнуют.
Британские розничные чарты в версии GfK попросту выходят быстрее остальных и публикуются на английском языке.
Российские издания привыкли паразитировать на англоязычных изданиях и их быстро переводят
А российские читатели привыкли попросту обсуждать любимые (нелюбимые) игры, им все эти чарты – лишь предлог чтобы обсудить новинки и посраться в комментах (например, двенадцатое место Witcher 3 используется лишь как приглашение к конструктивному срачу на триста комментов, RPG оно или нет.
Просто есть такая хорошая традиция – еженедельно пообсуждать новинки под британскими чартами.
Где традиционно кто-то должен задать вопрос, почему именно британские чарты.
На который традиционно дадут несколько неправильных ответов.
А потом, наконец, кто-то даст ссылку на этот пост.