Лев Термен — от музыки «из воздуха» до прослушки без «жучков»

Лев Термен – физик-изобретатель, музыкант, бизнесмен, советский шпион и заключенный, а также человек, который заслуженно считается отцом электронной музыки. Наиболее известным устройством гения своего времени стал первый в мире электромузыкальный инструмент – терменвокс. Инструмент, который позволяет извлекать звуки, не прикасаясь к нему руками, а лишь манипулируя ими перед антеннами.
Сложно переоценить саму значимость факта создания первого электронного музыкального инструмента, но при этом не менее значимые изобретения гения остаются в тени. Не многие знают о том, что Термен стал пионером передачи изображения на расстояние, предвосхитив появление телевидения, разработал ряд не имеющих аналогов музыкальных инструментов. Кроме того, Термен серьёзно помог органам госбезопасности СССР с организацией охранных систем кремля и записью разговоров в посольствах потенциальных противников. Последнее достижение Отец Народов даже отметил премией своего имени. Интересно, что предшественник И.В. Сталина, вождь и учитель тов. Ульянов, как большой любитель музыки, удостоил сабжа личной аудиенции, во время которой брал уроки игры на терменвоксе.

Лев Термен — от музыки «из воздуха» до прослушки без «жучков»

Недостаточная известность Термена среди широких масс, особенно в конце жизни и в первую очередь на родине, вероятно связана именно с работой Льва Сергеевича на «Контору Глубокого Бурения». При этом стоит отметить, что 20-е и 30-е годы Термен был мировой знаменитостью, арендовал в Нью-Йорке 6-этажное здание, где занимался доработкой терменвоксов, изобретением новых инструментов и «крышевал» советскую разведку. Родина не забыла героя и в 1938-м году Термена вызвали в союз, тот тайно уехал из Штатов, инсценировав свою смерть. Уже через год, в 39-м Лев Сергеевич получил «в награду» от Родины путёвку в исправительно-трудовой профилакторий на Магадане, сроком на 8 лет (по липовому обвинению в подготовке убийства Кирова). Через год, за хорошее поведение и рацпредложения на строительстве узкоколейки Термен был переведён в шарашку.

Примечателен и круг общения Термена в 30-е годы в США, среди прочих в него входили Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Генри Форд, Люсьен Дюпон, Джон Рокфеллер, Дуайт Эйзенхауэр, Джордж Гершвин, Морис Равель. Не менее примечательны коллеги по исправительно-исследовательскому учреждению, например, ассистентом Термена в период работы в «Тупалевской» шарашке был отец советских ракет Сергей Королёв.
Многие изобретения Термена известны ещё меньше, чем его насыщенная биография. Именно поэтому мы подготовили краткий обзор устройств, на десятилетия опередивших своё время, придуманных Львом Терменом.

Терменвокс

Первый в мире электромузыкальный инструмент в основу которого легло исследование Термена диэлектрической постоянной газов. Термен быстро понял, что воздух может стать конденсатором, а изменение ёмкости конденсатора, в свою очередь, может влиять на частоту электрических колебаний. Таким образом в 1920 году ученый превратил установку для исследования диэлектрической постоянной газов в музыкальный инструмент. Устройство представляло собой корпус, оснащённый двумя антеннами. Конструкция включала два генератора, один из которых имел изменяемую частоту. При движении рук рядом с первой антенной изменяется ёмкость «воздушного» конденсатора, что в свою очередь изменяет частоту генератора. Движения руки рядом с второй антенной позволяло управлять амплитудой.

Инструмент позволял в монофоническом режиме исполнять разнообразные мелодии. Со временем усилиями Термена и его последователей исполнительские приёмы и возможности инструмента совершенствовались, что привело к ограниченному распространению инструмента в Европе и США. Появление терменвокса было замечено высшим руководством Страны Советов. В 1922-м году Термен посетил Ленина в Кремле. Как уже описывалось выше Ильич с живым интересом отнёсся к изобретению. По заданию вождя партии Термен отправился в концертный тур по молодой советской республике как популяризатор электричества. Уже позже, в 30-е годы в США началось промышленное производство терменвоксов. Первые серийные экземпляры были очень громоздки и баснословно дороги.

Сегодня распространено великое множество классических и не очень терменвоксов, есть как аналоговые, так и цифровые устройства. Некоторые из современных моделей инструмента оснащены возможностью изменения классического звучания и различными эффектами. Многие из исполнителей используют для игры на терменвоксе гитарные процессоры и другие эффекты (дисторшн, фленжер и прочее), что позволяет существенно расширить диапазон вариантов звучания инструмента.

Интересно, но в СССР терменвоксы серийно не производились, при этом на западе они продолжали активно использоваться и совершенствоваться. Инструмент не редко использовался для создания саундтреков к фильмам ужасов в 30-х – 50-х годах. Кроме того, многие пионеры психоделической и электронной музыки эпизодически использовали инструмент для аранжировок. Сегодня терменвоксы активно используются для создания звуковых эффектов, а также в самых разных жанрах. Среди музыкантов и коллективов, которые использовали этот инструмент такие имена как: Beatles, Jan Michel Jare, Pink Floyd, Led Zeppelin, Sting.

На основе терменвокса, Термен разработал несколько вариантов сигнализационных систем. При пересечении зоны в которой находилась антенна раздавался звуковой сигнал. Одной из таких систем были оборудованы помещения кремля. Позже в США производство таких сигнализаций стало для Льва Термена источником солидного дохода.

Дальновидение

Многие искренне полагают, что отцом телевидения является Зворыкин, хотя это не совсем верно. Дело в том, что, экспериментируя в далёких 20-х Лев Термен смог разработать и создать работающую электромеханическую систему, позволяющую передавать изображение на расстояние за 3 года до Зворыкина. Подобные исследования в области т.н. механического телевидения проводились и до Термена, но не нашли практической реализации. По утверждениям современников изобретателя, его телевизионная система позволяла передавать на расстояние изображение в динамике, различать лица людей в тех случаях, когда они не совершали резких движений.

В 1925-м году Лев Термен сумел на основе уже созданных до него устройств для передачи изображения собрать 4 модели телевизионных устройств (две экспериментальные, одну демонстрационную и ещё одну по спецзаказу от наркомата обороны СССР). Каждая представляла комплекс из передающего и принимающего изображение устройства. Термен назвал своё изобретение «дальновидение». Электромеханическая телевидение Термена использовало специальную систему синхронно вращающихся зеркальных дисков и фотоэлементы.

Презентация «дальновизора» Термена прошла 7 июня 1926 года Московском Физико-техническом институте, второй раз систему увидели 16 декабря 1926 года на пятом Всесоюзном съезде физиков в Москве. Реакция прессы после этого события не заставила себя ждать, о Термене писали, как о советском Тесле, как о втором Эдисоне. Через непродолжительное время после этого Термена вызвали в соответствующие органы, где ученому предложили создать телевизионное устройство для пограничных войск. Газетные публикации по поводу изобретения прекратились, плоть до 1984-го года.

Военные предъявили к установке Термена жесткие требования: работа под открытым небом, при дневном свете, наличие 100-строчной разверстки. В последствии опытный военный образец установки тестировался лично народным комиссаром по военным и морским делам СССР Климентом Ворошиловым в Кремле. Используя дальновидение Термена, Ворошилов мог непрерывно наблюдать кремлёвский двор и людей, которые в нём двигались.

Не смотря на восторг прессы и военно-политического руководства Союза, серийному выпуску дальновизора не суждено было осуществиться. Термен, вскоре после успеха эксперимента, стал частью советской резидентуры в США и там было не до «пограничного дальновизора». Более того, армия Советов нуждалась в решении более насущных вопросов, и при всём желании Ворошилова или кого бы то ни было ещё, даже на насущное не всегда хватало ресурсов.

Виолончель Термена

Как виолончелист, Термен не мог не испробовать возможности принципа, реализованного в терменвоксе для создания других инструментов. Так в его лаборатории в Нью-Йорке появилась первая электронная виолончель. Инструмент был похож на свой акустический аналог, но был начисто лишен струн, а роль смычка выполнял специальный рычаг. Изменение частоты звучание осуществлялось при помощи передвижения пальцев по пластиковой поверхности грифа без струн, а за амплитуду отвечал рычаг. Звук виолончели напоминал звучание терменвокса.

Как и в случае с терменвоксом, характерной особенностью виолончели Термена стал монофонический режим работы, при котором невозможно было извлечь из инструмента 2 и более звуков одновременно, что позволяет сделать традиционная акустическая виолончель. Судя по имеющимся данным виолончель Термена при жизни самого изобретателя не производилась серийно. На данный момент существует несколько кастом-версий инструмента, сохранилось небольшое количество фотографий оригинальных виолончелей, позволяющих сделать вывод об их внешнем виде.

Тенрпситон – танцевальный «киннект» 30-х

Продолжая экспериментировать с электромузыкальными системами в своей лаборатории в США Термен создаёт «терпситон» – инструмент, предполагающий звукоизвлечение и световой перфоманс в процессе танца. В каком-то смысле сама идея терпситона была близка современным киннект-устройствам, несмотря на архаичность (в современном представлении) принципов на которых был создан инструмент.

Работа устройства, также как у терменвокса и виолончели Термена, основывалась на взаимодействии двух генераторов с фиксированной и переменной частотой. Как и в терменвоксе изменение частоты достигалось путём изменения расстояния между обкладками конденсатора (соответственно изменения ёмкости). Фактически тело танцора представляло собой одну из обкладок конденсатора, а второй являлась металлическая деталь, размещавшаяся под полом. В результате перемещения тела танцора в пространстве ёмкость колебательного контура менялась, что приводило к изменению частоты, и соответственно позволяло извлекать звуки посредством пластики танца.

Помимо прочего, «терпситон» был оборудован цветомузыкальной установкой, реагировавшей на ритм движений танцора. Каждой частоте, соответственно каждой ноте соответствовали лампы определённого цвета, что давало возможность для дополнительной визуализации звукоизвлечения.

«Златоуст» — исповедальня посольства США в Москве

Проводя время в заключении Термен не пал духом и нашел в себе силы для новых изобретений. Надо отметить, что сталинские шарашки существенно отличались от остальных «заведений» ГУЛАГа. Нормальное, по сравнению с лагерным, питание и относительно человеческие условия жизни не мало способствовали изобретениям Льва Сергеевича.

После работы над системой управления крылатыми ракетами с Королёвым и Туполевым, в 1943-м, продолжая отбывать срок, Термен создаёт одно из самых совершенных для своего времени подслушивающих устройств – «Златоуст». Не имеющий аналогов в мире жучок был замаскирован подарке советских пионеров американскому послу в виде вырезанного из ценных пород дерева герба США. Герб был презентован послу Гарриману во время визита в лагерь «Артек», по случаю 20-летия оздоровительного учреждения в 1950-м году. Гарриман повёлся ювелирно инкрустированный презент.

Аппарат, вмонтированный в герб, не использовал никаких источников питания, магнитных полей, иными словами – ничего, что могло быть обнаружено, стоявшими на вооружении спецслужб средствами. Устройство приводилось в действие микроволновым излучением, источник которого мог находиться в радиусе 100 метров от «жучка».

«Златоуст» в подарке пионеров слушал посольство вплоть до 1952-го года. Когда в результате случайности «жучок» был обнаружен незадачливые янки не поняли, что перед ними. Устройство состояло из металлической проволоки, пустой камеры-резонатора и мембраны. Лишь через 8 лет, в связи со сбитым самолётом-разведчиком американская сторона обнародовала обнаружение устройства.

«Буран», который не летал в космос

Продолжая коротать время в шарашке Лев Термен создал ещё более совершенное устройство прослушивания. «Буран» — это инфракрасный микрофон, способный снимать колебания оконных стёкол. Фактически — это был прообраз того, что мы называем лазерной прослушкой, принцип был тот-же, с единственным различием: вместо лазерного луча использовалось инфракрасное излучение.

Именно за это изобретение заключённому Термену была присвоена «закрытая» сталинская премия первой степени и орден, полагавшийся к ней. По легенде Иосиф Сталин, просматривая документы, представленные для награждения Термена, лично перечеркнул слово «вторая», в фразе присвоить «сталинскую премию второй степени» и написал «первой».

Полагаю, что в этом материале мы коснулись далеко не всех изобретений Льва Термена. Вероятнее всего, что с некоторых из них гриф «Секретно» ещё не снят, особенно учитывая то, что изобретатель работал (по крайней мере числился) в органах госбезопасности почти до момента крушения советской системы.

Не мрет

И ещё один интересный факт: Лев Сергеевич очень любил произносить свою фамилию наоборот, получалось «не мрет», с таким умонастроением изобретатель дожил до 97 лет. На закате жизни Термен выполнил обещание данное, некогда, В.И. Ленину, в 1991-м году он стал членом коммунистической партии, через несколько месяцев организация прекратила своё существование.


Источник

виолончель, звук, звуковая аппаратура, ленин, музыкальные инструменты, прослушка, термен, терменвокс, терпситон

Читайте также