Революция в фотографии, войны, космос, миллиарды и банкротство
В 1969 году астронавты «Аполлона-11» совершили высадку на Луну. Знаменательное событие, в которое бы никто не поверил, если бы… что? Правильно! Если бы не существовало фотоаппарата, ведь именно на него и были сняты знаменитые на весь мир кадры нашего спутника, на котором «развевается» американский флаг. Эти фотографии стали историческими документами. Плёнкой, на которую запечатлели этот важный момент в истории человечества, была плёнка Kodak.
История Кодак насчитывает огромное количество интересных и неожиданных фактов:
1. Во время Второй мировой войны компания Kodak стала одним из крупнейших поставщиков фотоматериалов для армии США. Некоторые из снятых тогда фотографий сохранились и дошли до нас;
2. В 1964 году Kodak выпустила первую пленку Kodachrome. Она стала наиболее долгоживущем брендом фотоматериалов;
3. В 1975 году компания разработала первую цифровую фотокамеру, которая была использована в космической программе NASA. Представьте себе, в 75-м году еще даже не было подгузников или солнцезащитных очков от УФ излучения, а камеры Kodak уже вовсю “осваивали” космос;
4. В 1980-х компания Kodak была одним из главных производителей фотопленок и фотокамер в мире. Ее объем продаж составлял 17 миллиардов долларов, чистая прибыль 1,4 миллиарда долларов. С учетом инфляции эта сумма превышает продажи Apple за 2022 год. Kodak была флагманом индустрии. Чуть ранее, в 1930-х оборот компании был сравним с ВВП небольших стран, а она тогда даже не была на своем пике.
В 2011 году компания обанкротилась. Акции фирмы обесценились на 90%, а сама она увязла в долгах. Гигант фото-индустрии Kodak был создан благодаря инновационному подходу. Но несмотря на все заслуги, этот бизнес «умер». История падения Kodak – одна из самых парадоксальных в мире крупного бизнеса. И для тех, кто занимается им, она может стать весьма поучительной. Не все знают, что именно привело к краху этой империи. Какие фатальные ошибки совершило руководство компании? Ответ на этот вопрос будет дан чуть позже, а пока давайте познакомимся с историей бренда.
Американская мечта. От бедности к миллиардам: история успеха основателя Kodak
12 июля 1854 года, в обычной американской семье родился мальчик. Он был младшим сыном и у него было две сестры. Отец умер от расстройства мозга, когда мальчику было 8 лет. Сестра Кэти заболела полиомиелитом в раннем возрасте и умерла в конце 1870 года, ему было 15. Тогда молодой человек ушел из школы и стал помогать семье. Он устроился работать в страховую компанию с окладом всего 3 доллара в неделю. Этого едва хватало, чтобы прокормить семью. Тогда он взялся за дополнительную работу в банке Рочестера, а по вечерам самостоятельно изучал бухгалтерию. Он поклялся отплатить матери за трудности, с которыми она столкнулась, и потому неустанно трудился.
Со временем он достиг должности банковского клерка и стал зарабатывать 15$ в неделю. Хоть сумма и возросла, но для хорошей жизни этого было мало. Поэтому он заинтересовался инвестированием в земли Санто-Доминго (современная Доминиканская Республика).
Когда парень начал планировать поездку, друг посоветовал ему купить фотоаппарат. «Так получится лучше описать возможности для инвестиций» – сказал он. Парень послушал его и купил свой первый фотоаппарат. В итоге поездка не состоялась, но это не помешало ему увлечься фотографией. Она стала его хобби. Парня, о котором идет речь, звали Джордж Истман. Он и основал империю Kodak.
Как одна камера Kodak навсегда изменила фотоиндустрию
По правде говоря, заниматься фотографией было не просто. В те годы это дело практиковали лишь профессионалы. Камера своими размерами напоминала микроволновую печь. Держать ее и снимать одновременно было нереально. Поэтому приходилось ставить ее на массивный штатив с тремя ножками. Вспышка была отдельным элементом и работала от электрического тока, поэтому рядом должна была быть розетка. Параметры фотографий настраивались вручную или с помощью экспонометра. Сами фотографии делались на стеклянные пластинки. Проявлялись они сразу, для этого фотографы носили с собой целую химическую лабораторию: темную палатку, реагенты, сосуды для жидкостей и держатель пластинок.
Разобраться во всех процессах самому было практически невозможно, поэтому люди проходили платные курсы. Но и это было не все: инструктаж по использованию оборудования стоил 5$. Это примерно 13 тысяч рублей. Понятное дело, что сам фотоаппарат и необходимые принадлежности также стоили немалых денег. Все эти трудности отдаляли искусство фотографии от обычных людей. Джордж Истман взялся исправлять ситуацию.
Он несколько лет трудился над своими изобретениями. Истман смог создать пленку в виде рулона и упростил технологию ее проявления. Главный коммерческий успех пришел к нему в 1888 году, когда он выпустил небольшую камеру Kodak в кожаном футляре. Камера сильно отличалась от своих предшественников. Она имела небольшой размер и легко помещалась в руке. Ее конструкция была простой: она состояла из корпуса и объектива, а еще использовала 120-миллиметровую пленку Kodak на 100 снимков. Снятые на камеру фотографии получались круглыми и имели диаметр в 6 см. Это приспособление стоило 25$. Но не думайте, что это немного, сегодня эта сумма равняется 700$. Тем не менее, спрос на камеру был. Все-таки она стоила в разы дешевле старых фотоаппаратов.
Успех первой камеры Kodak заключался в ее инновационном подходе к фотографии. Компания Kodak осознала потенциал фотографии и создала простую и доступную камеру, которая позволяла людям запечатлевать моменты их жизни. Для того, чтобы понять, что сделал Истман, представьте, что космические полеты сегодня стали так же доступны, как такси. Вот такой прорыв он совершил. В общем, эта камера стала отправной точкой для развития фотографии во мире.
Kodak – символ фотографии
Создатель хотел, чтобы оно было коротким, легко запоминалось и не имело ассоциаций с другими словами. он считал, что буквы К и Д хорошо сочетаются и звучат брутально. Поэтому в название компании вошло два слова: Kodak, отвечавшее всем перечисленным выше требованиям, и Eastman – фамилия основателя. У компании даже был слоган, который гласил: «Если это не Истман, то это не Кодак». Кстати, слово Kodak на долгие годы стало синонимом слова камера. Люди даже говорили не «фотографировать», а «кодакировать». Сегодня похожее происходит, например, со словами «ксерокс» и «принтер».
Все согласятся, что мало придумать крутое название для бренда, важно еще и поддерживать добрую репутацию. Однажды покупатели захотели вернуть партию бракованного товара. Истман не стал скандалить, а выполнил просьбу клиентов.
Рискованный шаг, но достойный уважения. Забота о желаниях обычных людей вылилась в цель компании. Джордж хотел, чтобы пользоваться фотоаппаратом было так же легко, как обычным карандашом. Позже это станет возможно, и его мечты претворятся в жизнь.
Не во всем Истман был первооткрывателем. Джордж стал придерживаться той же бизнес-модели, что и основатель «Gilette». Она называется Razor and Blade и до сих пор используется некоторыми компаниями: Nespresso, Iqos, Xerox. Суть упомянутой модели заключается вот в чем: Gilette»продавал бритвы, чтобы заработать на лезвиях. Kodak же торговала фотоаппаратами, а основной заработок приносила пленка. Эта бизнес-модель позволила компании стать практически мировой империей. Парадоксально, но она же и погубила компанию.
Kodak выпускала фотоаппараты с нулевой, а то и минусовой маржей. А вот маржинальность плёнки была более 80%. Спрос на пленку поддерживался благодаря способу получения фотографий. Так, после использования всей пленки, клиенты отправляли фотоаппарат на завод Kodak. Там сотрудники проявляли негативы и печатали фотографии. Затем отпечатки и вновь заряженный фотоаппарат возвращали владельцу. Услуги фирмы обходились в 10$, что было дешевле самостоятельной печати. Нам это может показаться замороченным, но тогда еще не было мобильных телефонов, поэтому такой подход был новаторским.
Как Kodak стал дедушкой социальных сетей
А еще Истман оказался не только гениальным изобретателем, но и отличным маркетологом. Он правильно определил свою целевую аудиторию и сделал ставку на любителей. «Теперь фотография доступна каждому» – так гласил текст инструкции к фотоаппарату. А лозунг, придуманный Джорджем, до сих пор остается на слуху.
Он был написан на фасаде фабрики и не раз упоминался в СМИ. Суть же его заключалась в переосмыслении искусства фотографии. Это действительно можно назвать революцией. Раньше фотография была технологически сложным процессом. Благодаря Истману камера изменилась, превратившись в маленькую легкую коробочку. Отныне фотографу оставалось лишь «нацелиться» и нажать на кнопку. В связи с этими обстоятельствами лозунг Истмана раскрывался в полной мере.
Вообще, Kodak славилась своей рекламой. В 1920 году компания отыскала живописные места вдоль автомобильных дорог и установила дорожные знаки «Впереди красивая картинка», чтобы привлечь внимание водителей. В то время у водителей был лишь один способ “задокументировать” красоту – с помощью камеры Kodak. За неимением альтернативы приходилось обращаться именно в эту компанию. Зато после покупки они могли смело хвастаться фотографиями из путешествия. Вот так Kodak задала тренды и стала прародителем современных социальных сетей.
В целом, вся реклама придерживалась традиционных ценностей. «Почаще пишите близким, но не забывайте, что в письмо также можно поместить пару фотографий», «Кодак дарит способ быть ближе. Даже если вы далеко друг от друга», «Делитесь своими счастливыми воспоминаниями со всеми», – твердили ролики с экрана телевизора.
В 1950-е Kodak активно привлекает к рекламе и актеров. Так, были сняты видеозаписи с Маком Хейлером, сыгравшим Люка Скайуокера; или Дэвидом Копперфильдом. Это кажется странным, но Kodak будет придерживаться такой стратегии даже в годы неудач. Для рекламы заведомо провальных продуктов компания привлекла суперзвезд Дрейка и Рианну. Но давайте пока вернемся чуть назад.
В 1989 году Kodak выпустила рекламный ролик под названием «Моменты». Он стал символом одной из самых известных и эмоциональных рекламных кампаний в истории. Реклама изображала долгожданную семейную встречу. Запись показывает, как пожарный возвращается с работы. Его радостно ожидают жена и дети. Далее идут кадры их досуга: поход в парк аттракционов, запуск корабликов по воде, игры и прогулки. Все заканчивалась знаменитой фразой: «Улыбнитесь, завтра может быть хуже».
Сто миллионов долларов в подарок или «не в деньгах счастье»
Основатель Kodak принимал много прогрессивных решений. Одним из таких было формирование особой политики компании. Он был признателен своим сотрудникам, а потому стал едва ли не первым среди американских предпринимателей, кто ввел больничные и пенсии. В 1919 году его работникам была передана одна треть акций Истмана, которые на то время оценивались в 10 млн долларов. Если провести аналогию, то по нынешнему курсу это будет почти 24 миллиарда рублей. Для сравнения, в странах Европы и Америки в то время активно росла инфляция. Первая мировая война привела к спаду экономики. Уровень цен повсеместно рос. На заводах люди работали на износ. Денег было мало, поэтому ни о каких пенсиях и дополнительных выплатах не могло быть и речи.
Истман же создает пенсионный фонд, который будет работать много лет и даже тогда, когда компания обанкротится. Сегодня бывшие работники Kodak получают из него пенсию размером в несколько тысяч долларов. Спасибо капитализму и продуманным решениям основателя фирмы.
В середине 20-х годов прошлого века Истман покинул пост руководителя корпорации и начал заниматься любимым делом – путешествовать по миру. В последние годы жизни он столкнулся с тяжелой болезнью, стенозом позвоночного канала. Она грозила ему полным обездвиживанием. Он видел, как его мать страдала от этой болезни и не хотел испытывать те же мучения. Не желая мириться с таким исходом, в 77 лет он решил уйти из жизни самостоятельно. Событие, хоть и было трагичным, никак не повлияло на деятельность фирмы.
Как заработать миллиарды, раздавая товар бесплатно?
Через несколько лет после смерти основателя, в 1930-х, компания, в честь 50-летия, бесплатно раздает камеры 12-летним детям Америки. Такие действия оказались ничем иным, как блестящим маркетинговым ходом. Компания подарила более полумиллиона фотоаппаратов. И тут Kodak приобрела сразу несколько активов. С одной стороны – завоевала репутацию: подарки детям, согласитесь, вызывают у всех исключительно хорошие эмоции. С другой – распространение бренда: чем больше людей знают о камерах, тем больше желающих их приобрести. Ну и вишенка на торте: близящиеся продажи сопутствующих товаров, а именно пленки, за которой родители придут в ближайшем будущем, были обеспечены.
Однако этим вклад компании в историю человечества не ограничивается. В 1936 заводы Kodak сменили профиль. Они были перестроены для приема военных заказов. Для нужд страны на фабриках производили гранаты. Вообще, многие дошедшие до нас кадры военной хроники были сняты на пленку Kodak. Так что, благодаря этой компании люди могут увидеть лица героев, участвовавших во второй мировой войне.
Со временем компания Kodak из совсем небольшой фирмы превратилась в масштабное производство. Фотоаппараты, производимые ей, двигали науку вперед. Так, камера Kodak Brownie вошла в «список гаджетов, изменивших мир». Вы же помните, что стоимость первой камеры Kodak была 25$. Kodak пошла дальше. Камеры brownie продавались всего за 1 доллар. Это был прорыв, сравнимый с тем, если бы сегодня айфоны продавались за пару тысяч рублей. Даже сложно поверить, правда? А теперь вспомните те самые огромные фотоаппараты за 15 тысяч долларов. Самое интересное заключается в том, что эти камеры до сих пор работают. Искусственное устаревание? Не, не слышали. А зачем? Ведь Kodak было выгодно, чтобы камера работала как можно дольше – тогда и продажи пленки не упадут. Эта камера была так востребована и популярна, что продавалась более 86 лет. Представьте себе сегодняшний продукт, который сможет прожить столько лет. Это кажется невозможным, но Kodak это было под силу.
Еще одна модель – Kodak Pocket Instamatic, – легла в основу известных всем Смены и Олимпус. Успех самой камеры был ошеломительным. За 7 лет производства было продано 60 млн экземпляров. Этот показатель немного отстает от сегодняшних бестселлеров, но все еще впечатляет. Например, всего в мире было продано 126 миллионов Nokia 3310, 92 миллиона Nintendo Switch. А “единственная” машина в СССР – Жигули, разошлась тиражом в 17,6 миллионов. Такое количество продаж сделало Kodak Pocket Instamatic одной из самых популярных в мире камер, что принесло компании невероятную прибыль.
На Российский рынок компания заходила дважды. В первый раз – в начале ХХ-го века, при правлении Николая II. Маленькие фотолавки Kodak стали ярким примером распространения малого бизнеса в стране. Как вам известно, в один момент такой бизнес станет невостребованным, поэтому на время Kodak отступит. В 1994 году компания вновь откроет сотни пунктов фотопечати, увеличив тем самым объем продаж в России в 10 раз.
Чем выше летаешь, тем больнее падать
Своего пика Kodak достигла в 2000 году. Тогда ее прибыль составила почти 1.5 миллиарда $. Компания смогла завоевать более 90% всего рынка. В начале столетия в ней работало около 60 000 человек. Цифры говорят сами за себя, компания была очень успешна. Всего через 10 лет Kodak потеряет почти все. В 2010 году доля компании на мировом рынке сократилась до 7%. Из безусловного лидера она превратилась в аутсайдера. К 2012 Kodak накопила почти 7 млрд долларов долга. Что же произошло? Почему столь востребованная фирма стала никому не нужна? Почему лаборатории Kodak закрыли, а фабрики забросили? Давайте обо всем по порядку.
Мы уже выяснили, что значительная доля прибыли исходила не от продажи фотоаппаратов. Среди сопутствующих товаров были объективы, принтеры, а самое главное – пленка. В 2000 году, незадолго до перехода на цифру, продажи пленки составляли 72% доходов Kodak. Вот, что «заморозило» прогресс компании. Как всем известно, фотоаппараты делятся на два типа: пленочные и цифровые. А как думаете, какая компания первая изобрела цифровой фотоаппарат? Да-да, Kodak. В этом и заключается вся ирония.
В 1975 году Стивен Сассон показал руководству первый цифровой фотоаппарат. Главное его преимущество заключалось в том, что для работы не нужны были ни пленка, ни фотобумага, но и без минусов было не обойтись. Просмотреть фотографии можно было лишь с экрана телевизора, к которому устройство подключалось с помощью компьютера. Но, вы же понимаете, что в то время компьютеры выглядели совершенно иначе. Они представляли собой массивные устройства, предназначенные больше для работы. То есть, по факту, посмотреть созданные фотографии обычному человеку было невозможно. Изобретение явно опережало свое время.
В стенах компании Kodak вновь совершалась революция. К сожалению, ни общество, ни его техническое оснащение, ни даже сама организация – не были готовы к новому этапу. Тут еще вспоминается известная дилемма. Цифра являет собой новый виток прогресса. Пленка же отображает ламповость фотографий. У обоих этих положений есть свои защитники. Этот спор начался сразу с момента появления цифровых фотоаппаратов и длится до сих пор. Чем-то он напоминает дебаты между любителями электронных и почитателями бумажных версий книг.
Что же до истории Сассона: топ-менеджмент, конечно, забраковал его идею. «Это мило, только не надо никому показывать», – примерно такой ответ он получил. При этом аналитики компании твердили: революция неизбежна. Хорошая новость заключалась в том, что произойдет она примерно через 10 лет. Но Kodak решили не использовать имеющуюся у них фору. Было решено потратить 500 миллионов долларов на улучшение технологий пленочных фотоаппаратов. С точки зрения логики всё абсолютно правильно: инвестировать нужно в то, что приносит деньги уже сейчас. Но стратегически это была фатальная ошибка.
«Дилемма инноватора» – почему гибнут флагманы рынка?
Явление, описывающее данную ситуацию, носит название «Дилемма инноватора». Это когда лидер индустрии отказывается признавать новую технологию. Обычно это происходит из-за ее несоответствия существующей общепринятой бизнес-модели. В результате новая технология взрывает рынок и уничтожает бизнес на корню. Так произошло и с Kodak. За что боролись – на то и напоролись.
Чуть позже Kodak все-таки разработала цифровые фотоаппараты, но было уже поздно. Компания сильно отставала от своих конкурентов и так и не смогла наверстать упущенное. Главной проблемой было то, что Kodak не зарабатывала денег с цифровых камер. Она разбрасывалась деньгами. В 2001 году с каждой проданной цифровой камеры она теряла по $60. Принцип бизнес-модели Razor and Blade был нарушен. Ну зачем производить продукт с отрицательной маржинальностью, если его продажа не компенсируется высокомаржинальным сопутствующим товаром?
Руководство компании стало осознавать, что время Kodak подходит к концу. Бороться с конкурентами они решили «грязными методами». Kodak выдвигала судебные иски против компаний, имеющих хоть какое-нибудь отношение к фотографии. Но ни это, ни продажи активов компании не увенчались успехом. В течение 2011 Kodak потеряла более 88% капитализации. В январе 12 года Kodak была признана банкротом. Компания закрыла 13 фабрик. Количество сокращенных рабочих мест в период с 2003 года достигло 48 000. Сама компания была исключена из индекса Dow Jones в 2004 году. Ее акции упали до стоимости в 3$ против 60$, за которые они продавались в 1975 году. Это означало, что они буквально стали мусорными. Рыночная стоимость этой компании оказалась самой незначительной среди всех «голубых фишек». И даже несмотря на это, акции все равно продолжали покупать. Делали это, конечно, не с целью заработать. Всем было понятно, что компания не сможет вернуть себе былое величие. Но из уважения к ней и к ее вкладу в историю, “халявные” акции все-таки приобретали.
Почему лидеры Kodak допустили такую ошибку? Почему они настаивали на попытках ухватить низкодоходный бизнес, когда у других компаний было преимущество?
10 уроков для бизнеса от Kodak
Почему обанкротилась компания Kodak:
1. Kodak перестала инвестировать в разработку новых технологий: в 1996 году компания имела доход в размере 16 миллиардов долларов, но только 10% этой суммы были направлены на разработку новых технологий. Ключевой актив бизнес-модели компании – инновации, – был обесточен. Машина начала замедляться;
2. Компания не учла демографический фактор и смену покупательских привычек: люди стали отдавать предпочтение флешкам и социальным сетям в вопросе хранения фотографий. Спрос на пленочные фотоаппараты упал: к 2010 году продажи пленочных фотоаппаратов снизились на 90%, а продажи цифровых камер выросли на 700%. Компания «просмотрела» новый мировой тренд. Kodak отбросила в сторону тот драйвер, который на протяжении всей истории двигал компанию вперед;
3. Ошибка в бизнес-модели: в 2003 году Kodak объявила о своей стратегии «цифровой переход», но какой смысл делать дешевые цифровые камеры себе в убыток, если в придачу к ним нельзя продать маржинальную плёнку?
4. Неправильная конкурентная стратегия: по данным IDC, к 2011 году Canon, Nikon и Sony занимали более 60% рынка цифровых камер, а Kodak – менее 5%. При таких стартовых позициях, даже для столь крупной компании как Kodak, ценовая война приводит к банкротству. Что и произошло в итоге;
5. Высокие издержки производства: создание пленочных фотоаппаратов требовало больших затрат на материалы и труд, что снижало прибыльность компании. Приверженность компании к высоким стандартам качества погубила Kodak. Отсюда мораль, которая обычно не нравятся предпринимателям-производственникам. Производить нужно не столько качественные вещи, сколько те, которые покупают;
6. Низкая маржинальность продукции: в 2011 году Kodak объявила о банкротстве, так как маржинальность ее продукции была недостаточной для покрытия расходов на производство и разработку новых технологий. Маржинальность вашей бизнес-модели – один из важнейших стратегических параметров бизнеса. Это как клиренс – дорожный просвет вашего автомобиля. Если он минимальный, то вам требуется гладкая, как стекло, трасса и опытные профессиональные гонщики класса «Формула-1»;
8. Стратегическая ошибка в маркетинге: в 2011 году Kodak сократила свой бюджет на маркетинг и рекламу на 25%, что привело к снижению узнаваемости бренда. Это то же самое, если пилот, увидев, что самолет падает, выключит все двигатели для замедления падения. В конце концов, это лишь усложнит ситуацию. Привлечение клиентов – жизненно важный бизнес-процесс компании. Многие компании совершают эту ошибку в условиях кризиса: минимизируют инвестиции в маркетинг и привлечение клиентов, что лишь приближает гибель компании;
9. Неправильные финансовые решения: в 2007 году Kodak приобрела компанию для производства принтеров, но не смогла эффективно интегрировать ее в свой бизнес и потеряла на этом более 3 миллиардов долларов. Необдуманные слияния, поглощения, как, впрочем, и инвестиции, инициируемые с целью стать самым большим игроком на рынке, очень часто приводят к плачевным финансовым последствиям. Больше – не значит эффективней. Доказано динозаврами;
10. Судебные иски: в 2012 году Kodak проиграла судебный иск против Apple и RIM (BlackBerry), связанный с нарушением патентов. Kodak обвиняла Apple и RIM в нарушении её патентов на технологию сжатия изображений, используемую в камерах смартфонов и планшетов. Kodak требовала выплаты компенсации за использование этой технологии без её разрешения. Однако суд принял решение в пользу Apple и RIM. Kodak была вынуждена продать свои патенты за 525 миллионов долларов.
Компания Kodak во многом связана с историей XX века. Века, насыщенного бурными событиями и изобретениями. И, надо сказать, она с честью прошла этот отрезок пути. Но двадцатый век закончился и на сцене теперь другие герои. Случай с Kodak – не уникальный. Nokia, Pan American Airways и ещё много известных легендарных компаний постигла та же участь.
Джордж Истман был настоящим предпринимателем. “Принимать” – это значит осознавать то, что происходит (приходящий тренд), а “пред” – делать что-то наперед: перед тем, как появившийся тренд будет замечен другими и захватит умы большинства. Этого таланта не хватило последователям Истмана. Они, скорее, были хорошими бизнесменами, капиталистами – людьми, которые просто умеют эксплуатировать бизнес и капитал. Будьте предпринимателями: развивайте ваш бизнес всегда, даже если вы десятки лет номер один на рынке!
Авторы: Сергей Кошечкин, Валерия Анучина