3 января стартовал 11 сезон сериала The X-Files, известного у нас как «Секретные материалы». Некогда легендарное шоу вернулось в 2016 году после долгого перерыва на абсолютно провальный 10 сезон. Но, по отзывам западных критиков, 11 сезон получился существенно лучше — благодаря одиночным эпизодам о похождениях агентов ФБР Фокса Малдера и Даны Скалли, где они расследуют случайные паранормальные явления (все как в лучшие годы). К сожалению, прежде чем добраться до этих одиночных эпизодов, нам придется отсмотреть серию от создателя сериала, Криса Картера, в которой Малдера и Скалли двигают дальше по общей мифологии X-Files.
Мифологические эпизоды в «Секретных материалах» можно было спокойно пропускать уже в 3-4 сезоне, по праву считающимися пиком всего сериала (и, возможно, мирового телевидения). Сквозные сюжетные нагромождения Криса Картера ничего не добавляли к действительно хорошим, изолированным эпизодам, где Скалли и Малдер тихо-мирно охотились на очередного «монстра недели». Сами по себе они тоже ни к чему не вели: это мыло, безответственное и бессистемное выдумывание с очень неуклюжими попытками сатиры на современность.
Мифология «Икс-файлов» сочетает в себе худшие черты сериала Lost и игр Хидео Кодзимы: автор громоздит одну на другую тайны и вопросы, а когда все-таки приходит время держать ответ, разрожается наивной, примитивной, никому не интересной философией в духе «мы должны уничтожить человечество, чтобы его спасти». Первая серия одиннадцатого сезона — воплощение некомпетентности Криса Картера как сценариста. Она ВСЯ состоит из таких монологов или закадрового голоса героев, объясняющего то, что они не успели объяснить в монологах.
В лучшем духе Картера герои ничего не добиваются и ни к чему не приходят. Малдер полсерии выслеживает Курильщика, чтобы найти совсем другого человека, который тоже курит и читает монологи — на сей раз не об уничтожении населении Земли, а о космических исследованиях и скором строительстве человечеством сфер Дайсона (?!). Скалли проводит серию в больнице, сбегая из больницы и попадая в случайную автокатастрофу, после которой она возвращается обратно в больницу.
И я не могу не отметить, насколько невзрачно, примитивно все снято: между монологами попадаются сцена беготни и автопогонь, которые можно перепутать с любым эпизодом любого современного шпионского сериала. Нет монстров, пришельцы (которые всегда были наименее интересной частью сериала) мелькают только во флэшбэках, где их показывают совершенно открыто, под прямым светом, без претензий на атмосферу или саспенс. Герои кричат друг на друга и тычут в физиономию пистолетами, хотя по градусу сюжетного накала эти сцены с таким же успехом могли быть негромиким разговорами. Эпизод поставил сам Крис Картер, и даже ему очевидно, насколько скучный текст приходится читать его актерам. Без пистолетов никак нельзя!
За 11 лет «Икс-файлов» мы привыкли к подобным сериям-пустышкам, но в новом сезоне есть сцены, бездарные даже по меркам Картера. Один пример: в начале эпизода Скалли находится в коме. При сканировании ее мозга Скиннер замечает, что Скалли морзянкой передает импульсам одной из доль головного мозга сообщение Малдеру!
Да, это смехотворный бред, но это бред в лучшем духе классических сезонов «Икс-файлов», где вокруг такой абсурдной задумки могли навертеть превосходный эпизод (скажем, во время беременности Джиллиан Андерсон). В новых «Икс-файлах» В СЛЕДУЮЩЕЙ сцене Скалли приходит в себе и голосом озвучивает Малдеру то, что она только что сигналила мозговой морзянкой!
Единственное, на что в этой серии вообще можно смотреть — это пара флэшбэков к серии En Ami из 7 сезона «Секретных материалов». В свое время это был очень спорный, написанный исполнителем роли Курильщика Уильямом Б. Дэвисом эпизод, балансирующий на грани порнографического фанфика (Скалли внезапно уезжает с Курильщиком и попадает в двусмысленные ситуации).
В наше время на эту серию оказались завязанными основной сюжетный поворот 11 сезона и вся мифология сериала, что само по себе многое говорит об общем качестве сюжетной основы современных The X-Files. Но дело даже не в этом, а в том, что всего пара планов из этой серии, с немыслимо, невозможно прекрасной Джиллиан Андерсон образца 2000 года напоминают, до чего это был хороший сериал, и в какие бездны он скатился 18 лет спустя.
Даже в худших сериях «Секретных материалах» всегда были интересная режиссура и операторская работа, хорошая (во всяком случае — искренняя) игра актеров, а когда и это не помогало — все держалось на нетрадиционной, но совершенно сногсшибательной внешности действующих лиц, на Малдера и Скалли было просто приятно посмотреть.
Я не говорю, что в 2018 году Андерсон и Дэвид Духовны неприятны глазу — они просто утратили ту магию, тут ореол, который приковывал глаз к экрану и даже в самые тяжелые, фанбойские моменты делал «Икс-файлы» гораздо лучшим сериалом, чем они имели право быть.
Источник