В новом статистическом спецвыпуске посмотрим и сравним русскоязычную аудиторию с аудиторией остальных языков.
Приветствую вас всех на новом Спецвыпуске Бородатого Киберспорта. Здесь мы смотрим и считаем разные интересные статистические вещи, связанные с киберспортом. И сегодняшняя тема это размер Русскоговорящей аудитории в рамках разных дисциплин. Насколько она велика? Сопоставима ли она с англоязычной? Влияет ли успешность местных команд на аудиторию? Стоит ли организатору обращать внимание на неё, и какие примерно цифры можно ожидать на русскоязычных трансляциях различных дисциплин. На всё это мы ответим в сегодняшнем выпуске.
Для сравнения цифр просмотров мы взяли данные с сайта EScharts и посмотрели на десятку самых крупных турниров в дисциплине за всё время, которое ведётся подсчёт. Далее для каждого из турниров мы взяли цифры зрителей и подсчитали соотношения трансляций на языках к общей аудитории. И далее мы уже для сравнения взяли среднее значение от этих 10 турниров.
Первыми под рассмотрение у нас, конечно, попали самые стабильные и популярные по миру киберспортивные дисциплины: LoL, Dota 2 и CS:GO. Также мы решили посмотреть и как обстоят дела с русскоязычной аудиторией у популярных, но молодых игр вроде Fortnite, Overwatch и PUBG. Также нам было интересно посмотреть, поможет ли звание лучшей команды мира улучшить числа просмотров, и взяли для изучение дисциплину R6: Siege. Ну и в заключении мы также решили посмотреть на статистику для дисциплины Hearthstone, которая уже не так популярна, как раньше, но имеет большую русскоязычную базу игроков и фанатов.
Также сразу стоит сказать, что в расчёт брались трансляции на всех языках кроме Китайского. По ним, во-первых, есть недоверие к цифрам зрителей, которые местные площадки предоставляют. А во-вторых, с ними расчёты будут смотреть уж очень странно, поскольку для Dota 2 и LoL они зачастую составляют 90-95% всех общих цифр.
В качестве альтернативных вариантов потребления контента также предлагаем аудио и видео версию данной статьи.
Ну хватит предисловий, пора переходить к делу. Пойдём по порядку от дисциплин с наибольшими цифрами к наименее популярным
League of Legends
Начинаем наш рассказ с самой популярной киберспортивной дисциплины в мире со средним числом зрителей на 10 крупнейших мероприятий в 1,6 млн человек. И результаты здесь интересные, но не слишком удивительные. Лига Легенд это игра, распространенная по всему миру и от этого размер Англоязычной аудитории составляет только 45% от общей аудитории. Самое маленькое значение в нашем исследовании. При этом на другие языки трансляций отходит аж 53% просмотров, что также является самым большим значением в нашем исследовании, но, к сожалению, все эти 53% в основном составлены из Корейских, Вьетнамских, Испанских и Португальских трансляций.
В СНГ, как известно, игра не имеет особой популярности, особенно той, которая имеется у неё по всему миру. И как итог на долю русскоязычных трансляций приходится всего 2,5% зрителей. Конечно можно возразить, что для подсчёта брались турниры вроде Worlds или MSI, а не наша Континентальная лига, но, с одной стороны, если на международном турнире с участием русскоязычных команд не собирается много людей, то, наверное дисциплина не особо интересна в регионе. Ну а с другой цифры на трансляциях Континентальной лиги примерно совпадают с цифрами на взятых для подсчёта турниров, так что у нас есть стабильная база фанатов игры, но она, к сожалению, довольно мала. Хотя, на самом деле, смотря на другие цифры, это ещё не так мало. Особенно учитывая, что подсчёт берётся от самых больших в мире цифр по просмотрам. А так аудитория в 16.000 зрителей вполне отображает средний интерес и средние цифры на трансляциях LoL в СНГ.
Counter Strike: Global Offensive
Продолжаем и переходим в этот раз к более популярной в наших краях дисциплине, но при этом всё ещё довольно популярной по миру. Средние цифр зрителей для данной дисциплины составляют порядка 930 тысяч человек, что также очень неплохо. Английский язык в данной дисциплине являются сильно доминирующим. На трансляции на этом языке приходит 68% аудитории КСа. При этом остальные языки помимо русского и английского не слишком популярны и на них приходится всего 12% зрителей. В основном это Португальский язык, на котором говорят в Бразилии, в которой КС также крайне популярен.
Ну а что с Россией. Думаю никто не удивлён, что при такой огромной популярности игры в СНГ регионе и цифры на русскоязычных трансляциях очень и очень неплохие. По нашим простым подсчётам примерно 20% всей аудитории КС на трансляциях составляют именно русскоязычные пользователи. Это очень неплохие цифры. По своему проценту мы обходим все прочие языки и таким образом для КС, по сути, есть два главных языка: Английский и Русский, и прочие языки, уже не настолько важные. Русскоязычные трансляции набирают где то треть от англоязычных. Суммарно русскоязычную аудитории можно оценить в примерно 180.000 зрителей в среднем на крупных турнирах. И для СНГ это вторая по размеру и числу киберспортивная аудитория.
Fortnite
Ну а идя дальше по популярности, мы натыкаемся на дисциплину Fortnite, которая имеет очень интересные цифры. Среди англоязычных зрителей это в среднем самая популярная игра из всех. Трансляции на английском языке вносят 88,6% зрителей от общей аудитории. И это самое большое подобное значение среди остальных дисциплин. При этом зрителей на других языках довольно мало, и помимо рассматриваемых сегодня языков, остальные трансляции составляют всего 10,5% от общего числа. Это крайне сильный перекос в пользу одного языка, и в данном случае это английский язык. Среди остальных языков выделяются Французский, Немецкий и Испанский. На последнем, к слову, могут говорить не только Испанцы, но и Мексиканцы.
Ну а переходя к русскому языку, мы видим довольно скромные и не впечатляющие цифры. От общей аудитории наши СНГ зрители вносят немного меньше 1% просмотров. И это не смотря на то, что Чемпионат мира по игре довольно активно и громко освещался студией Maincast. Многие турниры обходятся вообще без русскоязычных трансляций, а там где они есть, они редко собирают больше 15 тысяч зрителей. Ну а в среднем, по нашим подсчётам, получается, что в среднем на русскоязычных трансляциях присутствует 7.000 тысяч зрителей. Довольно мало, но не самое маленькое значение, которое ещё сегодня будет.
Dota 2
Ну и закрывает четвёрку наших дисциплин, сильно превосходящих все остальные по цифрам, Дота 2 со средней аудиторией в 790 тысяч зрителей. И с ней языковое деление на трансляциях ещё интереснее, чем даже с КС. Трансляции на английском языке у данной дисциплины составляют всего лишь 47% от общего числа зрителей трансляций. Но в отличие от Лол, здесь трансляции на не рассматриваемых языках собрали всего лишь 10% от общего числа аудитории. Это самое маленькое значение для прочих языков во всём нашем исследовании.
И все, потому что самая популярная в СНГ киберспортивная дисциплина популярна не только в отношении нашего региона, но и крайне популярна в сравнении с остальным миром. Русскоязычные трансляции составляют 43% от общего числа зрителей, почти догоняя англоязычные трансляции. Наши трансляции составляют 95% от англоязычных, что в принципе находится в рамках погрешности. На некоторых турнирах, особенно интересных нашей аудитории, зачастую самым популярным языком вообще становится на английский, а Русский. Это какие-то невероятные цифры для наших трансляций с наибольшей значимостью русского языка среди всех рассмотренных сегодня дисциплин. Если в КС мы говорили что есть Английский, есть сильно отстающий русский и есть прочие языки, уступающие вместе русскому, то здесь мы имеем почти полное равенство между обоими языками трансляций, в то время как прочие языки плетутся с невероятным отставанием. В среднем у нас получилось, что русскоязычные трансляции смотрят 320.000 тысяч человек. Конечно это цифры только с самых крупных соревнований, но сам факт, что на самых привлекательных турнирах мы имеем такую аудиторию, конечно, заставляет удивиться и, возможно, порадоваться.
Overwatch
У данной игры почти в два раза меньшие цифры зрителей, чем у прошлой, но она всё равно довольно популярна по миру и активно продвигается. Ситуация с ней чем-то напоминает ситуацию с Fortnite. Англоязычные трансляции составляют 85,5%, что говорит об огромном перевесе данного языка и почти полного, в сравнении, отсутствия зрителей на других языках. Скорее всего, это связано с большой ставкой именно на англоязычную трансляцию, которой достаются все самые интересные вещи и нововведения, но это также и показывает, что над развитием трансляций на других языках работа ведётся не слишком активная.
Русскоязычная аудитория на трансляциях, по нашим подсчётам, составляет 1,7% от общей аудитории что, конечно, очень мало. Не удивительно, что русскоязычную студию закрывают в этом году. У данной дисциплины наименьшее среди сегодняшних игр число русскоязычных зрителей. Всего 4.600 зрителей в среднем смотрят трансляции на русском языке. Конечно, во многом это связано не только с не самой большой популярностью игры в регионе, но и с отсутствием русских команд на турнирах. Максимум чем могут довольствоваться люди это 1-2 русскоязычных игрока, которые и то не всегда играют за команду, а часто сидят на замене. Ну и проходящий раз в год чемпионат сборных, где играют СНГ команды. И играют относительно неплохо. Многие прочие европейские языки на трансляциях обходят русский, что вполне не удивительно из-за, опять-таки, большего присутствия европейских команд и игроков.
PUBG
Переходим к игре, которая очень быстро, громко и ярко зажглась, но так же быстро и потухла, упав до неплохих, но не умопомрачающих значений. За всё время в среднем на трансляциях крупных турниров было около 260 тысяч зрителей, что, на самом деле, не самые плохие для киберспорта цифры. Но здесь, как и несколько раз до этого, мы встречаем меньшую роль английского языка. Англоязычные трансляции привносят всего 55% зрителей от общего числа. На остальные 37% в основном приходятся азиатские трансляции вроде Корейских и Вьетнамских. Игра имеет большую популярность в Азии и из-за этого роль английского тут не настолько велика.
Но и русский язык не стоит списывать со счетов в данной дисциплине. В среднем русскоязычные трансляции составляют 8% от общего числа. Это не слишком много, но вполне достойно и примечательно. Это цифры, на которые уже обращают внимание. Это почти 19% от английских значений. Всего, таким образом, у нас получается, что русскоязычная аудитория составляет более 30.000 зрителей. И это не удивительно, на фоне большой популярности игры в СНГ регионе и участия и неплохого выступления СНГ команд на мировой сцене. А что ещё нужно чтобы игра была популярна.
Rainbow Six: Siege
Подходя к концу нашего рейтинга, посмотрим на игру, которую активно и довольно успешно продвигают как новую альтернативу КС с более тактическим подходом к перестрелкам и соревнованию в целом. Пока конечно цифры у Сиджа сильно уступают тем же цифрам КС и составляют в среднем 230 тысяч на крупных турнирах. Англоязычная аудитория здесь имеет среднее значение и составляет 63% от общей аудитории. Это не мало, как было с Лигой легенд, но и не сказать, что данный язык доминирует в дисциплине. Большая доля просмотров приходится на европейские языки вроде Французского, ведь во Франции родной издатель Ubisoft особенно заинтересован в успехе. Но также и Бразильцы с Португальским языком составляют значительную часть аудитории и имеют отдельные отборочные и большое количество успешно выступающих команд.
Но все наши разговоры и том, что большое число успешных команд привлекают местную публику, разрушаются, когда мы смотрим на данную дисциплину в разрезе русского языка. В 2018-2019 годах лучшей командой в Siege почти безоговорочно была Русская Team Empire. В двадцатку лучших команд долго входила русская ForZe, и всё это нисколько не помогло русскоязычным трансляциям. Они всё равно составляют 2% от общего числа зрителей даже в моменты, когда наша команда выигрывает и становится чемпионом мира на мэйджоре. Если переводить на конкретные цифры, то это в районе 4.800 человек в среднем на самых крупных турнирах. Это почти столько же сколько и в Overwatch, но только там русскоязычных команд не было вообще, а здесь вроде и игра популярна, и команды есть, но всё равно успеха у местной аудитории игра не достигла. Так что вывести конкретные факторы, по которым игра будет популярна в той или иной стране не так просто. По всему здесь должна была быть аудитория как минимум в 7%, а никак не 2%.
Hearthstone
Ну и в конце посмотрим на карточную игру Hearthstone. Конечно, сейчас она испытывает падение интереса к её киберспортивной составляющей, но всё равно продолжает показывать довольно неплохие цифры. Средняя аудитория оценивается нами в 190 тысяч зрителей на крупнейших турнирах. С английским языком мы видим среднюю долю зрителей у данного языка. Оно более 58%, но это явно не доминация английского языка среди остальных. Собственно говоря, на эти самые остальные языки и приходится 23% зрителей, что довольно большая доля и игра довольно популярна на самых разных языках. Из них в основном выделяются Корейский и Французский языки.
Но, как вы могли понять, доля Русского здесь тоже присутствует, и она довольно большая. Собственно говоря, русскоговорящая аудитория для ХС это вторая по размеру аудитория. Её средняя доля равняется 19%, что лишь немного меньше той же доли в КС. Конечно, поскольку сама дисциплина имеет меньшие масштабы, то и эти 19% отображают не 180 тысяч, а всего лишь 36 тысяч, но всё равно для масштабов Hearthstone это очень серьезные цифры, которые выводят ХС в одну из дисциплин, которые очень популярны среди русскоязычного населения.
Вот такие у нас получились результаты вычисления русскоязычной аудитории. Подводя итоги и посмотрев на её долю можно сказать, что по настоящему критически важной наша аудитория является для Доты 2, где русскоязычные трансляции собирают примерно столько же сколько и англоязычные, и составляют 90% всей аудитории.
Довольно важна также наша аудитория и в дисциплинах CS:GO и Hearthstone где она конечно и близко не равна англоязычной аудитории, но выделяется среди остальных языков трансляций и примерно равна общей аудитории на всех оставшихся языках.
В PUBG также имеется довольно заметная русскоязычная аудитория, но проблема в том, что она именно заметная. Она есть, она выделяется, но не сильнее чем аудитория множества других трансляций и особой значимости для организаторов не несёт.
Ну и наконец, в таких дисциплинах как LoL, Fortnite, Overwatch и R6:Siege наша русскоязычная аудитория минимальна и является чем-то на уровне погрешности. У каждой из игр разные причины такого состояния нашей аудитории, но итог один, везде это нечто в районе 1-2%, хотя конечно в зависимости от размера самой дисциплины эти проценты могут быть как 16 тысячью, так и 4 тысячами зрителей.
Ну и на этом мы подходим к концу. Такие вот у нас получились результаты. Надеюсь, вам было интересно и вы даже если не узнали для себя кардинально новых вещей, то смогли более наглядно убедиться в том, что и так складывалось по ощущению. Спасибо всем за внимание. В Бородатом Киберспорте мы стараемся каждый месяц выпускать различные статистические спецвыпуски посвящённым разным темам, так что если интересно, то можете подписаться на нас. Мы есть в ВКонтакте, Твиттере и Телеграме. Ну и на этом точно всё. Ещё раз всем спасибо и не болейте.