Компьютерные игры уже давно стали частью современной культуры, и если для консольного гейминга с девайсами все понятно — для каждой отдельно взятой платформы гейпады одинаковы (у Xbox свои, у PS свои) и со временем эволюционирует только их размер, так как средний возраст игрока постоянно увеличивается, то с девайсами для ПК все не так однозначно.
Очень часто люди «ведутся» на маркетинг и приобретают, якобы, вещи предназначенные для комфортной игры, а получают нефункционального кота в мешке. На рынке давно сложилась ситуация, в которой производители стараются играть на незнании собственных потребностей пользователя.
Мышь — есть неотъемлемый атрибут любой ПК-игры, за исключением гоночных симуляторов, и без нее не обойтись. И тут фантазия дизайнеров поражает воображение. Почему дизайнеров? Потому что представленные продукты часто имеют мало общего с продукцией, в создании которой участвовал геймер или, хотя бы, толковый инженер.
Стоит сразу сказать, что в рамках игровой индустрии специализированные мыши можно разделить, условно, на две категории: ММО-мыши и все остальные.
ММО-мыши
Очень часто ММО-мышь путают с мышью, для, например, шутеров, что выглядит крайне нелепо, так как задачи перед ними ставятся абсолютно разные.
Типичная современная ММО-мышь от Razer
Если задуматься, то конкретно в приложении к ММО такое количество программируемых клавиш имеет смысл, хотя, на мой взгляд, их смело можно было бы сократить до 4-8. Задача этой мыши — снять нагрузку с левой руки, лежащей на клавиатуре, и перевести часть нагрузки на управление персонажем — использование умений и заклинаний — на руку правую, являющуюся для большинства людей основной.
Можно ли назвать ММО-мышь геймерской?
По факту — лишь частично, потому что ее функционал применим для конкретной, узкой области, да и то, местами, сомнителен.
Но среднестатистический потребитель попадает в капкан заблуждения «больше кнопок — лучше», хоть он и не играет в ММО, что в итоге приводит к тому, что уже через пару месяцев он бы с радостью поменял эти 12 маленьких кнопок на две большие, возможно, даже по разные стороны мыши, а не на одной.
Мышь для шутеров
Фактически, какого-либо стандарта мыши для шутеров не существует, однако, можно выделить ключевые требования:
- Высокая точность сенсора — гарантирует четкую интерпретацию ваших действий без «смазывания» и рывков.
- Настраиваемое разрешение (DPI) позволяет «подкрутить» изи в один клин изменить чувствительность мыши, например, для разного вида вооружений
- Быстрый и мягкий скролл — гарантирует быстрое переключение на другое оружие без нажатия кнопок на клавиатуре. Справедливо для моментов, когда вы не можете снять палец с одной из кнопок, управляющей движением вашего персонажа.
- Четкий и легкий клик — любая задержка в стрельбе может быть фатальной. Поэтому четкий, но в тоже время легкий клик с малым шагом может помочь вам перестрелять противника до того, как он вышибет вам мозги.
- Приемлемый размер — параметр исключительно индивидуальный, но в последние годы производители стремятся к некой унификации габаритов мышей, потенциальными покупателями которых могут стать игроки в шутеры. Почему? Существует два различных вида «хвата мыши»: «полный» и, так называемый, «когтевой». Используется он, примерно, 50/50 среди игроков и если человек с полным хватом может как-то приспособится к не слишком громоздкому девайсу, то поклонники «claw grip» никогда не получат контакта пальцев со столом на слишком массивных мышках.
- И, как еще один спорный момент — вес. Это критичный параметр для геймеров, играющих на невысокой чувствительности, так как у них увеличена нагрузка на правую руку из-за большего кол-ва движений мыши и больших дистанций. Так же, кроме усталости, высокий вес мыши на небольших уровнях чувствительности грозит «смазыванием» и инерцией курсора в ходе прицеливания.
Сейчас можно с улыбкой вспомнить «GAMING MOUSE x7» от a4tech. Для своего времени они на самом деле были неплохи, но достаточно быстро морально устарели. Например, знаменитая кнопка двойного и тройного клика, которая, по мнению разработчиков конкретно этой линейки, а так же многих других девайсов середины-конца нулевых, должна была дать преимущество над противником в стрельбе.
На самом деле, эти кнопки были абсолютно бесполезны и неудобны в использовании, во всяком случае, в шутерах, для которых они, якобы, и создавалась. Зато было очень удобно нанимать большое количество войск в «Казаках».
У некоторых может возникнуть вопрос, почему я говорю о точности и «смазывании» сенсора?
Наиболее явно эта проблема проявляется при игре на низкой чувствительности мыши, когда игрок пытается выцелить конкретную щельпиксель. Мыши с бюджетным железом часто вообще не реагируют на движение, либо же наоборот, при минимальном касании (просто если пошевелить пальцами) курсор может съехать на несколько фатальных пикселей, либо же вообще просто дернуться ни с того, ни с сего.
Конкретно «шутерной» мышью можно назвать достаточно много моделей без лишних «свистков»: Zowie ec2 Evo, SS sensei, ss kana v2, Razer Diamondback 2015, Roccat Lua, так же, кому-то может приглянуться эргономичный вариант Razer DeathAdder 3500. Почему именно эти? Очевидно, у ни есть огромное преимущество в виде простой формы и наличия проводного соединения.
О R.A.T. поговорим отдельно
Возможно, меня сейчас забросают помидорами, но я почти не воспринимаю продукцию MadCatz, а конкретно линейку RAT, как мыши вообще. И сейчас объясню, почему.
Когда ты смотришь на мышь RAT, изначально испытываешь восторг смешанный с вопросом «что ты такое?».
Так как MadCatz производитель достаточно молодой, то и выбрали они наиболее агрессивную политику продвижения «больше функционала богу функционала!». Да, мыши этой компании можно подстроить под свою руку, изменить вес при помощи грузиков, убрать или добавить подставку под пальцы. Конкретно из-за этого мыши RAT превращаются в «универсальный инструмент», почти как швейцарский нож. Вроде, в нем есть все, а ничего выдающегося нет.
Я держал в руках много разных мышей, начиная от шариковой и заканчивая теми же RAT и могу сказать: усложнение конструкции — это не лучший вариант.
Потому что переплачивает пользователь в первую очередь за конструкцию, когда как в том, что требуется от мыши в первую очередь — четкая передача движений руки, ничем продукция MadCatz от других не отличается и местами даже проигрывает.
Возможно, кто-то готов отдавать немалые деньги за то, чтобы держать в руках мышь, глядя на которую хочется вскрикнуть «трансформируйся!», и в этом нет ничего плохого, но объективно 70% того, что заложено в нее, никогда вам не пригодится. А смысла в наличии функционала просто ради наличия, а не использования, банально нет. Потому что за всеми этими «конструкторами», «подставками» и раздвижками размера потерялось то, что реально может пригодиться: например, большая надежная боковая кнопка, которую можно использовать для включения войс-чата.
Вывод
Для игр, если вы всерьез ими увлекаетесь, может подойти что угодно, даже офисная Logitech. Но если вы собираетесь купить что-то «геймерское», то всегда стоит задавать себе вопрос: «во что я буду играть?». И уже исходя из этого стоит подбирать девайс по руке.
Единственное, что можно сразу же исключить из «геймерского клана» — это беспроводные мыши. Просто хотя бы потому, что она может банально сесть во время онлайн-игры, не говоря уже о небольшой, но чувствительной в некоторых случаях задержке.
С дополнительными кнопками и функциями все тоже достаточно просто: если вы за 30-60 секунд не можете сходу назвать роль кнопки в будущем, то вряд ли вы вообще когда-нибудь сможете придумать, как ее использовать. Поэтому не стоит гнаться за универсальностью и прочими, не нужными вам «свистками», ведь мышь, она как обувь — должна быть комфортной и по размеру.