В первой части истории я охватил период с 1970 по 1989 годы прошлого века, а в этой части хотел рассказать об образовательных настольных играх для детей и взрослых, в которых упор делается не только на программный код, но и на робототехнику или программирование исполнителей.
Ралли и рикошет роботов
В 1994 году в издательство Wizard of the Coast пришел математик Ричард Гарфильд с двумя играми, которые он разрабатывал уже почти десять лет. Одна из них была карточная коллекционная игра Magic the Gathering, а вторая — игра про гонки роботов «RoboRally». Но в отличие от MtG игра про роботов показалась издательству слишком сложной, и потребовался еще год на ее доработку. Первое ее издание вышло в 1994 году.
Эта игра зародила жанр настольных игр с программированием действий, и ее можно считать первой игрой о реально программируемых роботах. Игра получила второе дыхание с выходом издания в 2005 году от Avalon Hill, где были чуть изменены правила и добавлены фигурки роботов. Это издание переиздавалось до 2016 года.
В 2016 году игра вышла под крылом Hasbro. В ней упростили правила, уменьшили размер игрового поля и сделали упор на фигурки и красочное оформление. Эта редакция не снискала большого успеха и не переиздавалась.
Все эти годы остается неизменной механика игры. У вас есть пять ячеек для программы вашего робота, куда вы выкладываете карты с командами перемещения. После этого все игроки одновременно пошагово исполняют программу для своего робота, перемещая его по игровому изменяющемуся полю. Кто первый и целый пришел к финишу, тот и победил в гонке. Минус игры — ее сложность. Рекомендованный возраст игроков — от 10 лет, но реально игра «заходит», начиная с 12-14 лет.
В 1999 году выходит игра «Ricochet Robots». Хоть это скорее головоломка, чем настольная игра о программировании, но она имеет неограниченное число логических решений, и она была рекомендована для применения в процессе обучения. У вас есть поле, состоящее из 4 частей в виде большой комнаты со стенами по периметру и участками стен на поле. На поле также нарисованы мишени разных цветов.
В начале игры четыре робота располагаются сверху поля. Цель головоломки — доставить робота определенного цвета к случайно выбранной мишени того же цвета. Проблема в том, что раз робот начал двигаться, он будет продолжать движение, пока не столкнется со стеной или другим роботом. Поэтому игрокам нужно найти последовательность движений для роботов, которая позволит доставить нужного робота к мишени за минимальное количество ходов.
К сожалению, игра с 2016 года не переиздавалась, и в настоящий момент ее можно найти только на барахолках.
Черепашки вперед!
История образовательного робота-черепашки отправляет нас назад в 1971 год, где инженер MIT Майк Петерсон представил робота, управляемого на языке Logo. Черепашка с ее простыми командами перемещения и рисования хвостом стала неотъемлемой частью обучения юных программистов и получила отражение как в Школьном Алгоритмическом языке в СССР, так и в среде программирования Scratch или в блочном язык.
Вдохновившись программируемой черепашкой, в 2014 году инженер из Google Дэн Шапиро запускает на Кикстартере кампанию по сбору средств на издание игры для дошкольников Robot Turtles.
В ней маленьким игрокам предлагалось задавать карточками программу для своего робота-черепашки и собирать кристаллы на игровом поле, где это же пытались сделать и другие игроки. Черепашки могли перемещаться и поворачивать, а также растапливать стены лазером и прыгать через них. Игра позиционировалась прежде всего для дошкольного возраста и была слишком простой для школьного возраста.
Позже игру выкупила компания Think Fun, которая издает ее до сих пор.
Приключения Битвы Големов, Прогероы и Такси в России.
Автор данного текста вместе с женой, покинув в 2013 году проект робототехнического конструктора «Роббо», решил закрыть «пробел» между Robot Turtles и RoboRally, создав игру для детей 8-12 лет. Три года изысканий и поиска издателей, и вот в 2016 году в России вновь образованным семейным издательством ПРОСТОРОБОТ была издана игра «Битва Големов», а в 2017 году свет увидело 2 издание игры.
«Битву Големов» мы позиционировали для младшего и среднего школьного возраста, и это была не гонка или сбор ресурсов, а турнир боевых роботов. В игру были добавлены циклы и условия, а также разрушаемое игровое поле, которое игрок задавал самостоятельно. Команды были оформлены в виде блоков блок-схем программы.
В 2017 году в России же увидели свет «Прогеры» от Банды Умников. В этой игре вам необходимо было собирать ресурсы на модульном многоэтажном поле на другой планете. Вам были доступны команды перемещения, телепортации и прыжка. Игра получилась интересной, но из-за последовательного выполнения больших команд игроками очень затянутой (от 40 минут).
Скажу честно, «Прогеры» и «Битва Големов» не были уникальными, так как еще в 2013 году свет увидела игра «Twin Thin Bots», где вам приходилось программировать роботов, собирающих кристаллы на другой планете. Только вместо карт команд это были жетоны. Я сам про эту игру узнал только в 2016 году.
Также для дошкольников на российском рынке была доступна настольная игра «Такси», изданная в 2014 году. В ней вам необходимо было прокладывать программу-маршрут для вашего такси по собираемому из карточек городу.
Чем порадовала последняя пятилетка?
В 2019 году свет я выпустил карточную версию «Битвы Големов»: «Карточная лига ПараБотов». В ней было игровое поле, собираемое из карт, и команды в стиле языка программирования и среды Scratch.
Также в 2019 году свет увидела игра-головоломка «Quirky Circuits». В ней вам нужно было пройти 21 уровень, программируя сообща на 2-4 человека четырех разных домашних роботов: от робота-пылесоса до повара. Проблема в том, что вы программируете одного робота, выкладывая программу для него друг за другом в закрытую и не зная, какую команду выложит ваш напарник. Поэтому итоговая программа может быть не той, что планировалась и вами, и вашими коллегами по игре.
В 2021, а затем в 2023 году последовательно вышли российские игры-головоломки «МАРИ и безумная фабрика» и «МАРИ на Марсе», где вам на сорока уровнях в каждой игре предстояло составить правильную программу для робота Мобильной автономной роботизированной разведки. По факту это была соло-головоломка, в которую играть большим составом можно было интересно только на занятиях.
В 2023 году вышло переиздание игры «RoboRally» от Renegade Game Studios, возвращающееся к исходным правилам из 1994 года, и из которой убрали попсовость и мультяшность, привнесенную Hasbro. В 2024 году вышла юбилейная версия к 30-летию игры, которая собрала в себя все существующие дополнения для нее.
Что сейчас доступно в России для покупки и предзаказов?
Кроме упомянутых «М.А.Р.И.» и «Прогеров», в апреле 2025 года мной готовится к изданию новая версия «Битвы Големов v.4.0».
Я совместил в этой версии игры всё лучшее из прошлых версий, команды на языке Scratch, а также добавил новые препятствия, времена года, модульную систему сборки и повреждений роботов и элементы из реальной робототехники: линии для перемещения роботов и QR-коды команд.
Из особенностей «Битвы Големов v4.0» отмечу наличие ботов, которые позволяют играть как в одиночку, так и добавлять компьютерных соперников при игре на 2–3 игрока. Более того, сейчас я работаю над тем, чтобы боты стали «умными».
Также я планирую адаптировать для игры все дополнения из предыдущих ее версий, включая книгу головоломок, и добавить методику для изучения промт-инжиниринга нейросетевых моделей, чтобы дети могли не задавать сами команды роботам, а написать своего «агента», который будет помогать им его программировать.
Изданные игры вы можете найти на маркетплейсах, а «Битву Големов v4.0» можно предзаказать на краудфандинге на площадке «Crowdrepublic» или на сайте моего издательства ПРОСТОРОБОТ.