Данный жанр литературы существует с начала девятнадцатого века. Однако свои привычные очертания он приобретает в конце позапрошлого столетия, а в течение двадцатого века формируется окончательно. Его суть — повествование после некой катастрофы, разрушившей все достижения человеческой цивилизации.
Причины могут быть разные: ядерная война, вторжение пришельцев, пандемия неизвестной болезни и тому подобное. В каждом произведении демонстрируется, как человек приспосабливается к последствиям какого-либо катаклизма.
Самым популярным вариантом является зомби-апокалипсис. Его причиной служат либо внеземной вирус либо «исследования» военных. Например, в фильме «28 дней спустя» демонстрируется жуткий вариант бешенства. Данная кинокартина являлается первой, где показывают бегающих зомби. Есть мнения, что если бешенство мутирует, то заражённые могут стать такими же как в том фильме. Аналогичная ситуация с кинокартинами «Война миров Z» и «Поезд в Пусан». В них зомби не мёртвые разлагающиеся трупы, а молниеносные распространители инфекции и смерти. Однако больше всего проблем возникает от других выживших.
Примером служат Охотники, Каннибалы и Бандиты из первой части TLU, а также группировка культистов, именуемая Серафитами, и ВОФ из второй части TLU. На протяжении прохождения обеих частей игрок чаще всего конфликтует с другими людьми, нежели с заражёнными, которые должны быть главным врагом в этой игровой вселенной. Разберём группировки по подробнее.
Охотники – группа людей, отлавливающая случайных путников и отбирающая у них всё, а потом убивает их. Каннибалы поступают ещё хуже – съедают других людей. Во второй части игры появляется религиозный культ, который под предлогом «очищения» жестоко подвешивает пойманных и вспарывает им животы.Ещё на примере Льва и Яры становится ясно, что они жестоки даже к себе подобным, если те не соответствуют их нормам. У ВОФ с этим дела обстоят относительно лучше, но они представляют собой воинствующую группировку, враждебную к чужакам и убивающая последних без колебаний. Вдобавок, в конце игры TLU 2 становится понятно, насколько страшен фанатизм обеих группировок.
Снова неутешительный вывод – самый опасный враг для человека он сам.
С зомби разобрались, теперь переключимся на ядерную войну. На эту тему уже есть известные серии игр «Fallout» и «Метро 2033». И там и там мировые державы обмениваются ядерными зарядами, превращая мир в непригодную для жизни пустошь. Выжившим приходится бороться за редкие ресурсы и отбиваться от новых представителей новой «флоры и фауны», а также от других выживших. С последними приходится сталкиваться персонажам игр, фильмов или книг чаще всего. Две трети конфликтов происходят с другими людьми, а не «новыми животными».
Например, в книге «Метро 2033» приходилось иметь дело с местными нацистами, а также религиозным культом Червя, возглавляемым бывшим студентом философского факультета. Последний считал, что человечество должно быть «перезапущено» через новую «религию», практиковавшую каннибализм по отношению к «плохим людям», запрет всех технологий и тому подобное. Человек опять оказывался самым главным врагом для человека.
Вдобавок, вместо ядерного оружия может использоваться и квантовое, как в предыстории вселенной Хищных Городов Филиппа Рива. Там, после так называемой Шестидесятиминутной Войны человечество утратило все свои достижения науки и технологий. После этого началась так называемая эпоха Черновековья – аналога Средних Веков. В течение той эпохи планета изменилась до неузнаваемости. В Европе появилось множество вулканов, а Северная и Южная Америка оказались разделены проливом, а на месте США и Канады теперь так называемый «мёртвый континент», представлявший собой радиоактивную пустошь.
Столь мрачная эпоха закончилась с переизобретением двигателя внутреннего сгорания. Через несколько столетий после данного события появляются первые движущиеся города,а ещё века спустя начинаются события Тетралогии Хищных городов.
А ведь всего этого не случилось бы, если бы у людей хватило ума не применять столь мощное оружие. Возможно, тогда бы ко времени повествования упомянутых книг люди давно бороздили космические просторы, а не боролись за всё уменьшающиеся ресурсы. Страшно представить, что решение элиты планеты может сильно изменить ход человеческой истории.
Аналогично и с темой про вторжение инопланетян. За примером далеко ходить не надо – «Война миров» Герберта Уэллса. Там в одном из моментов паники из-за триподов начинаются грабежи, что показано глазами брата главного героя, который спасает пару женщин от грабителей. Даже от пришельцев не ожидаешь такого вреда, как от человека.
Снова вывод, что люди – самые жуткие существа, которые могут существовать в данном жанре,а их самая опасная черта – непредсказуемость. Говорят одно, а что собираются сделать – не узнаешь, пока не проверишь на собственной шкуре.
И так в каждом произведении подобного жанра. А самое жуткое в том, что по вине человека происходят катастрофы подобного масштаба. И неважно, что может быть причиной – политические амбиции или что-либо ещё. Даже если человечество не будет причастно к «Страшному суду», поведение выживших может шокировать даже самых отмороженных людей, как показано в TLU 1 и TLU 2.
Хоть статья получилась маленькой, но суть ясна – человек является самым страшным существом на планете. Он способен испепелить Землю при первой возможности. Даже если люди не будут причиной разрушения своего родного мира будь то вторжение пришельцев или пандемия, то во всех этих ситуациях следует остерегаться ,в первую очередь, самих людей.