История Virtus.pro началась с команды по Counter-Strike 1.6, благодаря которой о российском киберспорте узнал весь мир. А на фоне успехов CS-состава, «виртуса» разрослись не только до полноценной организации, но и до крупнейшего киберспортивного холдинга в Восточной Европе.
О первых составах и победах
1 ноября 2003 года руководство продюсерского центра «Виртус» принимает решение об открытии состава по Counter-Strike 1.6. Ставка была сделана на молодых игроков в лице Ивана «F_1N» Кочугова, Петра «Patrik» Захарова, Виктора «Sally» Филимонченко, Виталия «Ant1killer» Смирнова и Сергея «MegioN» Игнатко.
Но в таком составе «виртуса» продержались около трех недель — в декабре 2003 года в коллектив были приглашены Константин «groove» Пикинер, Алексей «Flatra» Злобич и Алексей «LeX» Колесников. В свой первый же сезон обновленная команда сумела завоевать бронзовые награды ESWC 2004: российский коллектив тогда не только вышел из группы, но и одолел казалось непобедимых шведов из SK. Лишь датчане из Titans смогли остановить наших ребят.
После триумфального 2004 года состав команды претерпел большие изменения. Вообще, в истории CS-состава Virtus.pro были как взлеты, так и падения, но неизменной оставалась капитанская позиция Алексея «LeX» Колесникова. С этим человеком связаны победы команды в начале и середине 2000-х. Он вел за собой коллектив и был олицетворением спокойствия и порядка в команде.
О закрытии организации и ее возвращении
Пять лет спустя после зарождения CS-состава «виртуса» избавились от приписки «команда по Counter-Strike», подписав состав по Dota. Но в роли полноценной организации Virtus.pro пробыла недолго. В октябре 2009 года из-за проблем со здоровьем организацию покидает Алексей «LeX» Колесников. Через какое-то время Алексей попробовал себя в роли менеджера Arbalet Cup, а его бывшая организация объявила о вынужденной паузе, которая продлилась до апреля 2011 года.
LeX недолго просидел без игровой практики — осенью 2009 года он принял участие на ASUS Autumn, а через полгода и на весеннем ASUS Cup. Тогда он выступал в составе Iron Will вместе с Иваном «F1_N» Кочуговым и Антоном «Sneg» Черепенниковым. Именно Iron Will послужила площадкой для возвращения в киберспорт именитого российского тэга.
Проект Virtus.pro возобновил свою деятельность в апреле 2011 года под управлением основательницы Virtus.pro Ирины Семеновой, Антона Черепенникова и Алексея Колесникова. Со временем управляющих осталось двое — Антон Черепенников и Алексей Колесников. Ирина Семенова постепенно отошла от дел организации и заняла позицию руководителя киберспортивного департамента в российской телекоммуникационной компании MTC.
Вслед за Ириной Семеновой в свободное плавание отправился и Алексей Колесников. Бразды правления перешли к Антону Черепенникову и, как оказалось позже, самая известная и успешная российская киберспортивная организация оказалась в нужных руках.
О составах по Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2
После релиза Counter-Strike: Global Offensive в августе 2012 года почти все киберспортивные организации перешли из Counter-Strike 1.6. Исключением не стала и Virtus.pro, подписавшая бывший состав Moscow Five, в который вошли братья Михаил и Сергей Столяровы, Кирилл Карасев, Эмиль Ахундов и Даурен Кыстаубаев.
Прежде всего, это пятерка запомнилась тем, что в апреле 2013 года на LAN-финале SLTV StarSeries обыграла титулованных шведов из Ninjas in Pyjamas, взяв четыре карты из четырех.
В мае 2013 года в команде появился первый иностранный игрок — словак Ладислав Ковач, ныне выступающий за FaZe Clan. Сначала он заменял Даурена Кыстаубаева, но в июне 2013 года Даурен покинул коллектив, и словацкий игрок стал полноценным членом команды. Правда, ненадолго: 13 июля 2013 года организация приостановила свои выступления на CS-турнирах, чтобы через полтора года подписать двухлетний контракт с польской пятеркой.
Польские ветераны в лице Виктора «TaZ» Войтаса, Филиппа «Neo» Кубски, Ярослава «pashaBiceps» Яжомбковски, Януша «Snax» Погожельски и Павла «byali» Белиньски выступают за Virtus.pro до сих пор. Хотя за это время команда могла распасться не раз: большие победы сменялись обидными поражениями на крупных чемпионатах. Коллектив не выходил из группы, отчего неоднократно поднимались разговоры об уходе поляков из российской организации. Однако каждый раз игроки находили в себе силы преодолеть игровой кризис.
Если составы по Counter-Strike в Virtus.pro менялись нечасто, то в Dota 2 игроки редко когда засиживались на своих местах больше одного сезона. Можно бесконечно долго перечислять киберспортсменов, которые прошли через Virtus.pro, но серьезных успехов на турнирах от Valve добились только два состава организации. Первый из них в лице Ильи «Illidan» Пивцаева, Сергея «God» Брагина, Александра «DkPhobos» Кучери, Ильи «Lil» Ильюка и Артема «fng» Баршака сумел запрыгнуть на 5-6 место на The International 2015. Несмотря на проигрыш от китайского коллектива LGD в четвертом раунде плей-офф, выступление команды в целом вселяло оптимизм. Но что-то пошло не так и результаты состава со временем становились только хуже. Не помогла и пришедшая в коллектив новая кровь в лице Максима «yoky» Кима, Александра «NoFear» Чурочкина и Ильи «ALOHADANCE» Коробкина. В июне 2016 года состав был распущен.
Спустя два месяца был сформирован состав во главе с Алексеем «Solo» Березиным. В него вошли, помимо самого Алексея, Роман «RAMZES666» Кушнарев, Владимир «No[o]ne» Миненко, Павел «9pasha» Хвастунов и Илья «Lil» Ильюк.
От команды ничего не ждали, а после того, как Virtus.pro выигрывала квалификации и приезжала на турниры, где не оказывалась даже в тройке, в нее постепенно перестали верить.
Но все изменилось после киевского мейджора, где Virtus.pro остановилась в шаге от золота. А окончательные сомнения были развеяны после мейджора в Гамбурге, где Virtus.pro оказалась сильнее всех.
Об инвестиции Усманова и создании холдинга
Антон Черепенников (владелец киберспортивного холдинга ESForce) возродил Virtus.pro, когда в российский киберспорт никто не верил. «Мы начинали с нуля. Мне приходилось вкладывать по 10 $-15 тыс. в месяц. В основном деньги уходили на зарплаты игрокам и поездки на чемпионаты. Спонсоров в то время не было. Они просто не видели своей выгоды в поддержке киберспортивных организаций. Первый большой спонсорский контракт на 10 $ тыс. мы подписали с производителем мониторов», — вспоминает Антон.
Холдинг продолжает работать с компаниями, которые производят мониторы. Например, договор о сотрудничестве с LG был заключен сравнительно недавно.
Ultrawide LG мониторы представлены на турнирах серии EPICENTER и в Yota Arena. В июне 2017 года LG выступила партнером турнира EPICENTER: Moscow по Dota 2, предоставив свои мониторы LG 34UC88 и LG 29UM69G для проведения мероприятия. В Yota-арене профессиональные игровые мониторы от LG в диагоналях от 32 до 86 дюймов используются на всей территории площадки, транслируя проходящие матчи и яркие события.
Например, на первом этаже киберспортивной арены стоят флагманские Ultrawide LG мониторы 34UC79G с изогнутым IPS экраном, которые обеспечивают максимальный обзор и раскрывают возможности графики с помощью 144 Гц частотой развертки. Эта модель была разработана специально с учетом потребностей профессиональных геймеров и дополнена возможностью регулирования времени отклика вплоть до 1 мс.
Киберспортивный холдинг ESForce разросся до таких масштабов, что подобные рекламные контракты расписаны на несколько лет. Но задайтесь вопросом: что было бы, если бы в октябре 2015 года USM Holdings Алишера Усманова не инвестировал в развитие группы компаний Virtus.pro 100 $ млн. Вопрос, скорее, риторический.
Глава ESForce рассказывает: «У меня бизнесы выстроились в других отраслях, но хобби не было». И именно благодаря своим компаниям, которые были не связаны с киберспортом, Антон сумел привлечь внимание менеджеров холдинга Алишера Усманова. Глава ESForce нарисовал стратегию, как можно стать самым заметным игроком в Европе. «Я мыслил даже не бизнесом, а экосистемой — как получить синергию от нескольких продуктов. Показал стратегию, она понравилась акционерам. Мы встретились с Усмановым и презентовали проект. Инвестиции давали «на реализацию конкретных событий, с точки зрения охвата аудитории и монетизации».
В конечном итоге стратегия по развитию киберспорта в СНГ вылилась в грандиозные проекты — открытие киберспортивного комплекса Yota Arena в Москве, создание турниров EPICENTER и студии обеспечения трансляций RuHub, подписание сильнейших составов по Dota 2 и Counter-Strike. Холдинг объединил в одну экосистему все основные направления киберспорта, в том числе и своего идейного вдохновителя — проект Virtus.pro.
Источник