Разработчик: Supergiant Games
Платформа: PC
Дата выхода: июль 2017
Время прохождения: 13 часов
После спинно-мозгового экшена Shadow Warrior мне захотелось чего-то более осмысленного. Pyre от Supergiant Games стала идеальным вариантом. Я играл в их две предыдущие игры Bastion и Transistor, а их Hades 2020 года всё ещё подмигивает мне из вишлиста. Посмотрим, что же из себя представляет третья игра этой студии.
Трое странников в ритуальных одеждах на забавной повозке находят наше умирающее тело в некой пустыне. Приведя нас в чувство, незнакомцы вопрошают, умеем ли мы читать. Получив положительный ответ, они вручают нам священную книгу Ритуалов, благодаря которой есть шанс покинуть это место. В процессе общения выясняется, что спасла нас разношёрстная кампания из человека Хэдвина, демонессы Джодариэль и говорящего пса Руки), и что мы находимся в некоем параллельном и недружелюбном мире (чистилище), куда жителей Содружества изгоняют за различные преступления. Вернуться обратно формально нельзя, однако есть полу-мифический способ, в который мало кто верит. Согласно легендам, три странника должны образовать Триаду и схлеснуться с другой Триадой в хитром поединке. Задача его проста — погасить пламя погребального костра противоборствующей команды (тот самый титульный Pyre) и не дать соперникам погасить свой. Разрушать костёр нужно с помощью магического шара, который можно просто кинуть в костёр, а то и вовсе прыгнуть в пламя вместе с ним. Пройдя несколько промежуточных Ритуалов, Триада добирается до финального этапа, где у одного из представителей триады есть шанс вернуться в реальный мир.
Сюжет в игре подаётся преимущественно через многочисленные диалоги с обильным набором персонажей. Между ритуалами мы колесим по этому чудному миру и на каждой остановке обязательно у одного из сопартийцев возникнет повод пообщаться. Они активно делятся своими мыслями, наблюдениями, страхами, воспоминаниями, мечтами и надеждами, причем у нас всегда есть возможность как-то отреагировать на это. Поддержать беседу или постараться поскорее её прекратить — каждое решение будет иметь последствия. Стоит отметить, что диалоги происходят тут не только с сопартийцами, но и с представителями соперничающих команд. Среди них попадаются не менее любопытные личности, чем наши «друзья».
Разработчики сделали на удивление интересный мир со своей мифологией, расами, их конфликтами, политическим устройством и религией. Все эти компоненты замешиваются в привлекательный коктейль, в который ты погружаешься всё глубже и глубже по мере развития сюжета, каждый раз обнаруживая новые грани и детали.
Интересный момент заключается в том, что сюжет тут не ограничен строгими рамками сценария и напрямую привязан к игровому процессу — учитываются наши действия, успехи и неудачи, а исходя из них, корректируется финальный результат. Тем не менее, вне зависимости от наших действий, красной линией повествования проложена тема революционного движения, в котором мы принимаем настолько косвенное участие, что поначалу даже странно. Получается, что мы не в первых рядах толпы, рвущейся на баррикады, и даже не в тайном обществе, которое планирует свержение существующего строя. Мы где-то в другом месте и до нас лишь долетает эхо отголосков наших действий, предсказать последствия которых невозможно от слова совсем. И именно эта позиция делает из игры нечто большее, чем рассказ о группе изгоев, решивших перевернуть весь мир. Мир не перевернётся на наших глазах, но наши решения и действия будут способствовать или препятствовать осуществлению масштабного плана. Помимо прочего, мне понравилась концовка игры, где нам рассказывают о «дальнейшей судьбе» каждого встреченного персонажа, а их за всю игру наберётся с три десятка!
Игровой процесс можно формально разделить на две составляющие — путешествие по точкам на карте и непосредственно сам ритуал. Путешествуя от точки к точке на глобальной карте мы выбираем направление движения. Конечный пункт от этого не меняется, но события по пути могут отличаться. По сюжету мы продвигаемся от одного места проведения ритуала к следующему и дорогу нам показывают звёзды. Первое освоение доступной территории достаточно линейно и мы «исколесим» всю доступную карту на своих двоих. Потом нам предстоит пройти ещё несколько ритуальных циклов, однако нам дадут возможность не только свободно перемещаться между точками, но и самостоятельно выбирать следующую точку из нескольких вариантов. В перерывах между переходами мы занимаемся менеджментом команды. Общаемся с сопартийцами и узнаём их истории и прошлое, собираем ресурсы и потом торгуемся с регулярно встречающимся торговцем-кочевником, прокачиваем команду несколькими возможными способами и тренируемся в Ритуалах. Почти все действия, включая разговоры с сопартийцами, приводят к изменению различных характеристик героев, которые влияют на их параметры во время Ритуала.
Сам Ритуал представляет собой фэнтезийный аналог баскетбола — команды 3 на 3 персонажа начинают в противополжных концах поля, сосредоточившись вокруг своих костров. В центр поля падает светящийся шар, который нужно подобрать и закинуть в костёр противника — между своими персонажами можно свободно переключаться, но одновременно управлять можно лишь кем-то одним. Каждый персонаж генерирует вокруг себя защитную ауру, а тот кто несёт шар её лишается. Нарвавшись на вражескую ауру, персонаж временно исчезает с поля боя (период его возвращения, опять же, зависит от характеристик героя, которые можно улучшить артефактами и прокачкой). Вдобавок, свою ауру можно метнуть во врага направленной волной энергии — так можно прервать вражескую атаку или предпринять контрмеры против соперника. Имеющиеся персонажи обладают разной внешностью, размерами и расовой принадлежностью, а от них зависят имеющиеся особые способности (активные и пассивные), скорость передвижения, скорость возвращения на поле и многое другое. По ходу развития сюжета придётся комбинировать разных персонажей и экспериментировать с тактиками, хотя чаще всего всё сводится к эффектному получению шара, а затем отчаянному забегу по флангу в надежде забросить шар в костёр.
Игра позволяет контролировать персонажей с помощью геймпада, но я предпочёл играть на клавиатуре с мышью — в ней мне показалось удобнее выцеливать направления атак. Кроме того перемещаться по интерфейсу мышью гораздно удобнее — диалоги изобилуют терминами и именами, наведя курсор на которые можно получить краткую справку.
То, что радовало в предыдущих играх Supergiant Games и без изменений перекочевало в их третью игру, так это визуальный стиль и музыка. Чего не отнять у Pyre, так это чувства стиля — эффектные персонажи, которые легко идентифицируются даже по силуэтам, нарисованы очень старательно, ярко и насыщено. Учитывая, что в диалогах перед нами предстают статические картинки героев, радует, что их, по крайней мере, интересно разглядывать. Во время Ритуалов анимация персонажей отличается особенной плавностью и грациозностью, поэтому от игры мгновенно получаешь эстетическое удовольствие.
Музыкальное сопровождение вторит геймплею и визуальному стилю — игра наполнена как меланхоличными композициями, так и бодрыми мелодиями, которые задают тему для мест, персонажей и событий. Отдельной статьёй идут вокальные композиции — для этого в сюжет вплетены два менестреля (мужчина и женщина), которые нет-нет, но сыграют какую-нибудь приятную песню.
Игра предлагает геймплей и сюжет, которые не прерываются, если у игрока что-то не получилось. Даже наоборот — крайне интересно наблюдать за твоим индивидуальным прогрессом и посмотреть, чем всё обернётся. Проигрыш в очередном Ритуале не ставит крест на дальнейшем развитии событий, но создаёт определённое сочетание параметров, из которых складывается концовка игры. Переигрыванию не способствует и общая неспешность происходящего — разработчики даже запретили проматывать немногочисленные кат-сцены — в результате если вдруг захочется изменить исход Ритуала, придётся возвращаться к предыдущему чекпоинту, проходить весь путь заново и выслушивать все речи глашатаев.После завершения игры, я вычеркнул ещё один пункт из длинного списка бэклога, в котором осталось всего-то 70 позиций.
«Pyre» вызывает на удивление положительные впечатления, запечатанные в оковы многочисленных оговорок. Интересный сюжет и богатый лор игры подаётся через обилие диалогов, которые можно устать читать. Яркие персонажи мгновенно привлекают внимание, но чтобы докопаться до сути каждого из них, придётся попотеть. Иллюзорная свобода оборачивается срежиссированной постановкой, а напряженный геймплей регулярно нивелирует навык и навязывает господство случая. Тем не менее визуальная и музыкальная составляющая растворяют любой отрицательный осадок.