Ностальгический пост о книгах юности: от «Меча без имени» до «Стальной крысы»
Если меня спросят, что самого крутого я прочитал в средней школе, я не раздумывая назову «Робинзона Крузо». Сознание молодого парня занимали приключения и девочки, а скучные романы великих русских писателей про ужасы войны и их ПТСР знойным летом читать не хотелось вовсе, поэтому когда главный хит Даниеля Дефо был проглочен, я ненадолго впал в уныние.
Родители нашли нестандартное решение — несмотря на богатую крутой «взрослой» фантастикой библиотеку, мне подсунули ярко оформленную книгу «Меч без имени», которую я проглотил буквально за неделю. С этого началось моё знакомство с миром фэнтези-лайт, если хотите — легко написанных романов, доступных для молодого человека и не требующих полного погружения.
Постараюсь рассказать про несколько образчиков этой фантастики и вспомнить, за что я их полюбил. Без сложных выводов, потому что их и у авторов не было.
Первая книга, с которой началось моё повальное увлечение литературой такого толка, использовала классический финт с «попаданцем» — в руках главного героя, забредшего на фестиваль-реконструкцию средневековой баталии, оказывается меч, который переносит его в мир волшебников, ведьм и шепелявых драконов.
Трилогия про лорда Скиминока, ревнителя и хранителя, шагающего во тьму, тринадцатого ландграфа Меча Без Имени влюбила меня в полный лёгкого юмора и любви к каламбурам авторский стиль Белянина. Автор не использовал витиеватых описаний природы на несколько страниц, а герои в своей речи не ударялись в пафос и разговаривали так, как говорят люди в реальной жизни — такое для меня было в новинку.
Приключения Андрея (параллель с автором очевидна), его туповатого оруженосца Бульдозера, вредного пажа Лии и ведьмочки Вероники стали ниточкой, потянув за которую, я увяз в подобной литературе на несколько беззаботных лет, практически полностью задвинув школьную программу и раз за разом возвращаясь в этот мир.
Кстати, трилогия про Меч удовлетворила не только мою страсть к приключениям. Спустя пару десятков лет уже не восстановить: то ли автор излишне фиксировался на описании пышных форм некоторых обитательниц этого мира, то ли мой ещё неокрепший, но уже потонувший в тестостероне мозг молодого мужчины дорисовывал то, на что Белянин только намекал. Так или иначе, стоило мне вспомнить имена Танитриэль и Катариады — в голове ожили живописные и очень подробные изображения. Такой вот я впечатлительный.
Почему понравилось: впервые в сознательном возрасте я прочитал произведение, автор которого говорил на родном мне языке, смешно шутил и описывал вещи, которые раньше я видел только в журналах, но никак не в книгах.
Если вы думаете, что тема «попаданцев» в списке на этом закрыта, то вы плохо себе представляете современную русскую фантастику. Следующий лот в нашем рейтинге — сколько-то-логия «Тайный сыск царя Гороха», в которой в фэнтезийный мир отправляется не абы кто, а младший лейтенант милиции.
Ещё одна жемчужина в писательской карьере Белянина, цикл про сыск на просторах тридевятого царства сегодня, к моему удивлению, насчитывает десять (!) книг. Причиной этому стала выбранная вселенная — главный герой попадает не в абы-какой мир, а в условную «Русь времён царя Гороха», со всеми вытекающими в виде персонажей, мотивов и локаций из традиционных русских сказок.
Конечно, всё это было щедро приправлено уже знакомым юмором, который не нужно искать с лупой между строк. Расследования размещённого на временную дислокацию в избе Бабы Яги мента Никиты, хоть и не стали для меня откровением, но подарили с десяток моментов, когда я удовлетворённо хрюкал от смеха и отправлялся перечитывать несколько последних страниц.
Почему понравилось: Белянин успешно паразитировал на русском фольклоре сильно раньше появления мультиков про Алёшу Поповича и фильмов про последнего богатыря.
Первое фэнтези, которое не пыталось подмигивать читателю каждые несколько страниц, в моей жизни появилось в виде произведения Дмитрия Казакова «Я, маг!». Герой книги, жаждущий знаний и изо всех сил желающий стать могущественным волшебником, прибегает к помощи проклятого артефакта — книги, которая открывает ему секреты запрещенных и очень опасных ритуалов, но взамен высасывает жизненные силы и периодически требует жертвоприношений.
В этом произведении, по сравнению с предыдущей прочитанной литературой подобного толка, заметно вырос масштаб и ставки — автор не стеснялся убивать героев направо и налево, а повествование вместо местечковых конфликтов, решающихся несдерживаемой удалью главных героев и банальным фартом, рисовало картины масштабных баталий, внутренней борьбы героя и его роста на протяжении многих лет.
Описание магии, её разрушительной и всепоглощающей силы, находило во мне отклик и потому, что параллельно я с огромным энтузиазмом играл в любые компьютерные игры, до которых дотягивались руки, начиная с Lineage II и заканчивая третьими «Героями». Поэтому, когда автор начинал рассказывать о призыве элементалей разного толка, я ловко заменял их в голове на увиденные в этих играх изображения.
С этой книгой связан и первый мой писательский опыт — классе в шестом нас попросили рассказать о самых любимых и необычных обложках (почему?) из наших домашних библиотек, и моё описание оформления первой книги серии настолько понравилось учителю, что сочинение было зачитано вслух перед целым классом, пока мои уши горели от стыда.
Почему понравилось: потому что это первое «серьёзное» фэнтези, попавшее мне в руки. Потому что в центре повествования — сложный герой со своими проблемами и амбициями. Наконец, потому что произведение подтолкнуло меня к созданию текстов.
Ох, наверное это самое масштабное по оказанному на меня влиянию русское произведение в жанре фэнтези, после первого прочтения которого я тут же отправился на второй круг, снова с удовольствием проглотив всю трилогию.
Главный герой книги — мастер-вор Гаррет, заботящийся только о себе и наполненности своего кошелька, — вынужденно становится единственной надеждой человечества в борьбе с Неназываемым — магом, остановить которого может только могущественный Рог Радуги — артефакт, утраченный много веков назад в недрах неприступного склепа.
Настоящая суперсила Пехова как писателя заключается в подробнейше прописанной вселенной, с противоборствующими силами, собственной мифологией и героями. Демоны и расы всех форм и размеров; локации со своей историей, занимающей иногда отдельные главы; прописанные флэшбеки, отправляющие нас на несколько веков назад по внутреннему таймлайну — автор проделал огромную работу над созданием живого и яркого мира, за историю которого действительно переживаешь.
Тем удивительнее, что при создании протагониста Пехов решил не заморачиваться и срисовал его подчистую с главного героя серии игр «Thief», позаимствовав даже имя — такой вот русский маркетинг.
Несмотря на это, внутреннее превращение Гаррета из профессионального вора-эгоиста в героя с большой буквы «Г», готового рисковать жизнью ради своих товарищей по оружию — история ничуть не менее примечательная, чем само центральное приключение отряда, отправившегося извлекать артефакт из страшного могильника.
Отлично удались автору и спутники вора — загадочные воины и следопыты всех мастей: люди, эльфы и гоблины, каждый из которых хранит большой или маленький секрет и тащит на плечах груз собственного прошлого. И интрига здесь введена не ради самой интриги — к финалу произведения каждый камешек обязательно будет перевёрнут, спрятанные козыри будут разыграны, а развешанные ружья непременно выстрелят.
Почему понравилось: Пехов создал мир, который крепко стоит на двух ногах. Погружаясь в его историю, веришь и героям, и их мотивациям, а события трилогии ощущаются как реально происходившие — настолько осязаемой и хорошо прописанной получилась вселенная Сиалы.
После серий про мага и вора душа уже подросшего отрока требовала чего-то новенького. Тогда мне на глаза попалась серия «Миры Гарри Гаррисона», до сих пор не заслужившая моего внимания. Как оказалось, совершенно зря.
В «Стальную крысу» я влюбился за несколько часов чтения — во многом потому, что главный герой произведения — молодой парень, который только начинает входить во взрослый мир, но делает это абсолютно по-своему, отрицая общественно принятые нормы, балансируя на грани социопатии и придумывая собственные правила игры. Влезть в его ботинки получилось очень легко — максималистский подход главного героя к жизни шёл молодому мне как влитой.
Ещё лучше я ощущал себя в новой, ранее невиданной обстановке — классическое фэнтези с рыцарями, магами и орками неожиданно заменили на сай-фай с его бластерами, роботами и космическими путешествиями. Эта новизна стала тем глотком свежего воздуха, которого мне стало не хватать в последнее время. Именно «Стальная крыса» стала моим проводником в мир научной фантастики, подтолкнув меня к знакомству с мирами, созданными Гербертом, Азимовым и братьями Стругацкими.
Разумеется, такой протагонист как Джеймс ди Гриз, получивший прозвище «Скользкий», просто не мог заниматься чем-то законным, и на протяжении нескольких книг раз за разом вписывался во всё более рискованные авантюры, неизменно выходя из них победителем и абсолютно никогда не изменяя своим принципам.
Все его решения и поступки шли вразрез с тем, что ожидало от него общество. Автор довольно очевидно высмеивал современный (почти не изменившийся с момента написания оригинального произведения) социум с его стерильностью и желанием замести всё непохожее, неудобное и некрасивое под ковёр. В таком обществе нет места для индивидуальности — поэтому за неё приходится бороться, буквально выгрызая каждый миллиметр свободы из лап тупоголовых политиканов и коррумпированных силовых структур. Как настоящая стальная крыса.
Почему понравилось: возраст и взгляды главного героя идеально наложились на период моего собственного становления — на Джимми ди Гриза хотелось быть похожим, ведь его пример вдохновлял на борьбу со всем традиционным, скучным и серым. То, что нужно молодому мужчине, который пытается найти своё место под солнцем.
В этот импровизированный текст не попала целая книжная полка «молодёжных» произведений, также проглоченных в юности: «Рыжий рыцарь»; «Джек сумасшедший король»; циклы про профессиональную Ведьму, про Ааргха и про Багдадского вора; наконец, цикл «Ветра и искр», в который в лучших традициях кроссоверов наведывается Гаррет из «Крадущегося…».
С этими романами я так же провёл десятки лучших часов молодости, но врезаться в память им не удалось — я с трудом могу восстановить даже основной сюжет, не говоря о каких-то деталях, тогда как размещённую на обложке «Меча без имени» фразу про «Мощный прилив хорошего настроения…» я могу процитировать в любое время дня и ночи — только попроси.
Надеюсь, никого не обидел выбранный заголовок — фокусироваться на качестве упомянутой литературы совершенно не хочется, ведь она подарила мне кучу незабываемых моментов и желание больше читать, а главное — писать.
Благодаря этим книгам я узнал, что литература — это не всегда скучно и про страдания молодого дворянина от неразделённой любви. Настолько ли важно теперь, что авторы использовали банальные сюжетные ходы, не сильно старались привнести что-то новое в жанр и лениво распоряжались словом? Для меня ответ очевиден.
А какие книги вы читали в юности? И не боитесь ли к ним возвращаться?