Приветствую поклонников межзвездных интриг, Шаи-Хулуда и муад’диба! Сегодня я затрону тему, которая не дает покоя ценителям научной фантастики уже не первое десятилетие. Проведу параллель между фигурой Квисатц Хадераха и его сходстве с концепцией сверхчеловека Фридриха Ницше. А также, отвечу на главный вопрос: “Удалось ли Дэни Вильнёву сделать вторую часть фильма невероятно захватывающей и привлекательной для широкой аудитории?”
«Дюна» Фрэнка Герберта часто считается одним из важнейших произведений научной фантастики и прародителем многих идей и тем, характерных для этого жанра. Вселенная “Дюны” — это место, полное чудес и сложностей, где обитают многочисленные народы, исповедуют разные культуры и используют удивительные технологии. В этом богатом мире переплетаются политические заговоры, религиозные споры и экологические вызовы. Можно с уверенностью сказать, что в основании “Звёздных войн” и вселенной “Вархаммера” находится произведение Фрэнка Герберта. Я ни в коем случае не утверждаю, что всё слизано под копирку. Они все представляют разные аспекты научной фантастики, с уникальными мирами, персонажами и концепциями. “Звёздные войны” по сути являются космической оперой со множеством персонажей и разветвленным сюжетом, охватывающим галактику и её многочисленные планеты. При этом имеется чёткое разделение добра и зла. С другой стороны “Вархаммер” мрачный мир, полный конфликтов, войн и мистических сущностей. «Дюна», в свою очередь, представляет собой более философскую и политическую, а также научно-фантастическую вселенную, где ключевую роль играют власть, религия, экология и судьба.
Интересно то, что Герберт создавал свой эпос под влиянием различных философских течений, образ Квисатца Хадераха был однозначно вызван идеями Ницше. Квисатц Хадерах — центральный элемент мифологии “Дюны”. Это предсказанный Мессия, обладающий невиданными способностями. Он может видеть будущее, объединять в себе мудрость прошлых поколений и изменять саму природу реальности. Ницше в своей философии говорил о сверхчеловеке как о цели человеческого развития. Сверхчеловек превосходит обычные человеческие возможности, он создает новые ценности и живет по ним, отказываясь от старых устоев и морали. Сравнивая двух, мы видим удивительное сходство: Квисатц Хадерах буквально воплощает в себе тот самый стремительный рывок к новым границам бытия, который предсказывал Ницше. Он не просто переступает через старые догмы — он формирует новую реальность.
Вильнев расширил вселенную Герберта, сохранив при этом основные акценты сюжета. Благодаря формату двух частей у него было больше времени на развертывание истории, но он также уделил больше внимания деталям книги. В первом фильме Вильнёв на протяжении двух с половиной часов знакомил нас со вселенной дюны. Пребывая в медитативном состоянии, мы узнали о начале грандиозных событий: переезд семьи Атрейдесов на Арракис, предательства, борьбу за ресурсы и конечно же – червей размером с торговый центр. Главный герой — Пол Атрейдес в начале своего пути выглядел чересчур хрупким и задумчивым, казалось – ещё чуть-чуть и он напишет стихи о бесконечности пустыни. Ещё мы узнали о загадочной специи – меланже, которая словно кофеин для тех, кто управляет космическими кораблями: без неё никуда. Первая часть получилась безусловно фантастической! Завораживающие виды и пронзительные композиции Ханса Циммера пробуждали все чакры одновременно.
Первая часть была большой прелюдией перед грандиозными событиями. Так вот, удалось ли Вильнёву раскачать повествование и добавить немного эмоций вперемешку с экшОном? Однозначно, да! При этом Вильнёву удалось сохранить вайб первой части. Один только колизей харконненов чего стоит. До сих пор я под впечатлением как Вильнёв инвертировал цвета обелив жестоких харконненов и ведьм из Бене Гессерит. Как бы намекая, что тут не всё так однозначно. Что касается экшена — вторая часть претендует на звание блокбастер года. Давайте будем честны, несколько оскаров Вильнёв точно возьмет в этом году. Вильнёву удалось показать захватывающие экшн сцены в рамках одной планеты. При этом, он обошелся без взрывов огромных межзвездных кораблей и без подрывов очередной звезды смерти. Дюна — это прежде всего история про людей, которые в процессе своего развития, были вынуждены отказаться от искусственного интеллекта, роботов и других футуристичных вещей. Так что готовьтесь к тому, что бои будут происходить преимущественно на мечах и другом оружии ближнего боя. Тяжелое и автоматическое оружие в фильме применяется довольно редко, в основном ради ликвидации крупных объектов. Если вам близок средневековый сеттинг, но хотелось бы добавить в него немного фантастики — можете смело смотреть Дюну.
Во второй части Вильнёв за два с половиной часа ответил на многие вопросы, которые остались после первого фильма. Тимоти Шаламе не перестаёт меня удивлять, однозначно талантливый актер. Идеально справился с ролью пройдя путь от сыкливого юнца до уверенного в себе лидера гигачада. Те, кто расстроился после первой части, что показали мало Зендеи, можете смело идти на вторую часть. Чани в этом фильме будет сопровождать вас на протяжении всего пути. Не хочется разбирать детально игру каждого актёра, разве что хотелось бы отметить великолепную игру Остина Батлера в роли Фейд Рауты.
С нетерпением жду продолжения, т.к впереди ещё целых пять книг. Вильнёву есть где развернуться. Я уверен он сможет затмить вселенную “Звёздных Войн”, а в дальнейшем может быть ещё и “Вархаммер” снимет. Так или иначе, “Дюна” заставляет нас задуматься о природе человечества и его потенциале. И это одна из причин по которой эта вселенная продолжает завораживать.