Бэтвумен Серебряного века
Кэтрин Кейн впервые появилась на страницах комиксов во времена Серебряного века в качестве ответа в сторону многочисленных нападок на комиксы в 50-е годы прошлого века. Прецедентом для этого стала книга Фредерика Вертрама «Совращение невинных», инициировавшая многочисленные слушания по поводу аморальности содержимого журналов с комиксами.
Этот инцидент широко известен в комикс-индустрии своим главным и самым страшным последствием: запуском маховика цензуры, именуемого Comics Code Authority, на долгое время умертвившего жанр «хоррор».
Однако для нас куда важнее то, как книга Вертрама проехалась конкретно по Бэтмену. Так, например, его отношения со своим юным подопечным — чудо-мальчиком Робином (Дик Грейсон) — рассматривались как «гомосексуальные», не говоря уже о других, куда более порицаемых. Именно эти обвинения побудили редактора Джека Шиффа поручить сценаристу Эдмонду Гамильтону и художнику Шелдону Молдоффу создание любовного интереса для Бэтмена.
Спустя два года после выхода книги Вертрама в 1956 году на страницах Detective Comics #233 появляется Кэти Кейн (Kathy Kane) — такой же костюмированный борец с преступностью, как и сам Бэтмен. На тот момент никаких родственных связей с четой Уэйнов у персонажа не было.
Геройствовать она решилась из-за высокого чувства ответственности, летучую мышь в качестве символа выбрала из-за уважения к Бэтмену, а предыстория чем-то напоминала о первом Робине: Кейт также была цирковым исполнителем, что и объясняет ее потрясающие физические навыки. Единственный элемент биографии, который выглядит знакомым — девушка не стеснена в финансах, ведь в приданном у нее находится богатое наследство, доставшееся мисс Кейн от родственников. Дебютный номер сопровождал появление персонажа следующими словами:
Современные злодеи Бэтмена:
А чтобы закрыть вопрос ориентации Робина была придумана племянница Бэтвумен — Бетти Кейн (она же — первая Бэт-Герл). Узнав про тайну личности своей тетушки, вполне успешно навязалась ей в сайдкики.
Однако в своем первоначальном варианте Бетти прожила всего-ничего: появившись в 1961 году (Batman #139, апрельский выпуск), уже в 1964 она пропала со страниц комиксов о Бэтмене.
В 1964 году со страниц комиксов пропала не только Бетти Кейн, но и ее тетушка Кейт. Причина проста и прозаична: Джули Шварц — новый редактор бэт-сегмента — посчитала этих персонажей не подобающими новому, более серьезному и приземленному, вектору развития комиксов бэт-линейки.
И Шварца прекрасно можно понять! Какой бы прогрессивной ни казалась идея Бэтвумен, она разбивалась о множество неприятных факторов, одним из которых были глупые стереотипы. Так, у Бэтвумен по аналогии с Бэтменом был свой бэт-ремень с гаджетами — только стилизован он был не под «мышиную» тематику, а под «женский инвентарь»: губная помада, зеркальце, пудра, браслеты-наручники, заколки и т. д. К тому же «дамой в беде» она становилась ничуть не реже, чем проявляла смекалку и прозорливость.
А как такового «равного партнерства» между двумя бэт-героями не было вовсе, ведь чаще всего Кейт приходилось работать в паре с юным Грейсоном. И даже толковой «няньки» из нее не вышло. Все равно именно мужской персонаж чаще всего перетягивал на себя все внимание и находил важные улики, когда как мисс Кейн же часто совершала ошибки, приводившие к необходимости выручать ее из беды. И это не удивительно, учитывая, что в те времена девушке приходилось разве что гостить у Бэтмена: своей сольной серии у Бэтвумен не было. А перетягивать на себя одеяло у персонажа, чье имя красуется на обложке комикса, тогда считалось дурным тоном.
Еще о Бэтмене:
Более того, само отношение Бэтмена к Бэтвумен менялось из выпуска в выпуск: то в Detective Comics #249 (1957 год) он уверяет Робина, что тот без помощи Кэти не справится с поимкой злодея по прозвищу Коллекционер, то уже через год в Batman #116 все переворачивается с ног на голову. Описание комикса гласит:
«Бэтвумен только одна, и другой у нас нет!» Однако по мнению Бэтмена и одной — уже слишком много, ведь ни одна девушка не должна заниматься таким опасным занятием, как борьба с преступностью.
Даже тот факт, что Бэтвумен и Бэтгерл снискали немалую популярность у читателей, не заставил редактора поменять решение. Период 70-х, взявший курс на новое направление для бэт-комиксов, от этого уж точно хуже не стал, а заодно и подарил новую Бэтгерл (Барбару Гордон), которая стала еще популярнее предшественницы.
С тех пор Кэти Кейн ушла в отставку. Денни ОʼНил — один из главных бэт-авторов 70-х — объяснял это решение лаконично и емко:
У нас уже была Бэтгерл, а нужды в Бэтвумен — не было.
Однако читатели продолжали забрасывать офис DC письмами с просьбой вернуть Бэтвумен хоть ненадолго — и редакторы поддались, но схитрили. В 1977 году она вернулась из отставки, чтобы умереть: в продолжении саги о Дэнни ОʼНила о противостоянии Бэтмена и Раʼс аль Гула бывшая Бэтвумен стала жертвой Лиги Убийц, и эта смерть лишь укрепила вражду Темного рыцаря со злодейской организацией.
А затем случилась большая перезагрузка комикс-вселенной DC, сбросившей с себя оковы мультиверса, и про Бэтвумен в комиксах надолго забыли, припоминая ее исключительно в приступе ностальгии.
Бэтвумен до перезагрузки
Следующее значимое появление Бэтвумен произошло в 2003 году. Курт Геда снял direct-to-dvd фильм Batman: Mystery of the Batwoman, находящийся в одной анимационной вселенной с Batman The Animated Series.
История крутилась вокруг внезапного появления в Готэме таинственной Бэтвумен, целенаправленно нападавшей на совместное криминальное предприятие Пингвина и его подельников: ДюКейна и Торна.
Примечательно здесь в первую очередь то, что дизайн персонажа был изрядно переработан: костюм теперь был полностью серебряный с красными вставками — в противовес черно-серой форме Бэтмена. В арсенале героини (хотя по поведению она скорее была антигероем) оказался воздушный глайдер, словно «позаимствованный» у Зеленого гоблина. Однако куда интереснее оказался весьма любопытный подход к переизобретению ориджина: там, где в Серебряном веке хватало лишь Кэти Кейн, в Тимм-версе этого стало недостаточно и супергеройскую роль разделили между собой целых три женских персонажа. У каждого был свой мотив и цели в команде:
У Кэти ДюКейн — жгучее желание прекратить преступную карьеру своего отца, из-за которой и погибла ее мать. Имела доступ к планам отца, чем и помогала координировать атаки против его предприятий.
У Роксанны Бэллентайн — месть Освальду Кобблпоту, который подставил ее возлюбленного, из-за чего тот надолго сел в тюрьму. Обширные научные знания и доступ к ресурсам «Уэйн Тек» позволили ей соорудить всевозможные гаджеты для Бэтвумен.
У Сони Алканы, новой напарницы Харви Буллока, был план и мотивация по срыву крупнейшей оружейной сделки в Готэме, которой руководит Руперт Торн. Когда-то он разрушил бизнес ее родителей, устроив пожар. Вместе с появлением Бэтмена на месте преступления Торн оставил неизгладимый отпечаток в характере девушки. Подготовка в академии и офицерский опыт заметно усилили тактическую боеготовность Бэтвумен и помогли разработать стратегию «партизанской войны».
Качества оригинальной Кэти Кейн — финансовая раскрепощенность, глубокое уважение к образу Бэтмена, острый ум, а также персональная заинтересованность в Брюсе Уэйне — были равномерно распределены между тремя персонажами, что и помогло сложить довольно любопытную интерпретация образа.
Несмотря на то, что фильм не снискал огромной любви и получил смешанные отзывы, он предложил достаточно интересную интерпретацию Бэтвумен, добавившей образу больше жестокости и готовности к радикальным действиям. Например, она не боится использовать огнестрельное оружие, что хорошо перекликается с полицейским прошлым Сони Алканы и военным прошлым нынешней Кейт Кейн.
Возвращение Бэтвумен в мейнстрим
Сама же Бэтвумен полноценно вернулась во основную хронологию вселенной DC примерно на свое пятидесятилетие в рамках еженедельной серии «52» (2006), события которой целиком охватывали последующий год после события Infinite Crisis (2005). Бэтмен на какое-то время отошел от дел, и в его отсутствие за Готэмом стала приглядывать Кейт Кейн — кузина Уэйна. Сам Брюс на тот момент не был в курсе того, что у него появился подобный преемник, но как только узнал об этом — сразу же приступил к составлению ее профиля и был готов предложить ей членство в Batman Inc.
Чуть больше двух лет персонаж пробыл без детализированного ориджина. По большей части новоиспеченная Бэтвумен занималась двумя делами: охотилась за оборотнями-культистами (культ Каина/Религия преступлений (Religion of Crime), созданная последователями Дарксайда), а также выступала второстепенным персонажем в истории Рене Монтойи, которая расследовала планы Интербанды по вторжению в Готэм.
Когда-то у Рене и Кейт был бурный роман, закончившийся весьма неприятно, и теперь Кейт периодически приглядывает за бывшей возлюбленной, выручая ее в тяжелые моменты. Иногда происходило и обратное.
Бэтвумен, как и в пятидесятых, все еще была гостевым персонажем и не имела сольного комикса (а также снова была «дамой в беде»), но вместе с тем стала намного решительнее, умнее, наглее и приобрела более жесткие черты характера. Персонаж стал амальгамой трех женских героев из Batman: Mystery of Batwoman: она также была наследницей большого состояния, вела разгульную социальную жизнь, получила офицерское образование, а также достаточно серьезно подкована в вопросе техники и науки.
Армейская тема играет весьма фундаментальную роль в истории Кейт: ее родная мать Габриелла и отец Джейкоб — декорированные офицеры армии США. Гэби была капитаном, а Джейкоб дослужился до звания полковника. Это наложило отпечаток на характер девушки, а с отцом у них и вовсе было полное взаимопонимание и уважение. Можно сказать, он даже видел в ней свое отражение. Так, например, он не стал отговаривать ее от становления костюмированным героем, но и помог оборудовать базу, найти снаряжение, а сам стал держать с ней связь на миссиях. Одним словом — если к Альфреду Брюс теплел постепенно, то отношения Кейт с отцом сходу можно было бы даже назвать здоровыми и полноценными, если бы не последовавшая спустя годы драма.
Сама серия «52» — результат совместной работы множества авторов, поэтому «наградить» кого-то одного за проработку характера Бэтвумен не выйдет: Джефф Джонс, Грант Моррисон, Грег Рака, Марк Уэйд, Кит Гиффен — все так или иначе приложили руку к созданию нового образа героини. Однако самую заметную его часть — визуальный дизайн — разработал известный и уважаемый художник Алекс Росс, знаменитый своим гиперреалистическим стилем рисунка.
В его портфолио легко можно найти не только восхитительнейшие обложки Immortal Hulk, но такие знаменитые комиксы как Marvels, Ruins и Kingdom Come. И хотя идея с париком пришла в комиксы далеко не сразу, пышная красная шевелюра героини — отнюдь не эстетики ради. Если в пылу боя противники схватят ее за волосы, то много не добьются — просто собьют парик, а Кейт продолжит сражаться как ни в чем не бывало. А еще это неплохая маскировка для сохранения тайны личности.
Подобное роднит ее не только с Бэтменом, освоившим мастерство конспирации, но и с Суперменом: «простейшая маскировка — самая эффективная», как однажды подметил Брюс Уэйн.
Забавный факт: Росс уже работал над концептами Бэтвумен для Kingdom Come. Хоть это и был совершенно другой персонаж (воин с Апоколипса, родной планеты Новых Богов), но в ранних набросках уже можно обнаружить некоторое сходство с современной версией Кейт Кейн.
Однако это лишь верхушка айсберга под названием «образ Бэтвумен». Под костюмом же скрывалась другая сторона ее личной жизни: Кейт Кейн — лесбиянка и еврейка, которая вряд ли откажется отпраздновать Хануку в компании очаровательной дамы. Когда у Дэна Дидио — на тот момент ещё вице-президента и исполнительного редактора DC Comics — спросили «что же стояло за этим решением?», он ответил:
«У нас велись долгие переговоры по расширению вселенной DC через социальное разнообразие: мы хотели иметь ростер персонажей, намного эффективнее отражающий нынешнее общество и фанбазу. Одной из причин, по которой мы решили сменить ее ориентацию — это положение персонажа в Бэтсемье. Когда у тебя есть группа героев без суперсил, обитающая и работающая примерно в одном и том же округе и городе, всегда нужно помнить о различиях между ними. Для меня было крайне важным сделать так, чтобы каждый член Бэт-семьи чувствовался уникальным».
Мало от кого ускользнула злая ироничность ситуации: персонаж, изначально созданный для утихомиривания гей-скандала, был придуман заново и представлен как открытый гей. В конкретном случае — лесбиянка. Смелый и остроумный ход!
И даже СМИ не упустили своего шанса поговорить на эту тему: CNN и USA Today были в числе первых, кто подхватил эту новость. Более того, на роль Кейт Кейн в сериале для CW специально искали актрису-лесбиянку, и нашли Руби Роуз — настолько критично важным оказался этот аспект. В пользу Роуз играет еще и ее роль в сиквеле Джона Уика: она показывает, что Руби вполне может сыграть экшен-героиню.
Любопытный факт: татуировка на спине Кейт Кейн — морская звезда — хоть и ассоциируется с морской пехотой США, в 40-е и 50-е годы прошлого века использовалась лесбиянками и геями как тайный опознавательный знак «для своих».
В 2009 году случилось немаловажное событие — Кейт Кейн стала ведущим персонажем в серии Detective Comics. Начиная с 854 номера, сценарист Грег Рака стал писать сюжетную арку, в которой и поведал читателям тайны происхождения Бэтвумен. Нарисовал арку Джеймс Х. Уильямс III, без малого определивший визуальный стиль повествования комиксов о Бэтвумен на несколько лет вперед.
Примечателен он своим акцентом на двухстраничные развороты, с разбитием панелей под структуру логотипа Бэтвумен. Такой подход эмулировался многими художниками, впоследствие работавшими над комиксами о персонаже.
Во время очередного расследования деятельности «Культа Каина» (одно из учений внутри Религии преступности) Кейт выясняет, что ее сестра-близнец Бет Кейн (Beth Kane), считавшаяся мертвой, не просто жива, но и возглавляет этот самый культ как суперзлодейка «Алиса».
Видимо, творчество Льюиса Кэролла находит особенный отклик в сердцах Готэмских злодеев и авторов бэт-комиксов.
После того, как Бэтвумен напрямую столкнулась с Алисой и узнала правду, отношения Кейт со своим отцом разительно ухудшились, и она начала от него дистанцироваться, предпочитая работать в одиночку. Это напрямую связано с самим полковником Кейном, осознанно умалчивавшим знание о том, что Бет все это время могла быть жива.
После судьбоносного похищения жизнь Кейт сильно изменилась: отец спустя много лет женился на зажиточной даме по имени Кэтрин, а сама же мисс Кейн поступила на службу в армию США и дослужилась до звания «старший помощник командира», но была с позором уволена. Причиной послужили лесбийские отношения со своей коллегой по службе.
Увольнение подкосило будущую героиню, и она отправилась «во все тяжкие»: кутила в клубах, набила себе «морскую звезду» на спине, лихачила, познакомилась с Рене Монтойей и вскоре сильно поругалась с ней. Юная Кейт Кейн и дальше бы неслась по автостраде жизни, не задумываясь о существовании педали тормоза, если бы не судьбоносная встреча с грабителем, отбиваясь от которого она впервые увидела Бэтмена.
Девушка прониклась и вдохновилась этим образом, всем, что он символизирует и поняла: «под маской может быть кто угодно, даже я». Так она и осознала свое предназначение. Потратив два года на усиленные подготовки и поколесив по всему миру, Кейт вернулась в Готэм, будучи готовой целиком отдать себя защите невинных, и наконец-то примерила на себе красно-черный костюм с логотипом летучей мыши.
Впоследствие, она постоянно оттачивала свои боевые навыки и дошла до такого уровня, на котором может самостоятельно изобретать новые приемы. Даже сам Бэтмен, в своих попытках проанализировать личность и умения Бэтвумен признался, что у нее почти хватает сил его одолеть. Из-за долгой борьбы с Религией пареступлений, Кейт глубоко погрузилась в оккультизм и мистику, став главным экспертом бэт-семьи по всему паранормальному, а заодно одним из агентов Департамента экстранормальных операций (D.E.O).
Бэтвумен получает свою первую сольную серию
В 2011 году — спустя пятьдесят пять лет с момента создания — у Бэтвумен наконец-то появляется собственный именной онгоинг. На этот раз Джеймс Х. Уильямсон III не только рисовал серию «Batwoman», но и совместно с Уильямом Хейденом Блэкманом выступил автором сценария. Несмотря на то, что комикс дебютировал в рамках перезапуска вселенной DC New 52, он сохранил все привычные элементы биографии героини и продолжил историю, начатую в комиксе Грега Раки, уходя в еще больший оккультизм, символизм и мифологию.
Загибаем пальцы:
- Бэтвумен сражается с оккультной организацией «Медуза» (за ней стоит настоящая мифическая Горгона);
- Главари Медузы с помощью магии буквально дают жизнь городским легендам (убийца с крюком, Кровавая Мэри, Убийца Крок мутировал и стал сильнее похож на аллигатора, призрак утопленницы);
- Бэтвумен устраивает супергеройский тимап с полубогиней (Чудо-женщина), чтобы одолеть хтоническое существо («Мать монстров»).
Учитывая, что до этого почти вся карьера героини состояла из погони за культом, а также ее тесную дружбу с людьми-оборотнями, подобное расширение полномочий кажется весьма ожидаемым и логичным событием: не всем же членам Бэт-семьи гоняться за обычными (и не очень) бандитами и психопатами.
Впрочем, и на личном фронте не обошлось без драмы: Бетти Кейн впала в кому, но сумела из нее выкарабкаться, сменив супергеройское амплуа на «Хоукфайр»; Кейт примирилась с отцом, а также нашла свою любовь в лице детектива Мэгги Сойер и была готова заключить с ней брак.
К сожалению, согласно убеждениям Дэна Дидио (издателя DC Comics), «супергероям не положена счастливая семейная жизнь».
Авторская команда Уильямса и Блэкмана покинула комикс, так и не доведя до логического завершению свою историю и попутно оставив парочку сюжетных дыр. Их последняя арка рассказывала о том, как D.E.O, воскресив Бет Кейн, шантажировала Бэтвумен с целью наконец-то раскрыть тайну личности Бэтмена. Естественно, у них ничего не получилось, а Кейт в итоге не только примирилась с отцом, но и обрела еще большее уважение у Темного рыцаря.
Где-то между делом промелькнул намек, что детей у полковника Кейна было не двое, а трое — но зачатки сюжетной линии про брата Кейт как пришли из ниоткуда, так и ушли в никуда.
Дальнейшие приключения Бэтвумен лишились своего мифологического флера и стали куда ближе к стандартной супергеройской рутине. Случались и спонтанные инъекции чистейшей супергероики вроде полета в космос и разборок с готэмскими злодеями. Начиная с Detective Comics #934 героиня вновь заняла одну из ведущих ролей в рамках серии. По ходу комикса она успела пройти путь от полевого командира бэт-отряда до главы настоящей бэт-полиции, получить новый том сольного комикса (где возобновила отношения с Рене Монтойей), вновь проверить на прочность отношения с отцом (так и остались шаткими), а также убить (на самом дел — нет) Глиноликого, из-за чего произошла отдельная локальная драма.
О сути современной Бэтвумен и будущем на CW
Чем дальше приключения Кейт отходили от сюжетов, больше подходящих по духу какому-нибудь Hellblazer или любой другой мистической истории от Vertigo, тем менее самобытным становился персонаж. Несмотря на то, что истории про культистов редко выдаются удачными, у мисс Кейн получилось сделать это своей яркой фишкой.
У нее был уникальный и тематически обособленный от остальной бэт-вселенной уголок, со своим ростером персонажей и непростыми межличностными отношениями в весьма немалой семье.
Ей не нужна была сильная интеграция с Бэтменом: это все лишние отягощения и без того самостоятельного персонажа, лишь сильнее размывающие границы между весьма самобытным образом и «женской версией Бэтмена, которая чуть-чуть жестче, а еще она девушек любит».
Именно за этот аспект и стоило бы ухватиться сериалу от CW. Бэтвумен прошла немалый и весьма тернистый путь от второстепенного персонажа, отводящего внимание от скандальной ситуации — до прочно стоящей на своих ногах яркой и независимой героини, прочно укрепившейся на заслуженном месте в бэт-семье и вселенной DC. Остается надеяться, что присоединившись к обширному супергеройскому семейству телеканала, Batwoman не станет «просто женской версией Стрелы», а сохранит свою самобытность. Сбудутся ли эти опасения — узнаем уже очень скоро.
Источник