Якутский хоррор: суровый и беспощадный

Краткий обзор якутской хоррор-традиции: возникновение, развитие, особенности.

…невозможно рассеять мрак, окутывающий город с заходом солнца, и вернуть день. Так же как невозможно нарисовать карту загадочного мира, таящегося в глубинах природы, сколько бы ни говорили, что радио и самолеты покорили ее. Рюноскэ Акутагава (рассказ “Ведьма”)

Возникновение якутского кинематографа принято связывать с началом 90-х, когда на базе «Северфильма» была создана национальная кинокомпания «Сахафильм» (23 июня 1992 г.). Причин, по которой Якутия захотела создать независимую национальную киностудию, было несколько.

Однако самой главной являлось желание снимать свое собственное кино, где можно задействовать не только культурный якутский пласт, но и воспитать плеяду своих собственных актеров, режиссеров и т.д. Дело в том, что в Москве якутам доставались или совсем уж незначительные роли, либо роли сугубо отрицательные.

Мне кажется, фильмы ужасов — то маленькое зернышко, откуда выросло дерево всего якутского кинематографа. Первые якутские фильмы, которые стали пользоваться настоящей народной популярностью, были сняты именно в этом жанре (экранизации тубэлтэ, фольклорных историй о таинственном и ужасном).

Костас Марсаан
Режиссер фильмов “Иччи”, “Мой убийца” и т.д.

Движущей силой якутского кино послужило богатое этнокультурное наследие: легенды, сказания, тубэлтэ (страшные истории о призраках и духах). Добавьте сюда шаманизм, особое восприятие времени, удивительной красоты природу и медитативность. Неудивительно, что якутская кинотрадиция зародилась именно в жанре «хоррор». Весь якутский хоррор можно разделить на две волны: 90-е годы и после 2000-х.

Первая волна: 90-е годы

В 1986 году студент 5 курса ВГИКа Алексей Романов снял первый якутский фильм ужасов «Мааппа» по мотивам произведения знаменитого писателя Николая Максимовича-Чысхаан Заболоцкого (ударение в фамилии на первый слог. Не путать с советским поэтом Н.А. Заболоцким).

Стоит отметить, что якутский кинематограф вообще испытывает слабость к экранизациям литературной классики. Такие имена, как Егор Неймохов, Платон Ойунский, Анемподист Софронов и т.д. знают все якутские школьники.

Фильм до сих можно посмотреть только на якутском языке. Однако это тот самый случай, когда фильм можно смело смотреть после того, как прочитал его описание.

Молодой якут чуть было не замерз насмерть в снегах, но его спасла красивая молодая девушка по имени Мааппа. Очнулся он в натопленной избе и постепенно стал набираться сил. Чуть позже Мааппа расскажет ему, что когда-то наложила она на себя руки. И попросит Мааппа молодого якута только об одном – найти и упокоить ее кости.

В этом фильме сразу несколько главных героев: природа, якут и Мааппа. Природа вообще играет важную роль во всех якутских фильмах. Природа – посредник между тремя мирами, она также отражает подсознание и настроение героев или духов.

В «Мааппе» заметает вьюга, показывая смятение чувств молодого якута. В мистическом триллере «Феррум» мы вообще видим резкую смену времен года, что символизирует реальность и иллюзорность.

Согласно якутской религии, природа неразрывно связано с духами и разными божествами. Например, Хомпоруун Хотой Айыы является богом птиц, а Сюгэ Тойон – богом грома и молнии.

Сама Мааппа вызывает жалость и сострадание, потому что она не может найти дорогу в другой мир. Ее действия направлены на созидание, а не на разрушение, как мы увидим позже в других фильмах, в той же «Проклятой земле» (Сэттээх сир, реж. Эллей Иванов, 1996), «Проклятии» ( Сэттээх, реж. Евгений Павлов, 2010) или «Нечистой силе» (Хара Дьай, реж. Степан Бурнашев ,2016).

В целом, доброжелательных призраков в якутском фильме можно встретить редко. Кроме «Мааппы», на память приходят еще фильмы «Девушка-видение» (Туунну кыыс, 1996), «Летовье» (Сайылык, реж.Анатолий Васильев,1992), «Проклятие» ( Сэттээх, реж. Евгений Павлов, 2010) (эпизод с семьей, получившей дом в наследство). Но самым культовым фильмом этой волны является «Проклятая земля».

«Проклятая земля» (Сэттээх сир, реж. Эллей Иванов, 1996)

Молодая семья – Егор, его жена Анчик и маленький ребенок приезжают жить в заброшенную деревню. Недалеко от деревни есть поселок, но Егор хочет жить именно в деревне. В 30—годах на этом месте был колхоз, однако люди неожиданно покинули деревню. Остались лишь байки, которых Егор вдоволь наслушался перед переездом.

В деревне он сталкивается со странным происшествием, и старуха-соседка рассказывает ему историю колхоза, что в 30-х годах располагался на этой земле. Однажды необычное происшествие произошло на глаза колхоза. Лодка сама собой переправилась на другой берег, а затем вернулась обратно. Кого, или что она перевезла? Жизнь людей после этого стала напоминать кошмар.

В этом фильме ужасов Зло практически невидимо. Свое присутствие оно являет при помощи акустических эффектов и цветовых фильтров. Кстати, игра с цветовыми фильтрами не может не напомнить технику Марио Бавы (итальянского мастера ужасов).

Как и во всех якутских фильмах, природа здесь занимает особое место. Она словно обрамляет происходящее на экране, а большое количество пустого места создает эффект затягивания внутрь.

Кроме того, здесь мы столкнемся с частым символом якутского кинематографа – Мировым Древом Аал Луук Мас, которое соединяет миры- Подземный Мир, Срединный Мир и Верхний Мир.

Если главные герои идут по лесу, то режиссер обязательно сфокусирует внимание на одном большом дереве (фильм «Проклятие»). Часто встречается съемка такого дерева снизу вверх, чтобы подчеркнуть его величие. Именно Мировое Древо с расходящимися ветвями будет периодически возникать в окне дома, который купил Егор.

Егор – урбанизированный житель, который отвергает потустороннюю силу. Вообще, противопоставление городских жителей деревенским выражается именно в том, что жители маленьких сел по-прежнему близки к природе. Они придерживаются традиций, что передаются из поколения в поколение – как нужно себя вести, чтобы жить в согласии с природой и не прогневать духов.

Те, кто уезжают в города, утрачивают свои корни, традиции. И когда урбанизированная молодежь сталкивается с проявлением иной силы, то зачастую все заканчивается плачевно.

«Летовье» (Сайылык, реж.Анатолий Васильев,1992)

Фильм «Летовье» принимал участие в Пусанском международном кинофестивале «Sakha Cinema: The World of Magical Nature and Myth» («Якутское кино: Мир магической природы и мифов»).

В «Летовье» главный герой, некогда сам живший в деревне, покупает у бывшего соседа деревенский дом. Продает его посредник соседа – шустрый и хитрый мужичок, который случайно обмолвился, что не стоит слушать бабьи россказни о доме. Мало ли каких баек люди не напридумывают. Анатолий решает заночевать в только что купленном доме. И с того момента начинается его длинный сон. А может, и не сон вовсе.

Фильм вязкий, он обволакивает зрителя, подобно интеллектуальному хоррору Томаса Лиготти. Время словно растягивается, а главный герой попадает в некое безвременье. Он бредет, бредет и бредет в этом «царстве туманов». Создается впечатление, что он попал во владения самой Похъелы, хозяйки Преисподней из финского эпоса «Калевала».

Вторая волна: 2000-е годы

Число этих чудес бесконечно: дым из трубы арсенала почему-то плывет не по ветру, а против него; глухой ночью загудит вдруг колокол на колокольне собора святого Николая, два трамвая с одинаковыми номерами проходят в сумерках друг за другом по Нихонбаси, а в совершенно пустом зале Кокугикан каждый вечер слышатся громкие аплодисменты — словом, и на улицах процветающего Токио непрерывно проявляется «иная сторона ночной природы», порхая с места на место, как прекрасный мотылек. Рюноскэ Акутагава (рассказ “Ведьма”)

Тубэлтэ по-прежнему актуальны, это видно по фильмам «Нечистая сила» (Хара Дьай, реж. Степан Бурнашев, Евгений Осипов, 2016), «Наахара» (реж. Мария Калинина, 2007), «Наахара 2: Священная земля» (Наахара 2: Ытык сир, реж. Евгений Павлов, 2011) «Проклятие» (Сэттээх, реж. Евгений Павлов, 2010), «Призрачный хомус» (Петр «Хики» Стручков, 2018), «Тропа смерти» (реж. Анатолий Сергеев, 2006), «Иччи» (реж. Костас Марсаан, 2019).

«Проклятие» (Сэттээх, реж. Евгений Павлов, 2010)

Дедушка рассказывает страшные истории внуку на ночь. Первая история про двух охотников, которые заплутали и вышли к избушке, где и заночевали. Старый охотник рассказывал, что проклятым это место называют, потому что жила здесь когда-то ведьма, что вредила людям. Говорят, что даже после смерти она не отпускала тех, кто забредал в ее владения.

Во второй истории двое друзей отправились на машине из города в деревню по старой объездной дороге. Один из друзей говорит, что не нравится ему эта дорога, потому на ней пропал его дядя. До сих пор не нашли.

В третьей истории пастух отправился на поиски пропавших лошадей. На алаасе, где ничего не было, вдруг появился балаган.

В четвертой истории семья унаследовала дом от умершей родственницы. Однако дом оказался не простой, а со страшным подарком. Финал главной истории про дедушку и внука тоже не разочарует.

Мелодия флейты, горящий огонь, неспешное повествование. Иногда создается впечатление, что время застыло, а прошлое, настоящее и будущее слились в одно. Однако кое-что изменилось. На следующем этапе развития якутский кинематограф экспериментирует с восточной и западной хоррор-традициями.

Телевизоры, интернет, спутники над головой – это все преходящее, лишь природа незыблема. Духи никуда не ушли, они по-прежнему вокруг нас. Городской быт соседствует с нечистью, что подстерегает путника на дорогах.

Каким-то образом первым якутским хоррормейкерам сразу удалось нащупать очень тонкий нерв, резонирующий с древней культурой. Плюс тогда еще не было образцов для подражания, ужасы редко попадали в прокат, а в СССР этот жанр вообще не был развит. Но тогда первые режиссеры еще не гнались за развлекательностью, зрители умели считывать контекст без штампованных приемов, а якутский кинематограф еще не превратился в бизнес. Именно эта особенность делает ранние якутские хорроры особо ценным источником для изучения природы страшного в философии Севера.

Костас Марсаан
Режиссер фильмов “Иччи”, “Мой убийца” и т.д.

Подобное соединение настоящего и прошлого якутский кинематограф позаимствовал у страны Восходящего Солнца. Именно Японии лучше всех удался синтез хайтека и кайдана, получился этакий нео-кайдан. Однако и якутский хоррор попытался воспроизвести нечто подобное в «Темной силе» (Хара Дьяй, реж. Степан Бурнашев, 2016). В хорроре «Бесплодные земли» (Сибиэннээх сир, реж. Константин Тимофеев, 2008) мы можем наблюдать смешение с японским трэшем.

Нельзя обойти вниманием великолепный мистический триллер «Феррум» (реж. Прокопий Бурцев, 2015), основанный на фольклорных мотивах. В этом фильме чувствуется сильное влияние азиатского кинематографа (гонконгских криминальных драм, японских и южнокорейских триллеров).

Молодой гангстер, находясь на задании, допустил ошибку – жертву убили раньше, чем она успела рассказать, где спрятаны украденные деньги. Отправившись за город, чтобы похоронить незадачливую жертву, главный герой попадает в еще более крупные неприятности.

Визионерская притча способна рождать различные интерпретации. Фильм вбирает в себя мотивы сопредельных «мужских» жанров – нуара и вестерна. А также фольклорные представления о блуждающих душах. На них, к примеру, зиждется, японский кайдан – истории о похотливых покойницах, соблазнявших ночною порой припозднившихся путников. Душа человека способна покинуть тело не только после кончины, но и во время сна-забытья.

Сергей Анашкин (блог “Искусство кино”)
http://old.kinoart.ru/blogs/probuzhdenie-lichnosti-ferrum-rezhisser-prokopij-burtsev

То его водит по лесу таинственный старик, то он сталкивается с двумя странными убийцами-садистами, то он видит таинственную девушку. И это – лишь малая часть. Недаром «Феррум» критики окрестили «якутским сюрреализмом».

Влияние западной традиции порадовало якутских зрителей зомби-муви «Республика Z» (реж. Степан Бурнашев, 2018).

Стоит отдельно упомянуть детскую страшилку «Призрачный хомус» (Кулук хомус, реж. Петр «Хики» Стручков, 2018), в которой явственно прослеживается влияние Гильермо дель Торо. В 2018 году «Призрачный хомус» завоевал 1 место на Дальневосточном фестивале игрового любительского кино «Точка возврата».

Наша главная задача — внутренность фильма. Атмосфера держится не на скримерах с быстро проходящим эффектом, а на саспенсе, то есть на состоянии тревожного ожидания, которое производит страх.

Из интервью с Петром Стручковым (режиссером “Проклятого хомуса”)

Немая девочка живет с матерью. Ребенок переживает, что из-за немоты дети ее сторонятся, не принимают в свои игры. Однажды, не выдержав, она достает хомус и начинает на нем играть. Дети варган выбрасывают, и девочка отправляется на его поиски. Найти-то она его нашла, но не только его.

Молодой режиссер Петр Стручков снял также полнометражный фильм «Кулук хомус», правда, полностью изменив сюжет. Тем не менее, «Кулук хомус» уже завоевал золотой приз «Цветы таежной надежды» на кинофестивале «Дух огня» в конкурсе «Российские дебюты».

Подводя итоги, можно сказать, что якутский кинематограф развивается ударными темпами. Под влиянием западного кино некоторые особенности съемки стали забываться. Однако в последнее время наблюдается возврат к методам и приемам, которые использовали режиссеры первой волны.

  • Итак, что посмотреть?

    «Мааппа» (реж. Алексей Романов, 1986)

    «Летовье» (Сайылык, реж.Анатолий Васильев,1992)

    «Проклятая земля» (Сэттээх сир, реж. Эллей Иванов, 1996)

  • «Тропа смерти» (реж. Анатолий Сергеев, 2006)
  • «Наахара» (реж. Мария Калинина, 2007)
  • «Бесплодные земли» / «Сибиэннээх сир» (реж. Константин Тимофеев, 2008)
  • «Проклятие» ( Сэттээх, реж. Евгений Павлов, 2010)
  • «Наахара 2: Священная земля» (Наахара 2: Ытык сир, реж. Евгений Павлов, 2011)
  • «Паранормальный Якутск» (реж. Константин Тимофеев, 2012)
  • «Үөр» (реж. Евгений Павлов, 2013)
  • «Феррум» (реж. Прокопий Бурцев, 2015)
  • «Нечистая сила» (Хара Дьай, реж. Степан Бурнашев ,2016)
  • «Призрачный хомус» (Кулук хомус, реж. Петр «Хики» Стручков, 2018)
  • «Республика Z» (реж. Степан Бурнашев, 2018)
  • «Иччи» (реж. Костас Марсаан, 2019).

Отличного просмотра!

 

Источник

Читайте также