Во второй уикенд ноября в нидерландском Утрехте уже в 16-й раз пройдёт фестиваль Le Guess Who? — большое приключение в звуке. Рекомендую, что послушать из лайнапа.
В прошлом году я составила похожий гид по лайнапу Le Guess Who? (далее — LGW?) , и в нём рассказала, как устроен фестиваль и почему я считаю его важнейшим опытом, который хотя бы раз должен попробовать получить каждый меломан. Ныряйте в материал по ссылке ниже и ищите раздел «Что такое LGW? и чем он так крут» (а потом возвращайтесь сюда) 👇👇👇
Кураторами LGW? 2023 станут:
- Американская мастеринг-инженер египетского происхождения Хеба Кадри. От Björk до Slowdive, от Kate NV до Рюичи Сакамото и от Lingua Ignota до The Mars Volta — скорее всего, Хеба приложила руку к одному из ваших любимых альбомов последних двух десятилетий.
- Живущая в Лондоне бельгийская джазовая исполнительница с карибскими корнями Нала Синефро. На её дебютном альбоме Space 1.8, вышедшем на лейбле Warp в 2021-м, спиричуэл-джаз сплавлен с эмбиентом, звучание педальной арфы — с текстурами модульных синтезаторов, а минимализм и общее электроакустическое настроение записи — с любовью Налы к полевым записям.
- Американец Джаспер Армстронг Марсалис aka Slauson Malone 1. Этот чувак в какой-то момент был в пост-хип-хоп формации Standing on the Corner, теперь раздаёт сам, и у него тоже довольно широкий спектр вдохновения в музыке, да и эрудиции не занимать.
- Англо-французская авант-поп группа Stereolab. Ну тут всё просто: AAAAAAAA!
Нынешний выпуск LGW? станет 16-м по счёту, и устроители приготовили множество сюрпризов. Итак, какие концерты этого года я рекомендую не пропускать, если вы едете в Утрехт (а если не едете — найти и послушать хотя бы в удобном для вас стриминге). В этом обзоре речь пойдёт только о группах и исполнителях, выступающих в основной программе фестиваля (а есть ещё локальный мини-фестиваль U?, фестиваль в фестивале Lombok Festival, кинопоказы, выставки, открытые дискуссии и интервью, образовательная программа и т. д. и т. п. — см. дневники с прошлых выпусков LGW? в моем канале «Слова с музыкой»).
Это объёмный текст, поэтому для удобства добавляю оглавление — не стесняйтесь скипать фрагменты. Хотя лучше не скипать — возможно, где-то тут притаился важный для вас альбом или просто новая любимая группа или исполнитель.
Также вы можете поблагодарить автора за труд лайком под этим постом и/или донатом в телеграм-канале.
Оглавление:
- Четверг: сплошные вопросы
- Пятница: много посттрадиции, метал-хип-хоп и деконструкция арабского клубного звука
- Суббота: вновь посттрадиция, эксперименты в электронике, поп, рок и танцы до утра
- Воскресенье: «Жвачка Джона Кейджа»
Четверг: сплошные вопросы
Начать предлагаю с нового и по-своему уникального события. В первый день фестиваля в большом зале (Grote Zaal) концертного комплекса TivoliVredenburg (а это главная площадка LGW?; в комплексе — семь сцен) пройдут с шагом в час три шоу «Анонимного проекта» (The Anonymous Project): судя по анонсу, на сцене установят огромный непрозрачный белый куб, в нём будут играть музыканты, а вот кто они и будет ли это один и тот же состав и программа или три группы и разные по стилистике выступления — зрители так и не узнают. То есть узнают, но лишь на месте. Полагаться придётся исключительно на слух.
Далее — первое программное пересечение и непростой выбор: в зале Pandora свой только что вышедший превосходный альбом Selvutsletter представит норвежский дуэт Lost Girls (Енню Вал и Ховард Вольден), а в зале Hertz американский джазовый пианист и (кино)композитор Крис Паттишалл (Chris Pattishall) презентует интерпретацию Zodiac Suite великой Мэри Лу Уильямс.
Следующий абзац я написала до 26 октября, когда LGW? объявил об отмене концерта, и оставляю его, чтобы вы обязательно всё равно послушали этот альбом и открыли для себя эту музыку. Мне кажется это важным.
Тем временем во втором большом зале TivoliVredenburg — в Ronda — начнётся концерт израильского музыканта Давида «Дуду» Тассы и его британского коллеги, гитариста Radiohead и кинокомпозитора Джонни Гринвуда. Вот как об их вышедшем в июне этого года альбоме Jarak Qaribak (название переводится примерно как «Твой сосед — твой друг») написал Шурик Горбачёв в августе: «Важный израильский певец, потомок арабских евреев, исполняет песни о любви на арабском при поддержке певцов из Палестины, Ливана и других стран, которые политически враждебны Израилю <…> ». Почему я так подробно пишу, что альбом вышел в июне, а Шурик написал о нём в августе? Потому что 7 октября всё изменилось, началась война, и стоит ли говорить, что исполнение такой музыки сейчас само по себе — акт солидарности и представление через это единства, приверженности к общечеловеческим ценностям. Я не знаю, состоится ли концерт. Я не знаю, какой состав будет на сцене. Я не знаю, как вообще оно будет выглядеть и звучать, и какие слова прозвучат или не прозвучат со сцены. Но мне бы очень хотелось, чтобы всё состоялось. Потому что — и пусть это наивно — я всё ещё верю в музыку. И, в свою очередь, горестно, что палестинский продюсер и рэпер Al Nather отменил свое выступление на LGW? в связи с событиями на Ближнем Востоке.
В церкви святого Яна — уроженка острова Скай, заклинательница волынки Бриче Хаймбоул (Brìghde Chaimbeul). Бриче в этом году успела и посолировать в «Blood and Butter» Кэролайн Полачек, и записать собственный альбом в дуэте с выдающимся канадским саксофонистом Колином Стетсоном. Для меня лично Carry Them with Us — одна из лучших и важнейших записей 2023-го.
В клубе EKKO — записанный частично в Нью-Дели, а частично в тибетской деревушке Чугламсар, что в индийском Ладакхе, альбом постиндастриала, дрона и конкретной музыки от артиста по имени Рухаил Кайсар (Ruhail Qaisar). О его дебюте Fatima практически не писали в русскоязычном пространстве, по крайней мере, я нашла лишь одно упоминание в своей телеграм-ленте, а зря: завораживающая музыка-рефлексия по поводу не заканчивающейся постколониальной травмы региона. Мы ничего не знаем о мире, ничего.
В Pandora — постфолк-ансамбль Sanam из Ливана. Традиционные инструменты и мотивы ребята сочетают с фри- и арт-роковым звучанием.
Дальше я бы ходила между залами Ronda и Pandora в комплексе Tivoli: заряд даба от African Head Charge, куратор фестиваля Slauson Malone 1, замбийский блюз-рок/психоделия от W.I.T.C.H. (ансамбль появился ещё в 1970-е и возродился под началом фронтмена Эммануэля Jagari Чанды, которого зовут замбийским Миком Джаггером, в 2012–2013, так что не факт, что будет потом возможность увидеть) и датский фри-нойз Selvhenter. По-моему отличное постепенное повышение градуса угара!
Где-то между всем этим стоит забежать в зал Cloud Nine (он тоже в Tivoli, реально где-то под крышей!) на азербайджанского гитариста, исполнителя мугама Рахмана Мамедли (Rəhman Məmmədli). Мугам — любовь.
Ну и в EKKO будут вьетнамцы Rắn Cạp Đuôi. То, что они играют, определяют как «рейв встречается с эко-футуризмом». Не поняли? Я тоже ничего не поняла, зато, как и все, выпала с их абсолютно лютого джема с участием трёх барабанщиков на Boiler Room в прошлом году (что уж, скажем откровенно — не выпала, а просто ох**ла). Выступление на LGW? станет для Rắn Cạp Đuôi первым в Европе. Пропускать не рекомендую. Но если забегаетесь по Tivoli, имейте в виду: ребята сыграют ещё и во второй день фестиваля. Кстати, о нём: там тоже будет плотненько. Погнали!
Пятница: много посттрадиции, метал-хип-хоп и деконструкция арабского клубного звука
Если первый день LGW23 я бы практически целиком провела в Tivoli, отлучаясь разве что в клуб EKKO, что в семи минутах ходьбы от концертного комплекса, через канал, то в пятницу металась бы между Муниципальным театром Утрехта (Stadsschouwburg) и церковью святого Иакова (Jacobikerk).
О кистинцах, или грузинских чеченцах, Pankisi Ensemble я подробно писала в телеграм-канале. Это резиденты знакомого моим читателям лейбла Ored Recordings.
В этом году Pankisi Ensemble выпустили альбом, и им удалось выступить на некоторых европейских фестивалях. В Утрехт ансамбль приедет в рамках программы Hidden Musics, в которой обычно представлена (пост)традиция.
В рамках кураторской программы Хебы Кадри в дуэте сыграют две давно живущие в Лондоне итальянки—дивы шума и дрона Марта Салоньи (Marta Salogni) и Валентина Магалетти (Valentina Magaletti). Мне два раза говорить не надо: вижу в афише Магалетти — бегу, теряя тапки.
Дальше предлагаю усугубить и пойти на Кали Мэлоун (Kali Malone), чей альбом Living Torch помог мне to make it through 2022 в целом. А ещё я была на органном концерте Мэлоун на Le Guess Who? 2019, но это теперь кажется какой-то другой жизнью, понятно. В рамках фестиваля этого года Кали представит программу «Весна скрывает свою радость» (Does Spring Hide Its Joy; именно так — без вопросительного знака в конце) с виолончелисткой Люси Рейлтон (Lucy Railton) и продюсером и гитаристом, батей дрона Стивеном О’Мелли (Stephen O’Malley). Пишу это — и внутри всё уже содрогается.
В церкви св. Иакова в те же минуты — Niño de Elche, он же Франсиско Молина из валенсийского городка Эльче (псевдоним можно перевести как «Дитя Эльче») — представляет свое прочтение фламенко. Я бы назвала этот безусловно посттрадиционный подход неофламенко.
Устад Нур Бахш (Ustad Noor Bakhsh) не смог приехать на фестиваль в прошлом году из-за проблем со здоровьем (возраст: сейчас пакистанскому мастеру бенджу 78 лет). Едет теперь, и, коли доедет, сами понимаете — пропускать нельзя.
Продюсер Рэндалл Данн (Randall Dunn) не нуждается в представлении тем, кто следит за такими группами, как Sunn O))) и Earth. Ну а менее искушённому слушателю Данн может быть знаком по саундтрекам к фильмам Джима Джармуша или Гильермо дель Торо. А ещё он сопродюсировал и писал музыку к «Мэнди» Паноса Косматоса с Йоханном Йоханнссоном, работал с Тёрстоном Муром, Анной фон Хауссвольф, Дэнни Эльфманом. На LGW23 Данн презентует программу FANAA — ‘To die before one dies’.
О проекте Абдуллы Миниави Le Cri du Caire тоже писала в Телеграме летом — пожалуйте: смесь рока, джаза, электроники и «ориентальной» традиции, вдохновлённая Арабской весной.
На главной сцене Муниципального театра — давний соратник Трента Резнора по Nine Inch Nails Алессандро Кортини (Alessandro Cortini), а в церкви св. Яна — Аттила Чихар (Attila Csihar). Это, что назвается, если надо представлять, то не надо представлять: венгерский мастер блэка, участник Mayhem, Sunn O))) и многих других проектов, чьи названия греют душу любому, кто когда-либо прикасался к этим материям. На LGW? Чихар представит программу Void ov Voices.
В Tivoli и около тем временем тоже масса всего, просто перечислю интересное: первая признанная женщина-исполнительница на традиционном для стран Центральной Африки щипковом инструменте инанга София Нзаисенга (Sophie Nzayisenga), бразильские проводники Тропикалии в наше время Bala Desejo, легенды альтернативного хип-хопа Antipop Consortium с реюнион-шоу, мичиганские хоррор-экспериментальщики Wolf Eyes — есть из-за чего помучиться.
Но если выберете посттрадиционное начало фестивального дня, то в Tivoli ворвётесь аккурат на сет Тома Скиннера (Tom Skinner) — барабанщика у Шабаки в Sons of Kemet и у Тома и Джонни в The Smile. Тут прежде напрашивалась шутка, что 2/3 The Smile на LGW? — даёшь спонтанное секретное шоу! Но Гринвуд теперь отвалился и не факт, что приедет в Утрехт хотя бы как слушатель. Впрочем, почему не помечтать.
Дальше надо либо на вьетнамцев Rắn Cạp Đuôi (если не успели в первый день), либо на замбийскую метал-хип-хоп исполнительницу Backxwash (кажется, весной эта женщина разъ**ала Roadburn, если вы понимаете, о чём я), либо на «Песнь высоких холмов» Фредерика Делиуса (помните роман Дэвида Митчелла «Облачный атлас» или экранизацию сестёр Вачовски?) в исполнении филармонического оркестра и хора Нидерландского радио под управлением сэра Марка Элдера (Sir Mark Elder). Муки выбора — они такие, да.
В окончание насыщенного второго дня я бы сходила в зал Hertz на бруклинскую электронщицу индийского происхождения Рачику Наяр (Rachika Nayar) — её бексонечно любит и горячо рекомендует бро по телеграм-музыковедению «Шорох», — и на презентацию альбома Jbal Rrsas парижанки тунисского происхождения Дины Абдельвахед (Deena Abdelwahed), о которой подробнее писала уже я: «Если на дебютном Khonnar («Роннáр») Абдельвахед по большей части исследовала тёмные и порицаемые обществом стороны и проявления родной культуры, то на Jbal Rrsas она идёт дальше и пытается деконструировать представление слушателя об арабской электронной сцене, в частности о стиле махраганат, или шааби-электро, когда традиционные песни получают пошлые электронные аранжировки. Абдельвахед наваривает на всё это глухой бас и добавляет привычную для техно прямую бочку. В результате басы причудливо переплавляются с синтами, и на выходе Абдельвахед получает то, что сама она называет постклубным звуком».
Друзья говорят, что во второй день ещё обязательно нужно попасть на чикагцев FACS. Крутыши они, конечно, но выступают в De Helling — это такой панк/рок/метал-клуб на юге от Tivoli, куда ногами из центра идти полчаса минимум или крутить педали велика минут десять. А ведь потом придётся пилить обратно!
Суббота: вновь посттрадиция, эксперименты в электронике, поп, рок и танцы до утра
В субботу днём можно как раз заглянуть в кластер на юге, где De Helling — там рядом есть местечко, называется LE:EN, и в нём будет проходить U? — такой мини-фестиваль в фестивале, бесплатный городской ивент с выступлениями местных групп.
Ну а основной день предлагаю начать с выступления Фатен Канаан (Faten Kanaan) в церкви св. Яна. Это живущая в Нью-Йорке диджей и продюсер с — выдержка из био — сирийско-палестинско-иордано-ливанскими корнями. Протеже Хебы Кадри, понятное дело. Мне попадались её треки в подборках Спотифая — звучит очень своеобразно.
Дальше зову на датчанку Софи Бёрч (Sofie Birch) и польку Антонину Новацкую (Antonina Nowacka). Ничего не знаю про этот дуэт и не хочу знать — хочу удивиться.
В зале Hertz главной площадки Tivoli в рамках программы Hidden Musics — The Good Ones. Этот руандийский ансамбль объединяет в составе как тутси, так и хуту, а также представителей народности абатва и в своей музыке исследует и прорабатывает травму геноцида. Думаю, не нужно говорить о важности и необходимости такой музыки, о её вечной актуальности, ну и об исключительности возможности увидеть и услышать это вживую.
Moin — это любовь с первого прослушивания. Валентина Магалетти, опять же. В зале Ronda.
Ну а в главной аудитории — Grote Zaal — ещё одна дорогая моему сердцу итальянка Катерина Барбьери (Caterina Barbieri) и Space Afrika. Будет что-то. Что-то будет.
Дальше можно на туарега Bombino в Ronda или на девчонок из Decisive Pink в Cloud Nine: гитара пустыни или игривый поп с синтезаторами (и, впрочем, тоже гитарами вроде) Кати Шилоносовой и Энджел Дерадуриан — решать вам.
Ещё, если у вас до сих пор не случился передоз традиционной музыкой, можно в Hertz на ещё одну даму из программы Кадри — Камилю Джубран (Kamilya Jubran). Родом из Палестины, живёт в Париже, играет на традиционных инструментах уде и кануне.
Потом маршрут такой: электронные полотна Джеймса Холдена (James Holden), последнее европейское выступление группы, стоявшей у истоков хип-хопа в Южном Бронксе в конце 1970-х, ESG, лондонская битмейкерша Shy One, лиссабонская супергруппа O Ghettão и, наконец, британско-армянский электронщик с лейбла Кирана Хебдена (aka Four Tet) Акоп Чапарян.
Опа! — и на часах ноль-ноль. А в клубах BASIS и WAS., что на двухуровневом канале Аудеграхт в центре города (кажется, это старейший такой то ли в Нидерландах, то ли во всей Европе или даже в мире), — продолжение веселья до утра. Но вы учтите, что впереди финальный рывок, и рассчитывайте силы.
Воскресенье: «Жвачка Джона Кейджа»
На Roadburn’е воскресенье раньше называли днём-afterburner’ом — таким расслабленным послесловием к фестивалю, когда в лайнапе и концертных залах и клубах остаются самые стойкие. Для LGW? этот подход тоже кажется валидным: за три дня музыкального пиршества легко перенасытиться. При этом программа воскресенья на утрехтском форуме сформирована вовсе не по остаточному принципу: тут — бóльшая часть протеже Stereolab и Налы Синефро.
Открывает день американский минималист Рис Чатем (Rhys Chatham) в De Helling.
Далее — лондонские экспериментаторы Price Attack в LE:EN, сочетающая в своей музыке японские традиционные мотивы, поп, джаз и психоделию Яма Вараси (Yama Warashi) в De Helling, ещё одна группа из Лондона — постпанк/нойз-квартет Shake Chain в LE:EN и инструментальный хип-хоп/джаз от The Cromagnon Band вновь в De Helling. Все эти концерты — кураторская программа Stereolab.
В Tivoli тем временем — протеже Налы Синефро Лайла Резерфорд (Layla Rutherford) с Ensemble Insomnio в Hertz, сама Синефро на главной сцене, резидентка лондонского NTS Radio, диджей и продюсер aya в Cloud Nine.
Ну или идите в Pandora на MEMORIALS — отличный микс из постпанка, дрона, нойза, работы с плёнкой, психоделического рока.
В Ronda — сеанс Jazz Codes, или рэп-джаза, от Камаэ Айевы (Moor Mother) и её Irreversible Entanglements. С Айевой у меня примерно так же, как с Валентиной Магалетти: вижу имя в афише — иду. На каждом LGW? хожу на её выступления — сольные ли или с проектами, или в дуэтах, — и это всегда огонь. Большой поэт как никак.
После этого — на Model/Actriz. Это новая любимая группа моего хорошего приятеля и коллеги по музыкальному Телеграму Паши Борисова @albumsweekly, и его отзывы что об альбоме Model/Actriz, что с их выступления на летних фестивалях в этом году для меня были бы достаточным аргументом, даже если бы я не слышала этой музыки. А музыка отличная: такой эмоциональный, то и дело срывающийся в нойз постпанк.
Перед Stereolab можно изловчиться и забежать в Hertz на Билла Оркатта и Зо Амбу (Bill Orcutt & Zoh Amba). Я очень люблю проекты Оркатта и такую музыку, но оно требует вдумчивого слушания и присутствия, так что галопом по Европам можно и не успеть, ибо в Ronda начинается…
LA RESISTANCE!
Я не слушала, наверное, и половины каталога Stereolab, ну или слушала не систематизированно и потому плохо ориентируюсь в их дискографии, но как же я люблю эту музыку.
Вот здесь автор канала «Нагазин» предпринимает героическую попытку «[немножко абсурдно, т.к. всем почитателям вроде бы известно, что это группа сборников и синглов] …составить краткий гайд по десяти полноформатным LP франко-австрало-британской groopbl в режиме от худшего к лучшему». Спойлер: лучшими, по версии «Нагазина», в итоге признаны Emperor Tomato Ketchup (1996) и Cobra and Phases Group Play Voltage in the Milky Night (1999), и кто я такая, чтобы спорить, я просто включаю ту же «Французскую дискотеку» или «Жвачку Джона Кейджа», когда мне грустно, и мне становится тоже грустно, но по-другому грустно — вы понимаете, о чём я? Нет? А, ну ладно.
C’est le plus beau
Et c’est le plus triste
C’est le plus beau
Paysage du monde
Выдыхать идём в Pandora — там за пультом до конца фестивального дня междисциплинарная артистка, журналистка и диджей, резидентка NTS Radio Кристелль Ойри (Christelle Oyiri) aka Crystallmess, а затем ещё одна резидентка NTS Закия (Zakia), чьи шоу я обожаю за эклектику, юмор, лёгкость.
Идеальное завершение воскресенья и… внезапно всего фестиваля! Увидимся в Утрехте в следующем ноябре?
Читать мои заметки о популярной и не очень музыке, репортаж с LGW23 и поблагодарить меня донатом можно в телеграм-канале «Слова с музыкой».