Готика 1: старая классика в новом исполнении

Готика 1: старая классика в новом исполнении

Если бы в детстве меня спросили про любимую серию игр — я бы сказал — Готика. Тем забавнее, что играл я тогда только во вторую часть. Третья на моём ведре дико тормозила, найти же первую ни на Балке (Харьковский книжный рынок, а в те времена ещё и крупнейший в городе центр торговли пиратскими дисками), ни на в DC хабах не получилось. Потом настали времена дешёвого Интернета, но у меня они совпали с началом взрослой жизни, а каждый раз, когда у появлялось свободное время, находились ещё не пройденные Mass Effect и Dragon Age. В общем, знакомство с первой частью я откладывал почти 20 лет, но словив рекламу ремейка я понял — пора! Сейчас или никогда! И теперь мне есть что сказать по поводу это, без сомнения выдающейся, игры.

Основная проблема трёхмерных ретроигр тех лет — графика. Красиво старятся игры с вычурным дизайном, вроде Психонавтов. Игры же, косящие под реализм, выглядят ужасно чуть менее, чем всегда. Готика 1 как раз входит в это “чуть менее”. Я не знаю как и почему, но размытые текстуры и угловатые модели не так уж сильно режут глаз. Каким-то образом, всё это собирается в цельную картинку и воспринимается как своеобразное лоуполи. Кроме того, к игре есть мод для DirectX 11, который правит освещение, тени и дальность обзора, за что его разработчику большое спасибо. Есть и текстуры высокого разрешения, увы, они не оригинальные, хотя некоторые сборки довольно похожи на оригинал.

Но вот управление… В программировании есть правило — не изобретай велосипед. Управление Готики не похоже вообще ни на что. Мало того, что в игре 2 режима (мирный и боевой), так ещё и куча странных решений. Например, если вы попробуете скорректировать направление бега через a или d герой остановится и сделает один шажок в сторону. К местным прыжкам тоже надо привыкать. По началу я просто боялся прыгать, потому что летит гг хрен знает куда, а падение — убивает. А в бою, чтобы наносить удары, нужно ЗАЖАТЬ лкм и потом жать кнопки направления: w — прямой удар, a и d — боковые, s — блок. Без зажатого лкм те же самые кнопки позволяют делать увороты.

Интерфейс — вообще песня. Хуже инвентаря ещё поискать. Даже Морровинд был не на столько ужасен в этом плане. А уж окно торговли! Хорошо ещё, что торговать в игре нужно не так уж часто.

Отдельный разговор — боевая система. Она прекрасна и ужасна одновременна. Прекрасна в боях один на один. Разработчики не поленились прописать уникальные паттерны поведения каждому существу. Есть куча опций, вроде отмены прямого удара в боковой, финты, увороты… Но, когда дело доходит до драки с толпой, выплывает основная проблема боёвки: она таргетированная. Вы можете нанести удар только тому мобу, в которого целитесь. Ни раз и ни два у меня были ситуации, когда выделенный волк отскакивал, а мой удар попадал на его собрата, который не получал урона, хитстана и откусывал гг пол ноги. Приходится как-то отманить монстра от стаи, чтобы забить его 1 на 1, потому что против толпы шансов нет. Зачастую, это достигается за счёт кривого ИИ, застревающего в трёх кочках. Фанаты называют это Готик-экспириансом и считают не багом, а фичей.

Есть в первой части фирменная фишка серии: симуляция жизни. Вечером местные сидят у костра, ночью расходятся по домам. Попробуете залезть в чужой дом — хозяин с вас шкуру спустит. И даже не думайте доставать оружие в людном месте: бить вас будут всем колхозмом. Реализм!

Если оставить в покое устаревший геймплей, то игре есть, чем удивить. Сам сеттинг — уникален. По сюжету местный король решил накрыть тюремную колонию рудокопов магическим барьером, дабы предотвратить саму возможность побега. Но что-то пошло не так, барьер разросся, и накрыл не только заключённых, но и самих магов. Зэки быстро захватили власть и поставили королю условие: руда в обмен на ништяки из внешнего мира (включая баб). Король согласился… Сказать, что Долина Рудников недружелюбна — значит ничего не сказать. В первые 5 минут гг сбрасывают со скалы в озеро, а стоит ему выплыть, как местные немедленно его избивают, чтобы знал своё место. Возле первого лагеря стражник задал идиотский вопрос, будут ли от гг проблемы. На это я решил сострить, что собираюсь взорвать замок и был немедленно избит ещё раз. А потом ещё, за то, что решил не платить местному рэкетиру. В Новом Лагере я согласился разок разнести воду фермерам, после что мне заявили, что это теперь моя работа и должен делать это каждый день. Конечно, я забил. Догадайтесь, что было дальше. Игра сурова, но именно эта суровость подкупает. Желание перестать быть шестёркой и как-то улучшить своё положение — гораздо больший мотиватор, чем письмо, которое нам нужно доставить магам. К магам нас, кстати, не пускают, потому что они живут во Внутреннем Дворе, куда вход есть только у блатных (“призраков”) из Старого Лагеря. Или курьеров Магов Воды из Нового. Или наркокурьеров из Болотного. Все три лагеря (гильдии) сильно отличаются друг от друга: в Старом действует жёсткая иерархия и подобие порядка. Местные смирились с тем, что никогда не покинут колонию и просто торгуют рудой с Внешним Миром. Обитают здесь бандиты и маги огня. В Новом Лагере царит анархия, здесь обосновались воры, наёмники и маги воды. Последние надеются добыть достаточно руды, чтобы подорвать Барьер и выбраться на свободу. Болотники же основали хипстерскую коммуну, где целыми днями курят траву и молятся некому Спящему, в надежде, что он выведет их на свободу. У каждого лагеря свой стиль, свои порядки, свои интересные личности…

Увы, после вступления в гильдию хорошее заканчивается. Казалось бы, письмо, ради доставки которого мы столько сделали — важно, но нет. Нас поблагодарят и отошлют подальше. Весь первый акт с точки зрения сюжета не имеет никакого смысла. Дальше — хуже: в какую бы гильдию вы не вступили — вас пошлют помогать болотникам. А потом — магам воды. Сюжет абсолютно линеен и неважно какие решения вы принимали. Формально вы можете идти куда захотите. Фактически в игре практически нет несюжетных мест. Да и попасть куда-то раньше времени не выйдет: местные монстры будут вам не по зубам. И побочных квестов нет: все остались в первом акте. И баланса тоже: начиная со второго акта денег становится столько, что их некуда тратить. Остаётся только идти по рельсам и побеждать древнее зло. Сам не победишь, никто не победит. Плавали, знаем. Сбор n артефактов, мега-меча и огромное финальное подземелье прилагаются. Не сказать, что всё совсем плохо: есть интересные моменты, но контраст между великолепным первым актом и так себе всеми остальными слишком силён.

И теперь я готов ответить на вопрос, стоит ли играть в первую часть сейчас, в 2023 году. Пожалуй нет. Не потому, что это — плохая игра. Просто есть Готика 2, которая лучше во всём. Во всём кроме одного: атмосферы тюремного фэнтэзи. И если вы хотите почувствовать себя правильным мужиком, попробовать похлёбку из жуков и толкать травку наёмникам — Долина Рудников ждёт вас!

 

Источник

Готика, исполнении, классика, новом, Старая

Читайте также