Два литературных гения – Томас Невинсон и Хавьер Мариас

Два литературных гения – Томас Невинсон и Хавьер Мариас

Я был воспитан по старинке и никогда не мог подумать, что однажды мне прикажут убить женщину.

Так, фразой, прошедшей рефреном через весь роман, начинается «Томас Невинсон» – вторая часть дилогии о британском шпионе. И, если бы это был не Мариас, то на этом предложении можно было бы закончить чтение романа. Сюжет для автора важен, но и важны многочисленные лирики-философские отступления, рефлексия героев, в результате которой, можно влезть не только в шкуру персонажа, но прочувствовать весь спектр эмоций во время выполнения миссии, во время оставления Берты в очередной раз (последний ли?) и детей, выросших без отца.

Казалось, бы герой отошел от дел, на сколько можно отойти от бизнеса, куда был втянут по молодости обманом, но спецслужбы так просто не отступают и рекрутируют Невинсона, дабы уменьшить зло, совершаемое ЭТА в стране басков и по всей Испании. Если «Берта Исла» строилась вокруг событий в Северной Ирландии (Ольстере) и Фолклендской войны, то здесь мы видим Тома неофициально втянутым в междоусобицы в пост-Франкистской Испании, во время политики доминации кастильского языка, чьи отголоски были заметны и после падения режима Франко. Баскские сепаратисты в отличие от каталонцев отличались неумеренной жестокостью, в результате которой погибали сотни людей по всей стране.

Тому предстояло идентифицировать женщину, участвовавшую во взрывах 1987-го и залегшую на дно в небольшом городке, чье название не сообщается, но имеет кодовое имя Руан. У спецслужб имелись три кандидатуры, но точных доказательств не было ни по одной. Возможно, герой размяк, и в середине 50-тия он уже не мог (или не хотел) назвать точно одну из них, хотя все косвенные улики указывали на женщину. Чтобы понять дальнейшую аналогию, стоит сделать отступление по примеру Хавьера Мариаса. В начале романа автор описывает сцену из фильма Фрица Ланга «Охота на человека», где у героя-стрелка была возможность убить Гитлера до всех зверств, которые были совершены после. И он этого не сделал. Что же должен был чувствовать этот человек через несколько лет? Мариас проводит по тому же пути и Томаса Невинсона. Возможность есть, но в ключевой момент, он не стал убивать. А через год прошли похожие на 1987 взрывы в Оме в Северной Ирландии (женщина была также как Томас двуязычна и родом была из Северной Ирландии, принимала участие как деятельности ИРА, так и ЭТА, которые поддерживали друг друга). Извечная дилемма – цена одной жизни против сотни (или тысячи). И герою предстоит с этим жить, особенно часто, вспоминая погибших детей, иные из которых даже говорить ещё не научились.

В своей лебединой песне Мариас подводит итог как своему творчеству, так веку XX-ому со всей его болью, жестокостью, справедливостью или нет. И, по-прежнему, задевает струны души и рассказывает нам о важном: об отношениях между людьми, о том, что человеку ценно, и цене, которую мы платим, за свершение или не свершение тех или иных действий.

 

Источник

DVA, гения, литературных, Мариас, Невинсон, Томас, Хавьер

Читайте также