В последнее время, работая с мифологическими и сказочными материалами, я все чаще стал замечать одну деталь, которая хоть и воспринималась долгое время мною как нечто само собой разумеющееся, но все же словно напрашивалась на дополнительное исследование. Речь о том, при помощи какого оружия Герой побеждает «зло».
Уверен, что при необходимости ответить на этот вопрос самостоятельно, большая часть людей скажет, что подразумевается меч, однако на деле это не совсем так. Меч и искусство владения им, какими их представляет современный человек, значительно романтизированы и можно даже сказать переоценены, но вдаваться в эту тему мы сейчас не будем.
Во время своих исследований я обратил внимание, что в совершенно разных культурах, от фольклора моей родной Молдавии до индуизма и кельтской мифологии, герой зачастую предпочитает булаву другому оружию.
Как уже было сказано, не смотря на очевидное доминирование архетипа героя-меченосца в сознании, этот факт сперва был принят мною за данность. Но именно отсутствие внутреннего сопротивления замене привычного образа побудило меня попытаться выяснить, что есть булава в символическом смысле и почему мое подсознание так легко ее приняло.
Основным материалом для выстроенной мною теории являются следующие факты:
-
Булаву можно считать первым рукотворным оружием человечества;
-
У многих народов булава считается символом власти;
Как вы помните по предыдущим постам, при психологическом анализе главное действующее лицо мифа или сказки символизирует не личность, а часть ее психики — Эго, находящееся в процессе индивидуации. Антагонисты же в большинстве своем — это символы бессознательного, которые неподконтрольны Эго и оттого кажутся враждебными и устрашающими.
Меч, являясь символом проницательной мощи разума, кажется наиболее подходящим оружием для Героя, стремящегося одолеть неизведанное в себе, однако возникает несколько «но».
Первое, самое очевидное, заключается в том, что Герои появились значительно раньше мечей, а это уже само по себе отрицает пригодность последних в рассматриваемом контексте.
Второе «но» ставит перед нами вопрос о том, был ли разум наших предков таким же эффективным инструментом познания, каким мы самонадеянно считаем свой? Стоит упомянуть, что та же логика, например, появилась не намного раньше мечей, а мы, даже имея полный доступ к работам Аристотеля, все еще цепляемся за ритуалы и приметы.
И вот теперь, когда образ меча «развенчан» можно догадаться, почему булава — лучшее из всех возможных оружий Героя в символическом плане:
Что как не первое созданное человеком оружие является его манифестацией окружающему миру своей власти, а значит в равной степени на языке символов может заявлять о намерении Эго противостоять бессознательному?
Вопрос, как вы понимаете, риторический.
А за какие из атрибутов мифических или сказочных героев цепляется ваше внимание?
Поделитесь в комментариях! 💬