Исследование литературы ужасов для подростков

Исследование литературы ужасов для подростков

«Этой повести место не в кабинете учёного, а в комнате школьника, в час, когда с уроками покончено и скоро спать, а за окном зимний вечер»

Р. Л. Стивенсон

Пожалуй, именно эта цитата писателя наиболее подходит для начала статьи, посвящённой подростковой хоррор-литературе. Почему? Да потому что в ней выражены основные принципы данного жанра: отсутствие хоть какой-либо информационной ценности (хотя на этот счёт можно подискутировать), указание целевой аудитории и обещание атмосферного приключения, позволяющего на время убежать из реального мира.

Моё увлечение книгами началось именно с детского ужастика – тогда их называли так. Произошло это в начальных классах. Я уже перерос сказки (конкретно мне вместо них читали мифы и легенды Древней Греции и Рима, но сути это не меняет), однако «Остров сокровищ» ранее упомянутого Стивенсона или «Тарзан» Берроуза были для меня ещё тяжелы и скучны. Именно тогда родители принесли мне ЭТУ КНИГУ. Яркий рисунок на обложке, интригующее название, небольшой объём – то, что надо, чтоб заинтересовать среднестатистического школьника. Так я стал поклонником книг в жанре хоррор.

Прошли годы. Детские ужастики сменились более «взрослой» версией: Эдгар По, Говард Лавкрафт, Рэй Брэдбери, Стивен Кинг…

Почему же спустя столько лет я вновь решил вернуться к этой теме? Ответ прост – история циклична. Поколение, детство и юность которого выпали примерно на тот же период времени, что и у меня, сейчас выросло и начало делать свои произведения, отдавая дань уважения ярким моментам прошлого. Отчасти именно этим обусловлен успех сериала «Очень странные дела», обновлённой экранизации «Оно» Кинга и других подобных проектов.

Подбирая материал для новой статьи, я столкнулся с тем, что обложки старых ужастиков, детективов и фантастики куда более интересны, чем то, чем оформляют новые издания (за редким исключением). Это наблюдение вытянуло из омута памяти и ТУ САМУЮ книгу, с которой всё началось у меня. Судить книгу по обложке – что в прямом, что в переносном смысле, — не лучшее решение – мы все это знаем. Однако что делать, если в своё время именно обложка книги или видеокассеты определяла – возьмём мы её или нет?

Данное событие изменило вектор моих исследований – я забыл о прежней теме и начал сбор информации для новой статьи. Как выяснилось, тема с обложками старых книг – даже если ужать всё до одного жанра хоррора, — весьма обширна. Поэтому я решил несколько структурировать найденные материалы, и вместо одной статьи выдать целую серию. А в качестве отправной точки было решено взять как раз подростковые хорроры…

Point Horror, Р. Л. Стайн и К. Пайк

Как и многие другие вещи, по которым ностальгирует моё поколение, подростковый хоррор пришёл к нам с Запада. Во второй половине восьмидесятых издательство Scholastic Inc. решило запустить серию подростковых книг с уклоном в триллер и мистику. Вероятнее всего, этому поспособствовали фильмы-слэшеры – представители поджанра ужасов, собиравшие неплохую кассу.

Самая первая книга серии была переизданием Slumber party/«Пожар на вечеринке» Кристофера Пайка – и вышла она в 1985 году. К Пайку сразу же обратились с просьбой написать ещё что-нибудь для новой серии, а также параллельно начали искать для неё других авторов. Сложно однозначно сказать, чем был обусловлен выбор следующего кандидата, однако именно это решение помогло серии Point Horror выстрелить. Следующим кандидатом стал Роберт Стайн.

Сейчас в это сложно поверить, однако на тот момент Стайн был действительно странным решением. Хотя бы потому, что прежде он писал лишь юмористические рассказы и сценарии для детского ТВ-шоу. Согласно официальным источникам – такое предложение автор получил по знакомству и сначала отказался от него. Однако Стайна всё же смогли переубедить. Чтобы лучше понять, что от него хотят, писатель купил пару книжек в схожем жанре, прочёл их и принялся за работу. Результатом стала книга Blind date/ «Свидание вслепую», вышедшая в 1986 году. К этому же моменту и Пайк дописал свою вторую книгу – Weekend/«Выходные» или «Уикэнд».

Позднее к серии подтянулись и другие авторы, однако в отличие от Роберта Стайна и Кристофера Пайка русскоязычная аудитория не знает о них практически ничего. Хотя, если копнуть глубже, то и англоязычные читатели смутно помнят имена других авторов – не все смогли успешно выстрелить, как это сделала вышеупомянутая двойка писателей. Тем интереснее тот факт, что самыми популярными произведениями серии признаны всё же книги других писателей: Funhouse/«Парк аттракционов» Дайаны Хо, Camp fear/«Лагерь страха» Кэрол Эллис и The Lifeguard/«Спасатель» Ричи Танкерсли Кьюсик.

К большому сожалению, до русскоязычно читателя дошли лишь крупицы этой серии. Из всех произведений легендарной Point Horror издательство АСТ выпустило буквально несколько книг, в числе которых «Пожар на вечеринке» Пайка и «Подружка» и «Бойфренд» Стайна. Вышли они в известной многим серии «Ужастики» — той самой, которую запомнили по оформлению в виде пламени и свисающего глаза (а также по газетной бумаге, ужасной редактуре и другим малоприятным моментам, на которые тогда ещё неискушённые и непонимающие мы закрывали глаза).

Point Horror стала первой серьёзной ласточкой на небосклоне подросткового хоррора. За ней последовали аналогичные проекты других издательств – в их числе были и последующие произведения Роберта Стайна и Кристофера Пайка – более знакомые русскоязычным поклонникам.

В середине девяностых Point Horror пошла на спад. Это объяснялось смешением акцента издательства в стороны серии книг о Гарри Поттере, которые также выходили под эгидой Scholastic Inc. Позднее была попытка реанимировать серию, но достичь прежних вершин серии уже не удалось.

В 2019 году в авторитетном издании Variety появилась информация о готовящейся экранизации. Проект назван в честь книжной серии, однако экранизированы будут лишь произведения Роберта Стайна. Стоит учесть, что именно тогда же параллельно была запущена трилогия «Улица Страха» для Netflix — по его же книгам. Экранизацией Point Horror же займутся HBO Max и Lionsgate Television, которые прежде вместе сотрудничали над «Американскими богами» и «Эш против Зловещих мертвецов». Звучит многообещающе, однако на настоящий момент «Улица Страха» несколько лет как вышла, а о Point Horror больше не было никаких вестей. Но мы надеемся на лучшее.

Из более свежих проектов на эту тему — прошлгодняя экранизация книг Пайка «Клуб Полуночников» (также от Netflix). О ней я писал отдельно:

На этой ноте я закончу сегодняшнюю статью, однако напомню, что впереди ждёт ещё много всего интересного. Мы ведь ещё не обсудили дальнейшие проекты Стайна и Пайка, очень вскользь прошлись по ужастикам, изданным в России, совсем не упомянули фильм «Страшные истории для рассказа в темноте», не разобрались – как связана автор книги «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и отец Фредди Крюгера режиссёр Уэс Крэйвен, а самое главное – что же это была за книга, с которой всё началось в моём случае?

Так что – до ооочень скорых встреч!

#книги #хорроры

 

Источник

для, исследование, литературы, подростков, ужасов

Читайте также