23 мая вышел юбилейный шестисотый выпуск серии Invincible Iron Man. Это последний комикс, написанный Брайаном Майклом Бендисом для Marvel перед уходом в DC, и итог последних лет истории Железного человека. В нем становится понятно, в каком направлении будут развиваться Тони Старк, Рири Уильямс, Виктор фон Дум и еще один персонаж, продолжительное время считавшийся погибшим. Подробнее в материале от ведущего рубрики «Комиксы» Дениса Варкова.
С 2015 года над большинством историй, связанных с Железным человеком, работал Брайан Майкл Бендис. В материале о его комиксе Spider-Men я уже рассказывал о том, что Бендиса последние годы не ругает только самый ленивый фанат комиксов, и это не очень справедливо. Да, Брайан заметно исписался — он банально устал работать с героями Marvel. Это видно по его сюжетам, которые выглядят очень искусственными, неживыми и представляют собой компиляции его лучших прошлых идей. Тем не менее, его работа над Железным человеком подарила нам как минимум один действительно крутой комикс — Infamous Iron Man (рассказ о Докторе Думе, решившем стать супергероем).
Я подробно рассказывал о том, почему эта история заслуживает вашего внимания, в отдельном материале.
Лично для меня этот комикс доказывает, что Бендис еще способен делать интересные истории. Ему для этого лишь нужно дать подходящего персонажа. Правда, сейчас Брайан в DC, и я не уверен, что Супермен — это тот герой, который нужен Бендису для раскрытия своего потенциала. Впрочем, поживем — увидим.
Но вернемся к Железному человеку. Чтобы понять все сюжетные линии юбилейного выпуска Invincible Iron Man, вам нужно прочесть ОЧЕНЬ много. Постараюсь кратко рассказать о каждой серии.
Осторожно, спойлеры!
Invincible Iron Man Vol. 2 #1-14. После событий Secret Wars издательство Marvel перезагрузило Железного человека. Тони больше не был мультимиллиардером (хотя он все еще богат), пытался наладить свой бизнес и даже позвал на работу Мэри Джейн Уотсон. Она стала его секретарем (как Пеппер Поттс когда-то). А еще в сюжете впервые появилась доктор Амара Перера. Старк увлекся ей, но совсем скоро понял, что есть еще один человек, заинтересованный в Амаре, — Виктор фон Дум.
После Secret Wars Виктор заметно изменился — он несколько раз помог Тони, но Старк продолжил скептично относиться к Думу, думая, что тот что-то замышляет. Серия закончилась конфликтом Железного человека с нелюдями, который произошел после начала Civil War II.
International Iron Man #1-7. Короткая мини-серия, в которой Тони Старк отправился на поиски своей биологической матери (вы ведь помните, что он — приемный?). А в финале он ее наконец нашел и предложил ей стать частью его жизни. А вот биологический отец Тони предположительно мертв.
Civil War II #1-8. Тони Старк вступил в конфликт с Кэрол Дэнверс из-за Улисса — парня, попавшего под воздействие терригена и ставшего нелюдем со способностью видеть будущее. Старк был убежден, что Улисс видит лишь варианты будущего, а Дэнверс хотела использовать Улисса, чтобы ловить преступников до того, как они совершат преступление.
В начале сюжета погиб Джеймс Роудс, и Тони возложил смерть друга на Кэрол. В финальной схватке Железного человека и Капитана Марвел Старк получил серьезные травмы, находясь в броне, после чего впал в кому.
Invincible Iron Man Vol. 3 #1-11. Эта серия рассказывает о Рири Уильямс — протеже Тони Старка, впервые появившейся в Invincible Iron Man Vol 2. Рири — один из тех персонажей-заменителей, которых я упоминал в тексте о проблемах Marvel Legacy. Девочка-вундеркинд, которая сама собрала первый костюм Железного человека из старых наработок Старка.
Увидев в ней потенциал, Тони подарил ей себя — свою полную копию в виде искусственного интеллекта. Старк-ИИ стал наставником Рири Уильямс, обучая ее и показывая, что на самом деле значит быть Железным человеком. Уильямс взяла себе прозвище Ironheart.
Infamous Iron Man #1-12. Сольная серия про Виктора фон Дума, решившего стать новым Железным человеком. Тони в коме, а Рири еще не готова стать заменой Старку, поэтому Виктор решил сам стать супергероем. Конечно же, весь мир оказался не готов к такой перемене характера Дума, поэтому в комиксе и супергерои, и ЩИТ, и оставшиеся члены Фантастической четверки пытались понять, что на самом деле задумал Доктор Дум.
Generations: Iron Man and Ironheart. В этом коротком комиксе-ваншоте Рири Уильямс попала в будущее, где встретила старого Тони Старка. В будущем он стал Верховным волшебником Земли, а Рири — талантливым ученым.
После старта Marvel Legacy серию Invincible Iron Man Vol. 3 вернули к оригинальной нумерации, поэтому история продолжилась уже на страницах Invincible Iron Man Vol.1 #593-600. Причем если в прошлых номерах был акцент на Рири Уиьямс, то теперь в центре внимания все три Железных человека — Тони Старк, Виктор фон Дум и Рири Уильямс.
В комиксе-прологе Marvel Legacy оказалось, что Тони вышел из комы и исчез. Собственно, причинам пропажи и поискам Старка посвящен сюжет The Search for Tony Stark. А так как ЩИТ больше не существует, то заниматься его поисками героям пришлось окружению Старка.
История получилась очень странной и сумбурной. Бендису дали восемь выпусков, в которые он вложил огромное количество сюжетных линий, использовав не только персонажей из серий о Железном человеке, над которыми он работал, но и других своих героев. Например, здесь в камео появляется Майлз Моралес.
И Брайану не удалось сделать все эти линии логичными. Комикс выглядит нагромождением всего подряд: диалогов, закадрового текста, экшен-сцен, флешбеков и даже флешфорвардов. Подвел ли Бендис итог своей работе над Железным человеком? Нет.
После прочтения The Search for Tony Stark у вас возникнет множество вопросов, на которые попросту нет ответа. И их никто уже не даст, так как Бендис ушел из Marvel, а другие авторы вряд ли будут разгребать оставшиеся белые пятна — они будут рассказывать свои истории.
И одна из них стартует уже совсем скоро — в июне. Комикс Tony Stark: Iron Man будет писать Дэн Слотт, а рисовать Сара Пикелли.
Но что все-таки произошло в The Search for Tony Stark? Для начала кратко о каждой сюжетной линии.
Тони Старк попал в кому из-за того, что продолжительное время ставил над собой эксперименты в надежде усилить себя физически. Если бы не это, он погиб бы во время сражения с Капитаном Марвел. Когда Тони вышел из комы, он сбежал, чтобы окончательно понять свое состояние. Его организм «перезагрузился», после чего Старк пришел в норму и вернулся в мир.
Осознав, что с ним произошло, Тони предположил, что он сможет таким же образом вернуть обратно и Джеймса Роудса. Ему это удалось, но конкретный механизм воскрешения обоих в комиксе описан не был.
Видимо, это как со сматрфоном — если он «умер», то ему нужно полежать какое-то время, а потом просто перезагрузиться.
Когда Тони сбежал, остальные бросились его искать. Причем вообще все — биологическая мать Старка, Мэри Джейн Уотсон, Рири Уильямс, Тони Хо (дочь Инсена Хо — человека, спасшего жизнь Тони, когда они были в плену), Арно Старк (биологический сын Говарда Старка) и другие. Все вместе они пытаются найти беглеца, но каждый раз, когда они находят место, где был Старк, Тони их опережает. В конечном счете, он сам возвращается в мир, когда ему удается вернуть Роуди.
Параллельно рассказывается о Викторе фон Думе. Его преследуют суперзлодеи, которых он посадил в тюрьму, когда стал Железным человеком. Они жаждут мести, а Виктор не способен разобраться с ними всеми (хотя раньше мог). Спасаясь бегством, Дум попадает к Амаре Перере и узнает, что она беременна от него. Виктор ставит себе цель — защитить этого ребенка любой ценой. При этом непонятно, остается ли он Железным человеком. Его лицо снова изуродовано, в финале истории Виктор восстанавливает разрушенную Латверию, и никто все еще его не принимает, даже Тони Старк. Будет печально, если Дум снова станет злодеем.
Но самая веселая линия связана с Рири Уильямс. Ее и Тони Хо приглашают в новую вариацию ЩИТ, которую, как и в прошлый раз, помогает создать Леонардо да Винчи (в комиксах Marvel он до сих пор жив, но это долгая история). Помимо Рири, в команду позвали и другого персонажа, созданного Бендисом, — Майлза Моралеса. Помимо них, в команде еще есть Кейбл и Блэйд. Новой серии про эту команду нет, и, судя по всему, анонс будет только в сентябре 2018 года.
И это далеко не все сюжетные линии, которые есть в The Search for Tony Stark. Непонятно, почему Бендис решил поставить точку в своей истории именно так, потому что он ответил далеко не на все вопросы. Он лишь создал больше вопросов. Отдельно хотелось бы отметить прекрасный троллинг от Брайана. В финале нам показывают искусственного Тони Старка, который буквально сам проговаривает часть вопросов, на которые не осталось ответа, обещая их разрешение в скором времени. А затем он говорит, что наверняка известно только будущее Тони Старка. И нам показывают флешбек к All-New X-Men Annual 2013 года (!), в котором впервые был представлен Тони в будущем, где он стал Верховным волшебником Земли. Тот выпуск тоже писал Брайан, как вы понимаете.
И крайне сомнительно, что к этой идее вернутся в скором времени. Ведь Fresh Start предполагает как раз возвращение к традиционным образам героев.
Конец спойлеров
Устроит ли фанатов такой финал? Конечно же, нет. Но это уже и не важно. Новая серия про Железного человека станет необходимым перезапуском, который уйдет в сторону от всех этих семейных линий, которые строил Бендис. Конечно, хотелось бы, чтобы некоторые герои остались. Например, искусственный Тони Старк. Было бы занятно посмотреть, как оригинальный Старк взаимодействует со своим ИИ, который заменял его во время отсутствия.
Тони уже появился в новой серии «Мстителей», и там вся эта история с комой и прочим упоминается лишь вскользь, без конкретики. На мой взгляд, ее стоит забыть точно так же, как и прошлую кому Тони, в которую он впал в период Темного правления, когда к власти пришел Норман Озборн. Что тот сюжет был чересчур усложненным, что этот. Только Бендис рассказывает параллельно про трех Железных людей, но при этом ни один из них не получает интересной сюжетной линии.
Еще один важный момент — в недавней статье о проблемах Marvel Legacy я говорил об искусственных юбилейных выпусках. И Invincible Iron Man #600 — идеальный пример. Это комикс, в который разом вставили все, что можно было бы подробнее раскрыть еще в двух-трех номерах. Это комикс, который завершает «эпоху» Бендиса и все его линии в сериях Железного человека, но при этом ничего капитально нового он не дает.
Да, Тони вернулся — в чем интрига? Могло быть иначе, учитывая, что его возвращение тизерилось с 593 номера?
Напоследок важно упомянуть художников. Над большей частью истории работали двое — Стефано Каселли и Алекс Малеев. Все, что рисовал Малеев, — прекрасно. Ему досталась линия Виктора фон Дума, что неудивительно, ведь он рисовал Infamous Iron Man. И пусть сюжетно эта линия получилась слабой, но нарисована она отлично.
Чего, к сожалению, не скажешь о Стефано Каселли. Его рисунок не плохой — он нормальный, но максимально простой по сравнению с Малеевым.
И при чтении этот контраст заметно бросается в глаза. Если страницы Малеева выглядят атмосферно и мрачно, то у Каселли все глянцево и ярко. На мой взгляд, такой рисунок не подходит для истории. Но это дело вкуса, конечно же.
Над юбилейным выпуском Бендис позвал поработать несколько приглашенных художников. У каждого из них по несколько страниц: Даниэль Акуна, Дэвид Маркез, Лейнил Фрэнсис Ю, Джим Ченг, Майк Деодато, Марк Багли и Андреа Соррентино. Собственно, в этом фишка юбилейных выпусков — их непременно должно рисовать множество художников. Правда, сюжетно это никак не обосновано.
Подводя итог, важно отметить, что совсем недавно закончилась серия про Майлза Моралеса, над которой тоже работал Брайан. Там он сделал максимально простой и камерный финал, в котором Моралес встречается со всеми ключевыми персонажами своей серии, а в конце просто идет в кино с другом. Это очень живой выпуск, в котором чувствуется любовь Бендиса к персонажу, над которым он работал много лет и с которым ему искренне жалко расставаться. В случае Железного человека ничего подобного нет.
Сюжет The Search for Tony Stark от начала и до конца выглядит искусственным. И очень грустно, что именно этот комикс стал последним для Бендиса у Marvel.
Источник