16 мая закончился короткий сюжет The Gift от сценариста Тома Кинга и художника Тони Дэниела. Эта история — небольшой пролог к будущей свадьбе Брюса Уэйна и Селины Кайл, которая состоится уже в июле 2018 года. В нем супергерой Бустер Голд решает сделать подарок Брюсу Уэйну и исправляет его прошлое. К сожалению, история получилась отвратительной. Что с ней не так расскажет ведущий направления «Комиксы» Денис Варков.
Чтобы понять сюжет этой истории, вам нужно прочитать всего три выпуска — Batman vol.3 #45-47. Тем не менее, при чтении у вас возникнет вопрос — «А почему так мало?». Почему на историю, которую западные СМИ окрестили «Бэтпоинтом» (Batpoint; по аналогии с Flashpoint) и уже спешат включить в список важных событий в жизни Бэтмена, выделили всего три выпуска? Заслуживает ли комикс такого внимания?
Flashpoint, вышедший в 2011 году, был очень важной историей. Это был масштабный эксперимент DC, который начал новую эпоху — период New 52. Но первостепенно это все же история Барри Аллена, случайно создавшего другую линию времени, в которой все события произошли иначе, а многие герои и злодеи сильно изменились. «Флэшпоинт» даже попал в наш Топ 100 комиксов и манги, поэтому мы все же советуем с ним ознакомиться.
«Флэшпонит» был полноценным событием в комиксах. Он повлиял на всю вселенную DC, изменил всех героев, у истории было множество ответвлений (некоторых из которых гораздо лучше оригинального сюжета).
Но «Бэтпоинт» — это совсем другая лига. Это искусственно созданное мини-событие, которое было придумано, чтобы еще немного потянуть время перед свадьбой Брюса и Селины.
Том Кинг и редактора DC понимают, что юбилейный Batman vol.3 #50 продастся гораздо лучше, чем, скажем, Batman vol.3 #45, поэтому пространство, ведущее к круглому числу нужно чем-то заполнить. Отсюда и все последние проходные, откровенно посредственные сюжеты. Например, Everyone Loves Ivy и вот The Gift, о котором и пойдет речь дальше.
В комиксах DC есть один неоднозначный супергерой, который нерегулярно появляется на страницах комиксов — Бустер Голд. Это простой человек из будущего, у которого есть устройство для перемещения во времени. С его помощью Бустер побывал в прошлом, где использовал технологии из своего века, чтобы быть героем. Главная беда Голда в его характере, который просто невыносим для многих героев. А еще сам по себе Бустер очень импульсивен. Он часто из лучших душевных порывов совершает действия, о которых потом жалеет. Например, недавно он попытался остановить Супермена, решившего отправиться в прошлое и увидеть своими глазами разрушение Криптона. Но из-за вмешательства Бустера оба героя попали в альтернативную линию времени, где Зод стал правителем Криптона, а планета уцелела (в сюжете Booster Shot).
А в The Gift Бустер Голд решил сделать подарок Брюсу Уэйну, изменив его прошлое и сохранив жизни родителей Темного рыцаря. То есть, Голд повторил ошибку Барри Аллена и попросту изменил вообще все, начиная с истории человека, который из-за этого никогда не становится Бэтменом.
Осторожно, спойлеры!
У Брюса Уэйна очень тяжелая жизнь. Пережив серьезную психологическую травму в детстве, он всю жизнь проходил через страдания и потерю близких. Это сделало его тем холодным и отстраненным героем, который ничего не боится и способен выступить даже против тех, с кем у него вообще нет шансов.
И Бустер Голд, желая вернуть Брюсу родителей, случайно создал для Брюса Уэйна еще большие проблемы. Изменив историю Готэма, Голд изменил город, все произошло иначе. Бэтменом стал Дик Грейсон, причем он жестокий, использует огнестрельное оружие и убивает своих врагов. Робины — Тим Дрейк, Джейсон Тодд и даже Дюк Томас — никогда не были знакомы с Уэйном, у них свои жизни.
А вот без Брюса Уэйна Готэм превратился в хаос. Президентом США стал Пингвин (почти как на «Земле-1»!), а в городе эпидемия Джокеров. Стать новым безумным клоуном может кто угодно. Даже Зеленый фонарь Хэл Джордан оказался поражен этой болезнью.
Но не надейтесь, что причину этого вируса как-то раскроют — на это времени попросту нет. Все вопросы, которые возникнут при чтении, оставьте при себе. Том Кинг не будет отвечать на них, ведь ему нужно описать главное — показать, что родители Брюса Уэйна живы. Томас и Марта празднуют годовщину, когда Бустер Голд появляется в жизни Брюса Уэйна.
В этой интерпретации Брюс Уэйн эгоистичен. Он верит Голду, но не хочет возвращать мир, в котором его родители мертвы. Он даже уничтожает машину времени Бустера, из-за чего тот проводит год в этом времени, а затем еще год в плену у Брюса Уэйна в пещере, которая в настоящей линии времени была Бэт-пещерой. И он все равно не становится умнее и дальновиднее. А в пещеру Брюс посадил Бустера из-за того, что тот привел Селину Кайл в поместье Уэйнов.
Голд рассчитывал, что, увидев Селину, Брюс поймет, ради чего он должен помочь вернуть прошлое, но он не учел, как сильно из-за его вмешательства изменился мир. Кайл оказалась в этой интерпретации не воровкой, а серийной убийцей. Она убила Томаса Уэйна, а Бэтмен-Дик Грейсон, преследовавший Бустера и Селину, случайно застрелил Марту Уэйн. Брюс в ужасе не сдержался и покончил и с Кайл, и с Грейсоном. Он остался ни с чем. И все из-за Бустера Голда.
С такими друзьями и враги не нужны.
Но в финале, к сожалению, все оказывается очень банально. Брюс потратил год на починку машины времени, которая работает только с активацией голосом Бустера Голда. Тот выполнил приказ Уэйна, но отправился не на год назад, а в тот момент, когда погибли родители Брюса в детстве. Взрослый Брюс не выдержал еще раз увидеть их смерть и совершил самоубийство. А вот Бустер Голд таким образом вернул все на свои места.
The Gift вызывает множество вопросов, но ответов на них нет и не будет. Сомневаюсь, что Том Кинг со временем вернется к этому миру. У него впереди свадьба главного супергероя DC и все, что за ней последует. Это огромное пространство для исследования персонажа и его окружения. Зачем Кингу возвращение к сюжету, который был написан на коленке, чтобы потянуть время до выхода юбилейного выпуска?
И это обидно. Во «Флэшпоинте» лучшей линией была история Томаса Уэйна, ставшего Бэтменом после гибели Брюса. А Марта Уэйн стала там Джокером. У них даже был отдельный небольшой комикс, который раскрывал отношения двух бывших любовников, ставших врагами.
В «Бэтпоинте» этого нет. Все персонажи — фон. Мы не чувствуем, что Марта и Томас живы, потому что нам не показывают их эмоций. Единственный герой, кому Кинг уделил достаточно внимания — Брюс. Но и его он пишет эгоистом. Это опять же сближает образ с «Землей-1», где Уэйн лишился родителей по своей вине и потом жалел об этом всю жизнь.
Тогда выходит, что Кинг не изобрел ничего нового, а лишь адаптировал чужие идеи в свою плохо написанную историю?
Бустер Голд вернул все на свои места совершенно случайно. В реальности Брюс Уэйн мог и не поверить путешественнику во времени, решив не восстанавливать устройство. Но в сюжет из трех выпусков такую драму никто не будет прописывать. Здесь мотивация Брюса максимально простая, и Кинг не стремился сделать героя интересным. Он был эгоистом в начале истории — он им и остался до самого конца. Вернуть родителей для него важнее всего прочего. Он не боится, что, подобно Бустеру Голду, создаст лишь худший сценарий — об этом он даже не думает. Кинг не вкладывает в Уэйна сомнений, потому что у него нет на это времени.
И это моя главная претензия к истории. Зачем писать столь амбициозный сюжет, если на него нет времени и ресурсов (выпусков)? Почему нельзя было сделать любую другую филлерную историю, в которой Брюс, скажем, боролся бы с очередным злодеем или что-то другое более грамотно подводящее к свадьбе?
Зачем ставить себе столь сложную задачу, если заведомо понятно, что реализовать ее в полной мере не получится?
Конец спойлеров.
Тем не менее, я готов похвалить комикс за рисунок. Я не люблю художника Тони Дэниела, но в The Gift ему удалось отлично передать как эмоции Брюса Уэйна, заново переживающего главные потрясения в своей жизни, так и чувства неунывающего Бустера Голда, который даже в самом ужасном сценарии видит что-то положительное. Особенно мне понравилось, что в начале истории нам делают акцент на маске Голда, запятнанной кровью, и в финале эта же сцена дословно воспроизводится.
Дэниелу удалось отзеркалить комикс, показывая таким образом, что что-то для себя Бустер после произошедшего все-таки уяснил. Или нет?
Источник