Текста вышло многовато, поэтому описания игр, в которые я не играл максимально сокращены, в угоду моим ностальжи-мыслишкам.
Оглавление:
Duke Nukem: Land of the Babes 2000
Duke Nukem: Manhattan Project 2002
Duke Nukem: Critical Mass 2011
Компания Apogee Software была основана в 1987 в Техасе человеком по имени Скотт Миллер. Перед тем, как начать плодить Дюков были и другие игры, не принёсшие студии особой прибыли, тогда Скотт решил разрабатывать и продавать игры самостоятельно. Так он пришёл к тому, чтобы сначала раздавать неполные версии игр, а оставшиеся части высылать по почте после оплаты от покупателя. Первым финансовым успехом стала разбитая на 3 части (1 бесплатная и 2 за денежку) игра Kingdom of Kroz, принёсшая издателю около 100 тысяч долларов. Такую модель производства стали использовать такие компании как: Activision, Epic Megagames, id Software.
В 1994 компанию решили разделить на несколько, не будем вдаваться в подробности, но так появилась 3D Realms.
2.1. Первая часть Duke Nukem увидела свет в 1991 году, была 2D платформером. Сюжет повествовал о том, как в постапокалиптическом мире злой учёный Джимми Нейтрон Доктор Протон создал армию роботов и пытался захватить мир, ЦРУ отправляет Дюка Нюкема решить проблему. Всего в игре 30 уровней, между уровнями есть возможность сохраниться, что вери гуд.
Ввиду того, что в игра имела всего 16 цветов — Дюк таскает уродскую розовую футболку, которая слабо вяжется с его брутальным образом. В молодости, кстати, Дюк не курил, был серьёзен, не носил солнечные очки, имел фамилию Nukum (была заморочка с авторскими правами).
Рандомный факт — в разработке участвовал Джон Кармак
2.2. Вторая часть серии вышла в 1993 году. По стандарту подтянули графику, добавили пару механик (подтягивание и приседание), майка стала красной, уже привычной нам, но сортирному юмору обучен не был, хоть и стал звездой галактического масштаба. Дюк даже написал мемуары под названием «Почему я такой великий».
В игре добавилось разрушаемости, красок, крови, улучшилось звуковое оформление. Появились чекпоинты на уровнях и 3 сложности на выбор
Во время очередного интервью Дюка похищают инопланетяне, чтобы высосать его мозги и получить знания о Земле, которую они хотят завоевать. Дюку предстоит выбраться из плена и развалить всех недругов.
В целом сюжет 1 и 2 части соответствует заветам Кармака — «Сюжет в игре — как сюжет в порно фильме. Он должен быть, но совершенно не важен.»
В обе части помню как играл на древнем компике в библиотеке, ещё до появления компьютерных клубов в моём городе, а тем более у меня лично. Было лампово и всего за 10 рублей в час. Из минусов — после часа нас выгоняли.
2.3 Duke Nukem 3D. Появилась на свет в 1996 году, и была уже не 2D, но и не 3D, а, как говорят, псевдотрехмерная, но это был уже полноценный шутер, ставший впоследствии культовым. Дюк стал тем, кого мы представляем при звуке его имени: брутальным мужиком с причёской «площадкой», очками, сигарой и неистощимыми шутками про еблю, говно и жопы в озвучке замечательного Джона Сент-Джона.
Сюжет повествует о борьбе Дюка с инопланетянами, решивших оплодотворять земных женщин, для увеличения собственной популяции и, конечно, захвата мира. Появляется разнообразное вооружение (ведь в первых двух был только бластер) в т.ч. пушка-уменьшатель.
Было выпущено несколько неофициальных дополнений к игре (моды и дополнительный эпизод).
Я познакомился с игрой сильно позже, году в 2000-2002 в игровом клубе. Удовольствия было получено больше, чем я тогда весил, с этого момента я и начал более менее следить за серией.
2.4 Duke Nukem: Time to Kill 1998 года выпуска. 3D экшен, выпущенный эксклюзивно для PS. Сюжет рассказывает о очередной битве Дюка против инопланетян, которым теперь нужны земные младенцы. Игра «украшена» машиной времени (в 1 части, кстати тоже была) благодаря которой, Дюк путешествует по историческим эпохам: Средневековье, Древний Рим, Дикий Запад, Америка будущего.
Представляет из себя адвенчуру от третьего лица; игра нехило растеряла в динамике, теперь тут долгие и нудные хождения по уровням в поисках очередного выключателя, дырки и проч. Изменилась стрельба (теперь два режима: 1 — аое, бьющий навылет, 2 – более точный выстрел). Дюк немного научился паркуру, а также полюбил переодеваться в соответствии с эпохой, в которой находится.
2.5 Duke Nukem: Zero Hour 1999 года выхода выпущенный на Nintendo 64. Появилась возможность использовать либо режим производительности, либо качества. Был отмечен интересный многопользовательский режим.
Сюжет аналогичен предыдущей игре. Но сами уровни стали больше и интереснее.
2.6 Duke Nukem: Land of the Babes 2000 года. Второй эксклюзив для PS. Игра является продолжением Time to Kill, в ней появилось несколько новых врагов, оружия. Сюжет распределён на 14 игровых уровней. И сюжет тут весьма забавен, происходит всё на Земле будущего – мужчины истреблены полностью, покорные женщины – в рабстве, непокорные – либо убиты, либо воюют с захватчиками из подполья. Женщины организовали Силы защиты Земли и пытаются через портал передать весточку Дюку в прошлое, т.к. тот многократно спасал Землю от катастрофы. Так Дюк в конечном итоге оказывается в будущем и разруливают ситуацию. А потом, видимо, оплодотворяет всех выживших женщин (мужиков-то нет).
2.7 Duke Nukem Advance 2002. Эксклюзив на геймбой адванс, мне посчастливилось в это поиграть в своё время на приставке друга. И как же это было хорошо, я так только в Fight Night 4 кнопки стирал на телефоне как в этой игре.
2.8 Duke Nukem: Manhattan Project 2002. Трёхмерный платформер, выходил на пк. Отлично выглядел для своих лет, был вполне себе забавен, а за разминирование сексапильных блондинок с 5-ым размером груди пару баллов всегда накинуть можно.
2.9 Duke Nukem: Critical Mass 2011. Эксклюзив для Nintendo DS. Была нещадно обосрана, что отменило два запланированных продолжения.
2.10 Duke Nukem: Forever 2011. Вот мы и подошли к заключительной части серии, которая и похоронила наши надежды на возвращение Дюка.
История гласит, что игра разрабатывалась с 1997 года, переносилась, переделывалась, но это не помогло ей выйти в 2011 уже устаревшей по мнению игрожуров. Мне же игра понравилась, я тогда учился в 10-ом классе и времени на игры было полно, единственное, что ограничивало – это количество багов в моей версии в игры (немудрено, я играл в пиратку), я очень хорошо помню, что дважды я ловил софтлок, когда какие-нибудь скрипты не срабатывали. Так я игру бросал, потом возвращался снова и в один прекрасный день я её прошёл и закрыл этот гештальт.
Самым крутым мне показался уровень на игрушечной машинке (если не считать того, что ты подслушиваешь ползая по вентиляции), а самым тупым концовка игры, но, повторюсь, в целом впечатления хорошие. Сальные шуточки, брутальный герой, красивые женщины и намёки на клубничку – большего мне тогда было и не надо.
Под написание данного текста я решил ознакомиться с ней повторно и дропнул через час. Лучше помнить игру такой, какой она казалась 12 лет назад.
В заключение хочу сказать, что при всей моей любви к Дюку, продолжения серии я не жду, а если оно и каким-то чудом появится — это будет уже совершенно не тот герой, каким мы его полюбили. Мир изменился и таким персонажам в нём места нет, вся эта маскулинность и мужественность остались где-то там, на экранах ПК на 3-ем Пентиуме и PS 1. Нам же остаётся только помнить и поигрывать иногда в Duke Nukem 3D, а если вам меньше 20-ти лет — то в Forever.