Комикс The Many Deaths of Laila Starr — серия из пяти коротких комиксов, которую в 2021 году издавала компания Boom! Studios. Номинировался на премую Айснера в трех номинациях, но увы, недоубедил членов жюри. Но не меня! История мне невероятно зашла, и я горю желанием о ней рассказать.
В России историю издало ALPACA, за что им низкий поклон (отдельно за стоимость, книжку в мягкой обложке можно найти в пределах 500 рублей). Внутри можно полюбоваться альтернативными обложками для комикса и убедиться, что выбрана лучшая. А еще поклон переводчикам, которые славно потрудились, передавая внутренние монологи и сложные философские диалоги персонажей.
Приглашение на похороны
А начать ревью я бы хотела не с комикса… А со статьи Ольги Рябушкиной на «Сигме», которая попалась мне несколько лет назад. Назывался материал «Человек не умеет умирать» и строился на интервью с Кирой Онипко, филологом-фольклористом.
И говорит, что в современном обществе мы разучились принимать неизбежный уход, быть к нему готовыми. А ведь методики известны — всякие бабушкины «похоронные узелки», причитания, которые позволяют выплакать боль утраты и все такое.
Именно этот текст постоянно всплывал у меня в памяти, когда я читала «Лейлу», высокохудожественный рассказ, знакомящий со смертью чуть ближе, чем мы в повседневной жизни с ней соприкасаемся.
Об чем кино?
О том, что синяя многорукая богиня Смерть бессердечна. И тут ничего не попишешь — умерщвлять людей ее работа, и она неплохо с ней справляется целую вечность. Пока на земле не рождается Дарий, мальчик, который изобретет бессмертие.
Богиню за ненадобностью отправляют на пенсию на Землю, где многие, мягко говоря, ей не рады.
В теле 20-летней студентки Лейлы Старр, покончившей собой, богиня Смерть меняется. Умирая раз за разом, она становится все более… Смертной. И все глубже и тоньше понимает людей. Наш язык, ценность жизни.
Так вот, почему я вспомнила читанную довольно давно статью «Сигмы». В Мумбаи, где разворачиваются события, герои постоянно сталкиваются хм… со Смертью. Ходят на похороны, теряют близких, оправляют ритуалы и церемонии. И ты вместе с ними принимаешь незбежность конца, смиряешься с уходом дорогих людей.
«Другое дело…»
Меня буквально потряс разговор Лейлы с погребальным вороном, который питается рисом из жертвоприношений на берегу Ганга и уносит души усопших.
Лейла признается, что став человеком не смогла убить ребенка, из-за рождения которого перестала быть богом. «Другое дело», — философски бормочет птица. И Смерть соглашается — да. Другое дело.
Когда Лейла спрашивает, почему люди сочинили и исполняют сложные ритуалы вокруг смерти, ворон отвечает, что смертным принадлежит лишь эта часть ухода.
Таких разговоров будет много. На кислотной вечеринке. В морге, в перинатальном центре. На берегу Ганга. В полузаброшенном китайском храме. В заросшей мусором квартире ученого.
И к концу истории ты начинаешь безумно любить жизнь.
Продолжение следует?
Пока готовила материал и шерстила новости, узнала, что сценарист «Лейлы», индус Рам Ви («Болотная тварь» и куча других кулстори) и художние Филипе Андраде (сотрудничал с «Марвел» и DC) вновь объединились для создания новой истории. И она также развернется в индийском сеттинге.
Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, демон нанимает Мо, неудавшегося режиссера, чтобы он запечатлел невероятную индийскую кухню и людей, ее создающих. Анонсируется, что новой истории смертные сыграют куда более темную роль, чем они были готовы.
Лейла возвращается?
Пишите, рецензии на какой комикс в моем исполнении вы хотели бы почитать!