Фальшивка ли звукосниматели P-90 с Aliexpress?

Фальшивка ли звукосниматели P-90 с Aliexpress?

Привет, SE7EN! Мне в очередной раз захотелось экономно проапгрейдить одну из моих электрогитар. На свой страх и риск был заказан комплект из двух дешёвых звукоснимателей.

Было это приобретение опрометчивым или нет, мы сейчас увидим и услышим. Я расскажу, по каким признакам можно отличить настоящие звукосниматели P-90 от подделок, которые ими не являются. В этом начинании весьма пригодится компас.

▍ Что такое P-90, и зачем он нужен?

P-90 — это гитарные звукосниматели с одной обмоткой, то есть синглы. Но их звук имеет значительные отличия от привычных нам стандартных синглов в стиле стратокастера и телекастера.

Традиционным синглам свойственно выраженное перкуссивное звучание с динамичным откликом на звукоизвлечение и яркими, «стреляющими» высокими частотами.

Синглы особенно подчёркивают атаку, которая на стратокастерах воспринимается как звук битого стекла. Это просто прекрасно для блюзовых импровизаций, фанковых риффов и аккордов лёгкого рока.

Синглам телекастеров присущ несколько иной характер звучания — гнусавый «твэнг» с назальным характером, будто задействована педаль «квакушка» — полосовой фильтр с перестраиваемой средней частотой.

Благодаря обилию окружающих катушки металлических деталей, звучание датчиков телекастера, особенно если они оборудованы «винтажными» магнитами из сплава алнико, более «тёплое» и «жирное», чем у стратокастера.

В некоторых случаях для соло с сустейном этого вполне достаточно, но чаще требуется ещё больше «жира» и «теплоты».

Казалось бы, что может быть проще? Хамбакер в нековой позиции для певучих соло, а в бриджевой — для хлёстких риффов. Прямо как написано на пластиковой шайбе переключателя традиционных гитар Gibson, только наоборот.

Ведь эта шайба разработана во времена господства джаза, а там аккомпанирующие септаккорды с пропущенной квинтой (shell chords) играются с мягким тембром, тогда как соло — с более перкуссивным.

Однако хамбакер в нековой позиции часто звучит слишком уж басово, гнусаво и мутно. Конечно, это можно преодолеть с помощью педали овердрайва, задача которой в тандеме с ламповым усилителем — не столько повысить уровень сигнала, сколько сформировать требуемую амплитудно-частотную характеристику спектра на входе усилителя. Тогда как перегруз внутри педали — это уже дисторшн, а не овердрайв.

Компании-производители гитар стараются учитывать актуальные требования современных музыкантов. Сегодня на рынке можно встретить немало недорогих минималистичных моделей с хамбакером в бридже и синглом в неке. Таковы, например, Sterling Cutlass Short Scale by Music Man и Squier Cyclone by Fender.

По такой формуле получаются весьма универсальные электрогитары с простой схемой переключения звукоснимателей. На них можно играть почти всё. Хотя лично моему сердцу ближе нэшвилловский телекастер, способный как на «твэнг», так и на «стекло», благодаря добавлению сингла стратовского типа в среднюю позицию.

А если говорить про мой идеал, то это «гибсоновская» мензура 24.75 дюйма (629 мм), звукосниматели алнико 5 и половинки рельсового хамбакера для второй и четвёртой позиций. Подробнее о данной модификации Aria Pro II Jet TL можно прочитать здесь.

Однако подписная модель известного продюсера и гитарного эксперта Хеннинга Паули с Ютуб-канала EytschPi42 оснащена бриджевым хамбакером и нековым P-90. Ведь именно P-90 представляет собой ту самую искомую «золотую середину» между хамбакером и синглом, которая способна на широчайший спектр роковых и блюзовых звучаний!

Более того, на таких гитарах переключение между двумя датчиками и включение обоих сразу не нарушает тембрального баланса в более широком диапазоне настроек усилителей, чем на гитарах с двумя хамбакерами или хамбакером и синглом.

Хеннинг Паули не является первооткрывателем данной конфигурации звукоснимателей. Идея создания подписной электрогитары Harley Benton HP-42 Signature, ставшей прототипом всеми любимой серии Fusion, пришла к нему после знакомства с Yamaha Pacifica 311H.

У меня есть собранный из конструктора джазмастер с датчиками P-90, и он мне очень нравится. Играбельность и звучание на высоте, а масса инструмента составляет всего 2 килограмма 900 граммов!

Напишите в комментариях, действительно ли этот огромный черепаховый пикгард смотрится уродливо, как утверждает Хеннинг Паули? На мой взгляд, он, наоборот, очень красивый.

Однако длина мензуры джазмастера, как ему и положено, равна 25 с половиной дюймам (647 мм). А мне хочется иметь 24 3/4-дюймовую электрогитару со звукоснимателями P-90.

Кандидатом на замену датчиков стал инструмент с корпусом формы PRS из конструктора Harley Benton CST-24.

Керамические модерновые хамбакеры, прилагавшиеся в этом наборе, довольно-таки неплохие, но лично на мой вкус их звучание слишком тривиальное. Не «искристое», а «ершистое», причём без той приятной «вязкости», что есть у P-90. Не золотая середина, а скорее «ни рыба ни мясо».

Такой тембр хорош для хард-рока, но не вдохновляет на блюзовые импровизации, в отличие от винтажных хамбакеров с крышками из других конструкторов Харлей-Бентон, имеющих характер звучания в стиле P.A.F. («Patent applied for» — высоко ценимые коллекционные хамбакеры, устанавливавшиеся в ранние Gibson Les Paul). Поэтому я редко беру эту гитару в руки.

На вкус и цвет товарищей нет, зато есть великое множество самых разных гитарных датчиков. Причём некоторые из них устроены и звучат совсем не так, как выглядят снаружи.

▍ Каким должен быть P-90?

Среди отличительных особенностей устройства типичных звукоснимателей данного класса бросается в глаза, в первую очередь, широкая низкая катушка. Однако она характерна и для датчиков Fender Jazzmaster с шестью цилиндрическими магнитами из сплава алнико.

В оригинальных P90 магниты также алнико, но они зажаты между нижней щёчкой каркаса катушки и основанием из неферромагнитного листового металла.

На картинке это не очень заметно, но основание имеет П-образную форму. Это важно, так как две магнитных пластины прижаты к стальному центральному блоку одноимёнными полюсами, отталкивающимися друг от друга.

Два нижних шурупа скрепляют этот «бутерброд», будучи ввёрнутыми в пластик бобины. Верхняя пара шурупов вворачивается в деку через пружины, позволяя регулировать высоту и угол наклона звукоснимателя относительно плоскости корпуса инструмента.

Кроме таких «кусков мыла» (soapbars), существуют датчики P-90 с «собачьими ушами» (dog ears), крепящиеся шурупами по бокам. Изначально они разрабатывались для полуакустических джазовых «банок» Gibson с пустотелыми корпусами, верхние деки которых не позволяют выполнить углубление под звукосниматель.

В целом конструкция P-90 напоминает устройство полноразмерного хамбакера, и неспроста: оба этих дизайна созданы инженерами компании Gibson. Только у хамбакера полосовой магнит всего один, и он зажат между стержневыми магнитопроводами первой катушки и стальным блоком под регулируемые винтовые магнитопроводы второй.

Итак, отличительной особенностью звукоснимателя P-90 является сочетание следующих конструктивных элементов:

  1. два полосовых магнита внутри,
  2. П-образного основания из листового металла,
  3. притянуты одноимёнными полюсами к,
  4. центральному стальному блоку с шестью резьбовыми отверстиями для,
  5. винтов-магнитоводов, проходящих через звукосниматель насквозь и позволяющих индивидуально отрегулировать расстояние до струны для каждого полюсного наконечника.

На рисунке ниже перед нами предстаёт пара звукоснимателей P-90 в форм-факторе датчиков Fender Jaguar, обладающие всеми перечисленными признаками, несмотря на высокие узкие катушки. С обоих боков предусмотрены ферромагнитные щёчки, вырезанные по форме полюсных наконечников под каждой струной.

А эти звукосниматели из мексиканского Fender Classic Player Jazzmaster Special 2014 года выпуска не являются P-90.

П-образное основание отсутствует, а магниты из сплава алнико посажены на клей. Их полюса направлены не вбок навстречу друг другу, а одинаково — вверх и вниз. Получается датчик джазмастеровского типа, только с нижним подмагничиванием вместо центрального.

Зато Mojotone 56 Q. Coil Dogear на фото ниже представляет собой настоящий P-90, причём бесшумный. Две катушки намотаны вокруг магнитов и подключены в противофазе для подавления синфазной помехи.

Звучание гитарного датчика зависит как от геометрии катушки, так и от формы рисунка силовых линий магнитного поля, модулируемого колебаниями струны. Расположения магнита нижним полюсом вглубь деки или в стороны грифа и бриджа — это две совершенно разные конфигурации, которым присущи разные звучания.

▍ Моя покупка с Aliexpress

Фотографии звукоснимателей на странице товара показывают только лицевые стороны. Зато на них мы видим полукруглые головки магнитопроводов со шлицами под плоскую отвёртку.

Стало быть, есть надежда, что это будут настоящие P-90, а не синглы в корпусе хамбакера. Хотя существуют и синглы с винтовыми магнитами, но это скорее комплектующие класса суперпремиум, чем ультрабюджетные китайские поделки без брендинга.

Долгожданная посылка прибыла, и в ней находились два звукоснимателя в точном соответствии с фото и описанием. Каждый датчик укомплектован парой длинных крепёжных винтов с пружинами для крепления и регулировки высоты.

▍ Нековый датчик в зип-пакете с маркировкой SLP-CR-BK 2C MU1622-3-1 имеет экранированный провод в красной изоляции, расстояние между центрами крайних магнитопроводов 50 мм, северную магнитную полярность и сопротивление 7.55 кОм.

▍ Бриджевый датчик отличается южной полярностью, сопротивлением 8.42 кОм, межцентровым расстоянием 52 мм, проводом в чёрной изоляции и маркировкой пакета MU1622-3-2.

Направления силовых линий магнитного поля можно проследить при помощи компаса, что я продемонстрирую на видео. Компас показывает, что в нижней части звукоснимателя действительно расположены два плоских магнита, направленных одноимёнными полюсами по линии натяжения струн.

В отверстия нижней пластины корпуса, имеющей правильную П-образную форму «ванночки для магнитов», видно, что эти магниты керамические. Винтики-магнитопроводы также обладают правильной для звукоснимателя формой и проходят сквозь всю его толщину, как полагается.

▍ Переходим к практике

Итак, мы действительно имеем настоящие датчики P-90 в хромированном корпусе «угловатого» хамбакера, предназначенного для установки с рамкой. На посадочное место, предназначенное для «округлого» хамбакера без крышки, как у Squier Bullet Mustang HH, такой звукосниматель не установить без расширения отверстия в пикгарде.

Однако моя электрогитара из конструктора снабжена рамками под хамбакеры, поэтому установить китайские P-90 не составило большого труда. Инструмент теперь смотрится даже более органично, потому что рамки ассоциируются с датчиками в хромированных экранирующих корпусах.

Заодно 500-килоомные переменные резисторы громкости и тона были заменены на потенциометры номиналом 250 кОм. И исправлена моя старая ошибка: ручка тона располагалась на месте регулятора громкости, а ручка громкости — соответственно, наоборот.

▍ Результаты и выводы

Теперь можно послушать, что получилось. В начале видео, где демонстрируются силовые линии магнитного поля, звучат штатные хамбакеры из комплекта Harley Benton CST-24.

Видео на Rutube

Видео на Youtube

Теперь у меня есть играбельная, лёгкая и хорошо звучащая электрогитара с мензурой 24.75 дюйма и звукоснимателями P-90.

По тембру и отклику на динамику звукоизвлечения эти датчики находятся посередине между хамбакером и синглом. Это именно то, что надо для блюза, классического рока и в разных других стилях, где уместно такое винтажное звучание.

Опишите в комментариях свой опыт замены звукоснимателей на электрогитарах. Действительно ли они влияют на звук и позволяют усовершенствовать инструмент, или же лучшим вложением средств является коллекция гитарных громкоговорителей или импульсных откликов для цифрового моделирования кабинетов, как утверждают некоторые видеоблоггеры?

Лично мне кажется, что всё зависит от музыкального контекста и стиля игры, но интересно ваше мнение.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻


 

Источник

Читайте также