Квентину Тарантино — 55 лет!

Квентину Тарантино — 55 лет!

Сегодня, 27 марта, великому американскому режиссеру и сценаристу Квентину Тарантино исполняется 55 лет. В связи с этим мы решили собрать в одном материале все основные тексты о фильмах Тарантино, появлявшиеся на «Канобу». Сразу три (или четыре — смотря как считать) картины Квентина вошли в наш топ лучших фильмов всех времен, так что Тарантино смело можно называть любимым режиссером нашего сайта.

 «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), 1994 в оригинале — 7 место в нашем топ 100 лучших фильмов автор: Александр Трофимов

Самый влиятельный фильм Тарантино не мог не появиться в этом топе, слишком многое изменилось в нашем представлении о кино из-за этой картины. О том, как можно рассказывать истории, переплетая их в причудливые узлы, вольно обращаясь с хронологией, но при этом не запутывая зрителя. Мы привыкли хвалить за усложненный нелинейный нарратив Нолана, но Тарантино пользуется им абсолютно свободно, когда история этого требует, а когда не требует — спокойно обходится без него, не циклясь на переусложнении ради фишки.

Квентин в очередной раз показывает себя и гениальным сценаристом (за этот сценарий он получил и «Оскар» и ряд других премий) — диалоги и монологи фильма расходятся на цитаты и по сей день, настолько они емкие, звучные, мощные. И сам фильм постановкой сцен максимально работает на то, чтобы каждая из них раскрылась полностью. Как можно забыть проповеди Джулза или бессмертное:

— Everybody be cool, this is a robbery!

— Any of you fucking pricks move, and Iʼll execute every motherfucking last one of ya!

Вроде ничего особенного, бандиты орут нечто подобное в каждом третьем фильме, но только здесь это запоминалось. Дело в выстроенной мелодике фразы, экспрессии актеров, вступающей заглавной музыкальной темы и уходе на фризфрейм с начальными титрами. Сцена вырывается из реальности и превращается в обложку, в тему, в пробник того, что последует дальше.

Несмотря на обилие сюжетных линий и персонажей, никто не чувствуется обделенным и отодвинутым в сторону, герои получают такое шикарное раскрытие, которого многим не удается добиться и за пару часов на экране, все персонажи вышли яркими и стали ключевыми образами для игравших их актеров. Даже внезапная и нелепая смерть Винса на унитазе чувствуется на удивление правильной и мощной.

Потрясающая картина, великолепный пример сложной, многомерной истории, рассказанной настоящим мастером.

«Бешеные псы» (Resevoir Dogs), 1991 в оригинале — 24 место в нашем топ 100 фильмов автор: Евгений Желтовский

Как стать культовым режиссером если ты никчемный киноман? Посмотри как можно больше хороших (например, из этой сотни) и не очень фильмов, брось недоделанной свою первую ленту и вложи десяточку в удачу. Или можешь ограничиться просмотром «Бешеных Псов» — режиссерского дебюта Тарантино.

Этот фильм не требует снисхождений в духе «ну, это была его первая работа». Проба пера оказалась, пожалуй, одной из самых интересных картин Квентина, уступающей, на мой взгляд, разве что «Омерзительной восьмерке». И дело не в гротескной жестокости, по которой многие узнают работы главного безумца Голливуда. Не в хвалёных диалогах, за которыми скрывается глубочайшая экспозиция. Всё гораздо проще — дело в повествовании.

Если вкратце, это фильм об ограблении… без ограбления. Основные события разворачиваются после задуманного на месте встречи в заброшенном похоронном бюро.

В банде завелась «крыса» из-за чего весь план пошёл наперекосяк и теперь героям предстоит вычислить стукача среди своих. Детали же, раскрываются в, скажем так, флешбеках. Таким образом, сперва даются «ответы» и уже потом задаются «вопросы».

И, как вы наверняка знаете, такой подход в дальнейшем и сформировал стиль режиссёра.

Раз уж заговорили про тарантиновский почерк, нельзя не упомянуть что уже в «Бешеных псах» он начал использовать свои фирменные приёмы. Например, знаменитая сцена без монтажных склеек с проходом Мистера Блондина к машине и последующий план «из багажника». 

В «Криминальном чтиве», например, аналогичная сцена встречается в самом начале, когда Джулс и Винсент приезжают на разборку. «Мексиканский тупик» (когда трое и более людей наводят друг на друга оружие) — так и вовсе визитная карточка Квентина, вспомните финальную сцену в закусочной всё в том же «Криминальном чтиве» или сцену в баре в «Бесславных ублюдках». Про чрезмерную жестокость, моря крови и, конечно же, диалоги «ни о чем» я уже говорил — всё это ещё не раз всплывёт в будущих картинах Тарантино.


К тому же, в «Бешеных псах» берёт начало «вселенная Тарантино», в которой «Убить Билла» это то самое шоу, о котором рассказывала Миа Уоллес в «Криминальном Чтиве», Мистер Блондин — родной брат Винсента Веги, а сигареты марки Red Apple, которые заказывает Бутч в баре Марселласа Уоллеса встречаются в виде табака, который забивают в трубки герои «Омерзительной Восьмёрки».

С «Бешеных Псов» определённо стоит начинать знакомство с творчеством Тарантино. А затем, к нему хочется возвращаться снова и снова, разгадывать типажи героев, искать подсказки в диалогах, подмечать детали и разбирать реплики на цитаты.

«Убить Билла» (Kill Bill Vol. 1 and 2), 2003-2004 в оригинале — 42 место в нашем топ 100 фильмов автор: Никита Богуславский

Мы долго выбирали, какой же из фильмов Тарантино заслуживает представлять режиссера в нашем топе, но (спойлер!) так и не смогли остановиться на чем-то одном, ближе к первым позициям вы еще встретите это имя. Все дело в том, что в его фильмографии все фильмы отличные, но при этом очень разные. Эстеты с моноклями могут сколько угодно снисходительно качать головой, но суть от этого не изменится, все его ленты чертовски хороши.

Тарантино — безумный киноман, который снимает кино не для зрителей или не ради наград, а для себя, потому что точно знает, чего хочет, и может реализовать свои желания. А мы, так уж получилось, находимся с Квентином на одной волне.

«Убить Билла» (мы говорим о двух фильмах как о едином произведении) показывает, что Тарантино не нужны долгие монологи в камерных декорациях, чтобы снять отличное кино. Этот фильм — перенасыщенный действием театр абсурда, феерия гиперболизированного, карикатурного насилия, натянутая на примитивную, схематичную историю о мести. Только вдумайтесь, весь сюжет можно сократить до одного предложения: героиня выходит из комы и начинает методично мстить бывшим коллегам, которые застрелили ее прямо во время свадьбы. Никакой глубокой мысли или внезапных поворотов (ну, почти), только звенящие от пафоса короткие диалоги и изумительно поставленные боевые сцены, сопровождаемые идеально подобранной музыкой и веселыми фонтанами бутафорской крови.

Фильм даже не тратит времени на какой-то нарратив, практически в каждом эпизоде мы видим Невесту уже там, где она встретит следующую жертву: нет ни бестолковой беготни, ни скучных поисков, ни пустых душевных терзаний — как будто кто-то взял цикл бульварных романов (или аниме-сериал), забросил их в соковыжималку и протягивает зрителю стакан с концентратом действия и экшена. И даже с нарушенной хронологией история остается кристально ясной, кто еще способен на подобное, кроме Тарантино?

«Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight), 2015 год

рецензия Александра Трофимова

Многие, включая самого Тарантино, называли «Восьмерку» вестерн-версией «Бешеных псов», и параллели здесь очевидны. Там тоже было одно здание, куча ярких и разнообразных героев, которые сталкивались между собой. Вот только неизбежная перестрелка здесь не приносит того оргазма, который приносила в «Псах». Скорее разочарование. Потому что взаимодействие героев через диалоги, тайны и попытки раскрыть эту тайну, понять, кто же здесь – не тот, за кого себя выдает, были куда интереснее, чем пальба.

Но все эти разочарования если и приходят, то под конец, именно от понимания, что все скоро закончится, а некой фантастической кульминацией все накопленное напряжение, недоверие и раздражение так и не выразится. Первые же два с лишним часа вы сидите абсолютно завороженные, поджимаете пальцы на ногах от подозрений, догадок, ожидания того, что в любой момент все взлетит на воздух и начнется кровавая баня. И ждете ее не как зритель – с предвкушением, а как один из постояльцев Минни – с ужасом.

Несмотря на то, что концовка производит очень странное впечатление и неясно, что в итоге это была за история, о чем она, почему-то запоминается не это. Запоминается абсолютно невероятное присутствие в моменте, многогранный клубок персоналий и отношений между незнакомцами, саспенс и ощущение взрывоопасной тайны. Я никогда прежде не ощущал подобного концентрированного кайфа.

Это можно было сравнить с «12 разгневанными мужчинами» Люмета, только с еще большим вниманием к героям, к помещению, к предметам, с поправкой на то, что они расследуют не абстрактное чужое дело, а разбираются в собственной ситуации, из которой явно не все выйдут живыми.

«Омерзительная восьмерка» в гайде подарков на НГ 2018  автор: Александр Башкиров

В последнее время Квентин Тарантино превратился в весьма плодовитого режиссера, и The Hateful Eight, скорее всего, не хватает в Blu-ray-коллекции даже самого заядлого киномана (хотя бы потому, что фильм вышел в 2015 году, когда весь кинематограф уже смотрели либо в кино, либо на цифровых платформах).

Сюжет я лишний раз описывать не буду: это интереснейший гибрид «Великолепной семерки» с «Десятью негритятами», снятый в стилистике «Нечто» Джона Карпентера.

Оригинальный саундтрек Эннио Морриконе, потрясающая натура заснеженного Вайоминга, лучшая режиссура и лучшая операторская работа в творчестве Тарантино. Если вам и этого мало, то подборка актеров в фильме сама по себе олицетворяет величайшие хиты этого режиссера и сценариста: Курт Рассел из Death Proof, Тим Рот из Reservoir Dogs, Майкл Мэдсен из Kill Bill, Уолтон Гоггинс из Django Unchained, Сэмюэл Л. Джексон из всего вообще.

«Настоящая любовь» (True Romance), 1993 в оригинале — текст «Самые романтичные фильмы и сериалы, которые можно посмотреть 14 февраля» автор: Александр Башкиров

Трогательная история любви молодого гика из магазина комиксов к девушке по вызову переработана Квентином Тарантино из своего первого, незаконченного фильма. В его дебютном сценарии «День рождения моего лучшего друга» один из героев устраивает в качестве подарка свидание друга с проституткой — так, чтобы тот об этом не подозревал.

В «Настоящей любви», став более зрелым драматургом, Тарантино нашел интересное развитие идеи: девушка во всем сознается, молодой человек под сильным влиянием фильма «Таксист» и гонконгских боевиков отправляется к ее сутенеру за вещами и убивает его, вместо вещей забрав чемодан с кокаином. После чего начинаются настоящие дорожные приключения — и настоящая любовь.

Самый, пожалуй, энергичный и искренний сценарий молодого и наивного Тарантино адекватно поставлен покойным Тони Скоттом. Как известно, все фильмы Скотта выглядят абсолютно одинаково — неважно, снимает ли он про подлодки, гонки, вампиров или криминальную любовь, но в данном случае чрезмерно красочный, дымно-клиповый видеоряд отлично соответствует содержанию картины, а венчает все незабываемая музыка Ханса Циммера.

По идее и сюжету фильм во многом похож на «Дикие сердцем» Дэвида Линча — но после просмотра True Romance, в отличие от Wild at Heart, ваш возлюбленный или возлюбленная не прекратят всякое с вами общение. Скорее наоборот.

Заслуживают упоминания (в порядке убывания качества): «Джеки Браун» (Jackie Brown), 1997 «Бесславные ублюдки» (Inglorious Basterds), 2009 «От заката до рассвета» (From Dusk Til Dawn), 1996 «Джанго освобожденный» (Django Unchained), 2012 «Грайндхаус: Доказательство смерти» (Grindhouse: Death Proof), 2007

 
Источник

Кино и сериалы, Мнение

Читайте также