Сегодня отмечается День медицинского работника. Современная медицина способна на многое, но на куда большее способна медицина в видеоиграх
Вы наверняка не раз отмечали несуразность лечения в любимых играх. Надо нарастить оторванную руку? Постой у стенки секунд 20 и всё пройдёт. Огнестрельное ранение? Вытащи пулю зубами, перебинтуй и беги дальше.
Понятно, что всё это условности, необходимые для комфортного и интересного игрового процесса. Если бы лечение было слишком реалистичным, то эта механика заняла бы всё время.
Вот представьте: вы, управляя главным героем, пошли в поликлинику, стоите там в очереди с бабками, пытаетесь объяснить врачу своё недомогание. Или в вас неожиданно выстрелили. Будьте добры, пролежите пару месяцев в больнице. Да и то не факт, что выживите. А полное восстановление уж и подавно гарантировать не станут.
Так как устроена механика лечения в играх.
Визуализация
Само здоровье в играх может быть изображено очень по-разному. У персонажа может не быть здоровья вовсе, может быть условные три сердечка, health bar с делениями или без них. Наиболее редкий вид – разделение здоровья по частям тела, как, например, в Call of Cthulhu.
Аналогично с визуализацией урона. Разработчики иногда придумывают что-нибудь необычное, но чаще всего это выглядит как вариации потемневшего экрана с кровавыми пятнами.
Встаём где-нибудь за углом, индикатор здоровья потихоньку восполняется и вот спустя 20 секунд мы уже готовы к новой перестрелке.
Разумеется, подобное увидишь не всегда и не везде.
Раньше игры работали несколько иначе. Игроку предоставляли возможность избежать любого нападения или противостоять ему. Из этого следует, что герою незачем наличие большого количества ХП, ведь тогда игра будет простой и неинтересной. Кодзи Игараси в своё время говорил, что программист должен быть в состоянии победить своего босса без получения урона, прежде чем передавать его в финальную версию.
Тем не менее право на ошибку разработчики оставляли. Возьмём того же Марио. У героя небольшой запас здоровья, но он всё равно сможет пережить случайное попадание на врага или падение в бездну. Если игрок не может обойтись выделенным резервом, то ему невольно приходится изучать карту, поведение противника и прочие элементы игры.
Геймдизайнеры не ожидают, что вы играете отлично, поэтому шкала здоровья дает вам немного свободы действий.
Но потом появилась такая штука как hitscan-оружие. Это когда атака противника моментально наносит герою урон. А если игра автоматически отбирает здоровье, то будет честно возвращать его обратно.
Популяризировала эту систему игра Halo, где щит героя чинился сам. Но здоровье всё равно было необходимо восстанавливать с помощью медкомплектов.
Что касается аптечек, то эта механика побуждает игрока к принятию решений. Банально к решению вопроса о том, сколько купить или изготовить аптечек? А ведь чтобы их скрафтить нужно найти нужные ингредиенты, что, в свою очередь, подталкивает на исследование мира.
Аптечки могут принимать самую различную форму: от еды до таблеток и быть либо переносными, либо стационарными.
Стационарные тоже делятся на виды. Одни лечилки можно найти на карте, как в грибы в Марио или крысы в Vampire Masquerade Bloodlines. Другие представляют из себя станции лечения, как в Doom. В игре есть и обычные аптечки, но стационарные дают больше ХП, что мотивирует игрока на их поиск и использование. А в Max Payne, чтобы оставаться в форме, нужно сначала найти болеутоляющие, обычно они находятся в шкафчиках ванных комнат, а потом применять их по необходимости.
Переносные медкомплекты размещаются в инвентаре и их количество ограничивается исключительно возможностями рюкзака. От разнообразия видов разбегаются глаза: от еды и зелий в RPG до комичных элементов в духе трубок с табаком из Postal.
Вернёмся к автоматической регенерации, которую впервые полноценно ввели в Call of Duty. Как я уже упоминал, нужно всего лишь уйти с линии огня и постоять в стороне пару секунд.
Такая система имеет свои преимущества. Во-первых, она подталкивает игрока на более рискованное прохождение. Например, перед встречей со следующим боссом вы будете уверены, что у вас максимальное здоровье.
Тем не менее получение травмы теряет смысл в долгосрочной перспективе. Не имеет значения, насколько вы аккуратны и осмотрительны в игре, насколько хорошо играете — всё это сглаживается до следующей встречи с противником.
Но ряд игр решает и эту проблему. Так, в Far Cry 2 появилась сегментированная шкала жизни. Игра позволяет регенерировать лишь одну секцию, остальное нужно восстанавливать с помощью аптечек.
А если вам предстоит серьёзный бой, то в локации вы обязательно найдёте увеличенное количество медикаментов. Подобный кэшбэк может быть вписан в геймплей и более интересно. Вернёмся к Doom, где мини-капсулы с живительным содержанием являются вознаграждением за тип взаимодействия с миром. В этом случае за убийство вблизи. Одним словом, чтобы получить здоровье, игрок должен подвергнуть своё здоровье риску.
Очки здоровья могут быть использованы иначе. В Bloodborne их можно потратить на пули, а в Binding of Isaac нужно навредить себе, чтобы пройти через некоторые двери.
Проблема в том, что во многих современных играх система автоматической регенерации используется по умолчанию, а геймплейных решений этого вопроса, которые заставляют игрока действовать иначе, не сказать чтобы очень много.
Но где же все врачи?
Мы поговорили о лечении главных героев играх, но меня удивляет, почему персонажи постоянно делают это самостоятельно.
В некоторых играх для лечения можно использовать окружающих NPC. В GTA это проститутки, в Prey – дроны, а в Far cry – наёмники.
Есть и врачи, правда чаще всего они представлены в качестве злодеев. Большинство из них отношения к медицине имеют очень посредственное, а называют их докторами, вероятно, из-за соответствующей учёной степени. Это, например, Доктор Эггман из «Соника» или Нео Кортекс из Crash Bandicoot.
А вот Доктор Биркин из серии Resident Evil причастен к медицине даже больше, чем следовало бы. Он разработал вирусы, которые превращают людей в мерзких тварей. Впрочем, персонаж и сам со временем становится одной из них.
По сюжету Биркина расстреливают, но он успевает вколоть себе сыворотку, превратившую его в огромного монстра. Таким образом, и при жизни, и при смерти наш доктор умудряется вредить этому миру.
Доктор Зед из серии Borderlands совсем не злодей, но назвать его врачом в привычном понимании тоже нельзя.
Зед потерял свою медицинскую лицензию по неизвестным причинам, но продолжает врачебную практику. В цивилизованном сообществе эта практика вызвала бы много вопросов. Доктор проводит большую часть времени в лазаретах, измельчая трупы для неизвестных целей. Но поскольку он живёт на планете Пандора, подобные мелочи никого не волнуют.
Персонаж довольно противоречивый. Он весьма вежлив, помогает людям, юморит, но порой использует сомнительные методы лечения и создаёт опасных монстров.
Аналогичная ситуация с Людвигом из Team Fortress 2. Это довольно опытный медик, который, как и предшественник, лишён лицензии. Однажды доктор украл скелет своего погибшего пациента.
Наклонности медика не особо проявляются в самой игре, ведь она является мультиплеерной. Главное – он способен лечить и убивать, а остальное не так важно.
Доктор Чаквас из серии Mass Effect на фоне предыдущих персонажей выглядит довольно странно, ведь она вполне законно и качественно следит за здоровьем экипажа в медицинским отсеке корабля «Нормандия».
Диалоги с персонажем построены весьма изобретательно. Её интересно слушать, особенно когда она налегает на бренди.
Игры в медицине
Медицина – одна из немногих сфер, которые не только отображаются в играх, но и отображают их.
Многие учёные верят, что в ближайшем будущем специализированные видеоигры смогут заменить некоторые лекарства.
Сейчас такие проекты уже есть и активно применяются. Один из таких – Body Brain Trainer (BBT). Игра показывает пациенту символы на экране и просит выбрать один из них с помощью движений своего тела. По замыслу разработчика, одновременная ментальная и физическая работа приносит гораздо больше пользы, чем работа над одним из аспектов.
Другой проект под названием Labyrinth подразумевает технологии виртуальной реальности. Пациент надевает шлем, становится на беговую дорожку и гуляет по улицам города, который постепенно немного меняется. Игра тренирует память и в перспективе может быть использована для людей с болезнью Альцгеймера.
Для интересующихся нашёл сборник медицинских приложений-игр. Будет полезно и в качестве общего развития)
Вот так мы плавно вышли в реальную жизнь к серьёзной теме об использовании видеоигр в медицине.
Какие выводы можно сделать?
Как и всегда: игры – это не мимолётное глупое развлечение (по крайней мере не все), а важная и весомая часть нашей жизни. Хороший симбиоз может действительно изменить жизнь людей в лучшую сторону.
Играйте в игры, наслаждайтесь ими и не забывайте о своём здоровье!
Если статья была вам полезна или просто понравилась, то буду рад любой поддержке. Я, кстати, веду свой телеграм-канал с ежедневными рубриками, подписывайтесь!