На экраны мира выйдет «Ворон» — предстоящий американский супергеройский фильм режиссёра Руперта Сандерса, основанный на комиксах Джеймса О’Барра, перезапуск одноимённой серии фильмов и параллельно с этим пятый по счёту фильм во франшизе. Главные роли исполнят Билл Скарсгард, который предстанет в образе Эрика Дрейвена — убитого музыканта, воскресающего для отмщения за собственную смерть и гибель своей невесты, которую сыграет FKA Twigs (Талия Барнетт).
Фильм 1994 года запомнился зрителям своей мрачной и готической атмосферой, но мало кто знает его первоисточник. Сюжет «Ворона» изначально был создан в рамках комиксов как супергеройская сага, и его автором был американский художник Джеймс О’Барр. Оригинальные комиксы публиковались в период с 1989 по 1999-е годы, а вот популярность к персонажу возросла во сто крат лишь после их экранизации. Но обо всем по порядку. Подробности биографии самого Джеймса довольно скудны: человек редко дает интервью и избегает общения с прессой. Известно только, что американский художник был сиротой и воспитывался в приемной семье. После — в 1978 году — записался в морскую пехоту Вооружённых сил США.
На создание «Ворона» сподвигла личная трагедия художника, произошедшая в реальной жизни — возлюбленную Джеймса — Беверли — сбил насмерть пьяный водитель. И тогда творец решил излить свои переживания на бумагу, чтобы справиться с горем:
Намного позже, уже после экранизации своих комиксов, в своем единственном и последнем интервью автор признался:
Джеймс О’Барр начал работу над серией комиксов «Ворон» в начале 80-х, но не смог найти издателя до 1988 года. Все крупные — и второстепенные — издатели комиксов попросту отвергли его, явно опасаясь темы холодной, безжалостной мести и зашкаливающего градуса насилия. Тогда художник познакомился с Гэри Ридом, издателем комиксов студии Caliber Comics (также известной как Caliber Press). В 1989 году графический роман «Ворон» был опубликован и обрел бешеную популярность — по всему миру было продано более 750 000 копий комиксов!
В первое время было выпущено четыре комикса, пока финансовые проблемы Джеймса не вынудили приостановить публикацию произведения. Ранее планировалось завершить серию главой «Смерть», увеличенной вдвое . О’Барр обратился в Tundra Publishing Ltd., чтобы завершить историю. Вышедшие из печати комиксы под названием «Калибра», «Боль и страх», «Ирония и отчаяние» и «Смерть» были собраны в мае 1992 года в один том и стали самым продаваемым синглом в истории Tundra Publishing.
В 1993 году компания Kitchen Sink Press Inc. приобрела права на «Ворона» и выпустила три отдельных выпуска в виде 244-страничного графического романа вместе с неопубликованными иллюстрациями и 8-страничной цветной галереей (доступная в настоящее время версия доступна в Titan Books). Наконец, история создания «Ворона» была по-настоящему завершена. Сюжет комиксов повествует о мести молодого человека за свою возлюбленную. И здесь стоит оговориться, что у главного героя изначально не было фамилии Дрейвен — только имя: Эрик. Тоже самое касается и его возлюбленной — Шелли.
Вместо аварии со смертельным исходом по вине неадекватного мужчины в алкогольном опьянении в сюжет ввели уличную банду Детройта. Бандиты напали на молодожёнов не в их доме, а на трассе, когда у Эрика сломался автомобиль. Головорезы ради развлечения ранили Эрика в голову, в результате чего парень был парализован, а на его глазах невесту жестоко избили, подвергли сексуальному насилию и выстрелили в голову. Обоих оставили умирать на обочине дороги. Позже Эрик умирает в операционной больницы, а вот Шелли мертва уже по прибытии врачей.
Через год поверженный во прах скорбью, яростью и негодованием Эрик странным образом восстал из могилы. Его невозможно убить – он уже мертв. И физически, и в эмоциональном плане. В оригинальных комиксах, в отличие от фильма 1994 года, нет никакой привязки к Хэллоуину или конкретной дате. Вся мистика сосредоточена только на фигуре Ворона. И здесь мы можем провести параллель со стихотворением Эдгара По: как и лирический герой, Эрик тяжело переживает смерть возлюбленной, живёт в её доме, проводит там большую часть своего времени, погруженный в воспоминания о ней. Отсутствие Шелли для Эрика, как и Линор для лирического героя — настоящая пытка. Оба персонажа испытывают эмоциональную боль, а Эрик даже наносит себе увечья, порезавшись. И — что лирический герой, что Эрик впадают в безумие и разговаривают с птицей. Неужели плагиат, спросите Вы?
А вот и нет! В стихотворении Эдгара По Ворон — символ смерти, посланник загробного мира. Из-за того, что птица питается в реальной жизни падалью, да ещё и имеет черное оперение, её и сделали зловещим образом, связанным исключительно с трауром. Использование Ворона в данном контексте можно увидеть в сюжете сказки Братьев Гримм «Двенадцать братьев», где отец желал смерти сыновьям из-за дочери, те вскоре стали злыми разбойниками, убивающими всех девушек в округе, сами превратились в воронов из-за неосторожности и глупости сестры и оказались обречены на смерть, если та в течение семи или двенадцати лет проклятия осмелится открыть рот.
Ворон в комиксах Джеймса О’Барра — не настоящая птица, как это было показано в экранизации, а скорее — метафора овладевшего Эриком безумия. Ворона видит по сюжету исключительно Эрик, и он — дух и проводник из царства теней. Ворон вполне способен воскрешать убитых маньяками людей, чтобы дать возможность жертвам преступлений добиться справедливости в отношении ответственных за их смерть. Говорят, что эта история взята из старой индейской легенды. Также есть и другой второстепенный персонаж, который в экранизации полностью отсутствует — Ковбой-Череп. Он существует в основном для того, чтобы держать Эрика на правильном пути в его миссии (отмщении виновным) и не давать ему слишком привязываться к своим воспоминаниям.
Помимо общей атмосферы мрака и жестокости в графическом романе (серии комиксов) «Ворон» есть место даже юмору, но весьма соответствующему атмосфере, черному и гротескному. В комиксе часто делаются перерывы в повествовании, чтобы включить в него тексты песен и стихотворения, создающие настроение, а также вкрапления сцен болезненных воспоминаний и воспоминаний о жизни Эрика с Шелли. Здесь есть слезы, поездки на поезде, лошади, ковбои с черепами вместо лиц и след зловещих кошек, преследующих Эрика повсюду, куда бы он ни пошел.
Также в комиксах полно отсылок и на многочисленные рок группы, которые создатель вселенной слушал в Берлине, чтоб снять стресс. Так, первая часть «Ворона» была посвящена Яну Кертису, вокалисту группы Joy Division, который в 23 года повесился в ночь перед первым туром группы по США, по-видимому, из-за обострения эпилепсии. В четырех комиксах некоторые названия глав взяты именно из песен Joy Division, повсюду присутствуют цитаты рок-поэта Джима Кэрролла и тексты Роберта Смита из The Cure — даже движения тела Эрика вдохновлены панк-иконой Игги Попом. Вообще, Джеймс О’Барр слушал музыку многих групп, но больше всего вдохновения он нашел в музыке Joy Division и The Cure.
Современным зрителям Эрик напоминает скорее Джокера в готическом гриме, который многие современники Джеймса приписывали стилю Элиса Купера или группы Kiss, однако на самом деле внешность персонажа была основана на фигуре «короля готик-рока» Питера Мерфи из группы Bauhaus, которого О’Барр как-то раз увидел в Берлине. Грим Эрика же был взят из трех лиц драмы британского театра: Боль, Ирония и Отчаяние.
Члены банды из Детройта не названы по именам, имеют по сюжету только прозвища — T-Bird, Top Dollar, Fun Boy, Tin-Tin и Tom-Tom. Рассмотрим их чуть подробнее. Первый — главарь банды, второй — Fun Boy — его правая рука, пристрастившийся к морфию. Top Dollar — торговец наркотиками низкого уровня, который также участвовал в групповом изнасиловании Шелли, он показан второстепенным персонажем, почти не игравшим никакой роли в сюжете. Tin-Tin — также не играет роли в сюжете, Эрик убивает его одним из первых, а вот Tom-Tom дает нужную информацию во время допроса главного героя о местонахождении кольца Шелли. В самой экранизации персонаж отсутствует.
Что касается персонажа по кличке Funboy, то именно он из вышеперечисленной пятёрки головорезов по замыслу и мнению создателя Джеймса О’Барра, является тем, кто «осознает свое собственное зло. Он осознает, кто он есть. Он осуществляет свое собственное искупление, признавая перед собой свои грехи», — как признался автор уже после экранизации комиксов в 1994 году.
Вслед за оригинальной серией комиксов последовали и другие, повествующие о злоключениях несчастного героя. Так, уже в 1998 году студия London Night Studios опубликовала серию комиксов из шести выпусков «The Crow/Razor: Kill the Pain» («Ворон/Разор. Убить боль», №1-4, №0 и финальный выпуск), в которой Эрик сотрудничает с персонажем супергеройской саги «Бритва», созданной Эвереттом Харсо. В нем Эрик снова возвращается в мир живых, чтобы бороться с демонической бандой, известной как Пейн. В конце концов, Эрику приходится столкнуться с событиями, которые привели к его смерти, и осознать, что его душа не может успокоиться, поскольку он винит себя в том, что не смог спасти Шелли.
Персонаж Эрик вскоре стал героем еще четырёх серий дополнительных комиксов: в 1999 году — студии Image Comics, включавшей в себя десять выпусков, в 2002 оригинал Джеймса О’Барра переиздала студия Pocket Books, однако он был изъят с продажи. 28 июля 2011 года издательство Gallery Publishing Group опубликовало новую серию авторских комиксов по «Ворону» под названием «The Crow: Special Edition» («Ворон. Смерть и Возрождение»), созданной лично Джеймсом 22 года спустя после публикации оригинала. А в 2012 году компания IDW Publishing издала пять выпусков комикса «The Crow: Death and Rebirth». Затем последовали еще шесть серий:
— «The Crow: Skinning the Wolves» («Ворон. Снятие шкур с волков», 2013),
— «The Crow: Curare» (2013),
— «The Crow: Pestilence» («Ворон. Мор», 2014),
— «The Crow: Memento Mori» («Ворон. Помни о смерти!», 2018),
— «The Crow: Hack/Slash» («Ворон. Кромсать/Рубить», 2019),
«The Crow: Lethe» (2020).
Были опубликованы также два одноразовых выпуска IDW: «The X-Files/The Crow: Conspiracy» (2014) и «The Crow: Hark the Herald» («Ворон, услышь Вестника», 2019), соответственно.
Интересна также позиция автора по отношению к героям комиксов. Стоит сказать, что Джеймс хоть и в какой-то степени сочувствует своему персонажу Эрику, ставшему его тёмным альтер-эго, однако вовсе не романтизирует его поступок, вполне адекватно реагирует на происходящее, расценивая месть как ещё большее зло, аморальное уголовное преступление, из-за совершения которого перешедший моральный горизонт событий персонаж становится на одну ступень с теми, кто погубил его самого:
Яркие черно-белые рисунки О’Барра и поэтические диалоги создают настроение, одновременно мрачное и юмористическое. Сочетание фразы «никто еще никогда не чувствовал такой боли» с рок-н-ролльными текстами и комическими образами создает совершенно американское, мрачное торжество подросткового возраста. Но Джеймс О’Барр не сразу дал согласие на экранизацию своих комиксов. К тому времени «Ворон» уже давно был на пике популярности, и весть о талантливом художнике дошла аж до самого Голливуда. На встрече с продюсерами ошеломленный автор узнал, что его работу хотят превратить в мюзикл с Майклом Джексоном в главной роли и был вынужден отказаться от этой затеи.
Ситуация изменилась лишь тогда, когда в 1994 году студия Miramax LLC (также известная как Miramax Films) приобрела права на «Ворона». Пока оригинальный комикс еще публиковался издательством Caliber, писатель-фантаст и сценарист Джон Ширли обратился к Джеймсу О’Барру с предложением превратить его в сценарий. Тот посчитал, что именно Ширли (который пытался издать в той же студии «Злого ангела», но произведение отклонили из-за нарушения авторских прав) лучше всего справится с его творением. Также пригласили продюсера Джеффа Моста, который и приобрёл права на фильм.
Джеймс О’Барр курировал лично съёмочный процесс, прежде чем принять непосредственное участие в первых двух набросках сценария. Джон Ширли сам написал третий и четвертый черновые сценарии «Ворона», за что был вскоре награждён Гильдией писателей США. Но стать полноправным властителем сюжета «Ворона» ему было не суждено: когда к проекту присоединился продюсер Эдвард Рамбах Прессман, Ширли вскоре уволился со студии из-за творческих разногласий. Позже в качестве сценаристов «Ворона» выступали Дэвид Дж. Шоу, который хотел превратить картину в сплаттерпанк, и Жюльен Темпл — автор музыкальных видеоклипов, которого выбрал Джефф Мост. Но они так и не привнесли в произведение ничего стоящего.
Наконец, у руля проекта встал малоизвестный тогда австралийский режиссер греческого происхождения Алекс Пройас. Пройас был поклонником комикса и хотел максимально точно передать его атмосферу. Изначально режиссер даже планировал сделать полностью черно-белый фильм, используя цвет только в эпизодах-флешбеках, но продюсеры, естественно, ему отказали. Тогда Пройас решил снимать фильмы в приглушенной цветовой палитре с красными акцентами. Это придало «Ворону» самобытный и уникальный визуальный стиль.
Съемки «Ворона» начались 1 февраля 1993 года на четвертой сцене Carolco Studios, старого цементного завода с остатками известковой пыли. Бюджет картины составил 15 000 000 долларов. Практически с самого начала возникли проблемы: разразился ураган, уничтоживший декорации, сотрудники заведения получили травмы, плюс возникло короткое замыкание и пожар. По словам самого Джеймса О’Барра, «весь фильм был снят ночью». Затем хлынул непрекращающийся ливень, и на съемочной площадке было невыразимо холодно, темно и сыро. Тем не менее, режиссер не терял бодрости духа.
В это время продюсеры Джефф Мост и Эд Прессман начали поиски человека на роль Эрика. Изначально зомби — линчевателя горел желанием воплотить на экране Кристиан Слейтер, однако за участие в кастинге он попросил слишком много денег и получил отказ. Также на роль Эрика рассматривался техасский кантри-панк Чарли Секстон, чей худощавый, призрачный вид был очень близок к оригинальному изображению персонажа О’Барра в комиксах, вдохновленному Игги Студжем и Питером Мерфи из Баухауза. По некоторым данным, в съёмках принимал участие и сам Джонни Депп! Однако, ни одна кандидатура из перечисленных знаменитостей не подошла. Роль Шелли предлагали сыграть актрисе Кэмерон Диаз, но актрисе не понравился мрачный сценарий. Кэмерон Диаз посчитала, что такая роль может повредить карьере. Ривер Феникс также ответил решительным отказом.
Вскоре к проекту присоединился Брендон Ли, чья харизма и родословная пошли 28-летнему юноше на пользу. Мало того, что он был в отличной физической форме, благодаря занятиям восточными единоборствами, так ещё и приходился родным сыном самому актеру и мастеру боевых искусств Брюсу Ли! По словам Джеймса О’Барра, когда Брендон подписал контракт, он сделался настолько изможденным, чтобы напоминать еще одного рокера, Криса Робинсона из Black Crowes. Создатель «Ворона» сообщил в интервью, что «мог поднять его одной рукой, он был таким худым. На нем не было абсолютно никакого жира. Он был просто совершенно обтекаемым».
Брендон Ли настолько эффектно изобразил Эрика, что казался почти образцом для О’Барра. У актёра и создателя комиксов вскоре даже сложились теплые дружеские отношения. Еще одно недоброе предзнаменование случилось уже на съёмках эпизода в ломбарде Гидеона, когда Эрик разбивал рукой стекло. Разумеется, оно было не настоящим, а бутафорским. Тем не менее, Брендон Ли серьезно порезался. А затем 31 марта 1993 года произошла ужасная трагедия — ближе к завершению съёмок фильма Брендон Ли был случайно убит на съемочной площадке, когда из холостого пистолета выстрелили обломки, скопившиеся в пистолете. Джеймс О’Барр заметил, что потерять Ли было все равно, что снова потерять свою невесту, и он вообще сожалел, что когда-либо писал этот комикс.
После долгих раздумий было решено закончить фильм. Это создало интересную задачу для режиссера Алекса Пройаса и компании Dream Quest, занимающейся спецэффектами. Пройас и Dream Quest смогли улучшить, изменить и создать коллажи в цифровом формате отснятый материал Ли, чтобы создать сцены, необходимые для завершения повествования. Дублером Ли стал каскадер Чед Стахелски (режиссер первого «Джона Уика»). Мать Брэндона Ли, Линда Ли Колдуэлл, вскоре подала иск в Верховный суд Северной Каролины против компании Эда Прессмана, обвинив участников съёмок в халатности и требовала неуказанных штрафных санкций и компенсации ущерба.
Хотя окружной прокурор Спайви не выдвинул обвинений, создатели фильма были оштрафованы на 77 000 долларов за нарушения на рабочем месте. В сентябре 1993 года Колдуэлл урегулировала дело во внесудебном порядке, сумма которого не разглашается. Да и сама сцена, где по сюжету Эрика Дрейвена крупным планом застрелили и выбросили из окна чердака, в фильм так и не вошла, а после расследования гибели актёра была уничтожена. К тому времени съемки «Ворона» были завершены, а дополнительные расходы составили 8 миллионов долларов.
Хотя создатель комиксов пожаловался, что режиссеры увидели в истории Эрика исключительно «боевик», тем не менее, «Ворон», несмотря на свою жестокость, не требовал никаких боевых искусств и фактически объединил в себе несколько жанров — ужасы, сверхъестественное, мистика и романтику. После судебных разбирательств фильм претерпел немало корректировок и изменений в сценарии. Что-то было сокращено, что-то — добавлено, а что-то и вовсе удалили из экономии бюджета и чтобы не растягивать хронометраж. Так, из повествования был убран персонаж Ковбой-череп (Skull Cowboy), фигурировавший в комиксах неоднократно. В первоначальной версии сценария его роль исполнил Майкл Берриман. Роль Ковбоя как влитая подошла актёру, снимавшемуся в фильмах ужасов без грима — из-за врождённой болезни у него от природы жутковатое лицо и нет ни волос, ни зубов:
Предполагалось, что перед финалом в церкви Ковбой-череп забирал у героя Эрика все его способности, потому что он, дескать, уже покарал своих убийц и ему нельзя использовать их дальше. Однако, его линию вырезали и объяснение сверхъестественных сил Эрика оставили за кадром. Также объяснительная роль Ковбоя — Черепа в самом финале была заменена закадровым текстом диктора, который завершает фильм свидетельствами о силе любви и памяти.
Второй момент заключался в том, что образ персонажа — Ворона трактовали чересчур буквально. Птицу теперь мог увидеть практически каждый, а не только лишь главный герой, к тому же в сюжет добавили одну деталь: персонаж теряет свою силу, если Ворону причиняют вред или убивают. В оригинальных комиксах Джеймса О’Барра у Эрика не было такой «ахиллесовой пяты» — его персонаж был физически неуязвим, несмотря на травмы — последствия убийства. Плюс режиссер и сценаристы сделали отсылку на Эдгара По — в эпизоде, где главный герой Эрик врывается в ломбард, он прямо цитирует стихотворение «Ворон».
В отличие от экранизации, Эрик из комиксов никогда не наносил себе макияж из черно-белой краски с черной горизонтальной линия через рот и щеки, напоминающей «улыбку Глазго». Белый цвет внешности персонажа — просто бледность, связанная с процессами разложения. И да, Эрик Дрейвен в фильме показан беспощадной машиной для убийств, способной к мгновенной регенерации, которая шокирует многих, а вот в первоисточнике комиксов он — ходячий труп, и его раны кровоточат и не поддаются никакому исцелению. В последующих экранизациях комиксов образ Ворона подвергся радикальному изменению — теперь акцент ошибочно делался не столько на птице-духе, сколько на самом главном герое, который неожиданно обрёл способности оборотня как Хаул в аниме Миадзяки и умел превращаться в гигантскую птицу.
Сам Джеймс О’Барр заявил в интервью: «Были определенные вещи, которые я бы сделал по-другому и изменился бы, но в целом я был очень счастлив». Он также отметил неизданные кадры из первой версии фильма, которые содержали около 11 минут сцен с Брэндоном Ли в главной роли. — «Я надеюсь, что однажды он будет выпущен. [Ли] сам поставил хореографию всех этих боевых сцен. Он очень много работал над этим фильмом и очень гордился им», — сказал О’Барр. Изменились и мотивы убийства Эрика и его супруги: вместо пустого жестокого развлечения банда просто выселяла арендаторов многоквартирного дома, а молодожёны начали протестовать. В фильме Эрику и Шелли присвоены соответствующие фамилии Дрейвен и Вебстер (Уэбстер). В графическом романе же они упоминались только по именам.
Помните сцену, где десятилетняя девочка Сара (в титрах указана ее фамилия Мор), катаясь на скейте, едва не попала в аварию, и Эрик Дрейвен сказал ей крылатую фразу: «Дождь не может идти вечно!»? По сюжету фильма Сара — чуть ли не приёмная дочь Эрика и Шелли, которую воспитывали до произошедшей с ними трагедии. Позже девочка жила у женщины по имени Дарла, своей настоящей матери, которая практически не занималась воспитанием ребёнка, а только предавалась сексуальным утехам с главарём уличной банды. И бедной Саре приходилось то и дело побираться и искать поддержки у местного полицейского, обедавшего в закусочной.
В оригинале комиксов Джеймса О’Барра никакой Сары нет. Есть уличная девушка неизвестного возраста по имени Шерри (что созвучно с Шелли), и во время погони за одним из членов банды — Funboy — Эрик просто совершенно случайно на неё натыкается. Затем в одержимом местью персонаже внезапно вспыхивает жалость к Шерри, которая переросла во взаимную любовь, но их роман длился недолго. В фильме тоже хотели сделать акцент на отношениях между Сарой и Дрейвеном, но все свелось лишь исключительно к отцовским чувствам и тому, что как и в первоисточнике, Эрик дарит ей обручальное кольцо Шелли. Героиня очень рада, потому что никто раньше ей не дарил подарков, и она называет его «клоуном», а Эрик её — «принцессой». И в финале фильма к Эрику явился призрак жены Шелли, дабы помочь персонажу обрести душевный покой, чего в первоисточнике не было.
Также из экранизации комиксов был убран важный персонаж и антагонист T-Bird- его функции взял на себя его подельник Top Dollar. Том-Том отсутствует в экранизации, и его роль в значительной степени была переписана в нового, ранее не существовавшего во вселенной персонажа, Сканка. Хотя в фильм были добавлены персонажи и повороты сюжета, чтобы сделать его более ориентированным на действие, фильм разделяет мрачную эстетику комикса, и один из художников-постановщиков посетил О’Барра в Детройте, чтобы посмотреть на некоторые из нарисованных им районов.
Фильм «Ворон» получил положительные отзывы критиков, упоминается в списке 500 величайших фильмов всех времен по версии журнала Empire за 2008 год и занял 468-е место. «Ворон» обрёл статус культового среди представителей готической субкультуры. На отрицательную реакцию зрителей из-за обилия жестоких сцен создатель комиксов ответил так:
В 1996 году на экраны вышел фильм «Ворон. Город ангелов» («The Crow: City of Angels»), который являлся продолжением фильма 1994 года. Продюсер фильма — Эдвард Прессман — после ошеломительного успеха первого фильма увидел потенциал во франшизе, принёсшей крутые 140 миллионов долларов, и поручил режиссеру Дэвиду Сэмюэлю Гойеру создать продолжение. А тот передал свои полномочия режиссёру Тимоти Поупу. Лента была уже готова к премьере, сценарий написан, но печально известные продюсеры — братья Вайнштейны, Харви и Боб — отобрали фильм в монтажной, а также поручили редакторам воспроизвести известную историю с флэшбэками.
В конечном итоге сюжет второго «Ворона» практически полностью дублировал первый, даже акцент в день убийства главного героя по-прежнему был сделан на Дне всех святых — 31 октября. Различие было лишь в том, что действие картины перенесли в футуризм, главный герой, которого в экранизации зовут Эш Корвен, стал механиком и мстит за смерть маленького сына Дэнни. Банда убила отца и сына за то, что те стали свидетелями того, как наркобарон Иуда Эрл, заменивший главаря по имени T-Bird, расправился с одним из своих подельников. Также вернули в сюжет и Сару Мор из предыдущего фильма — теперь она — взрослая девушка, днем работает в тату-салоне, а ночью рисует сюрреалистические изображения смерти и воскресения в своей квартире.
А вот связь героини с Эшем не вполне ясна. В сюжет добавили и нового персонажа — слепую пророчицу по имени Сибил, которая способна установить связь Эша с Сарой и Вороном, являющимся источником его сил. Иуда захватывает Сару, чтобы привлечь к себе Эша и украсть его силу. Роль нового «Эрика» сыграл актёр Винсент Перес. Также в фильме снялись Игги Поп и Томас Джейн. Что касается автора комиксов, он оказался крайне недоволен сюжетом нового «Ворона — 2»:
Недопонимание между руководителями, стремящимися к прибыли, и видением художника никоим образом не смягчило самопровозглашенную ограниченную способность О’Барра работать с другими». Джеймс О’Барр отметил, что великие умы думают одинаково, но раскритиковал Голливуд за то, что он испортил множество замечательных исходных материалов, в том числе «Лигу выдающихся джентльменов» Алана Мура. Он гордился успехом первого фильма и работал над созданием коммерческого хита с относительно небольшим бюджетом.
Затем в 2000 году последовал третий полнометражный фильм — «Ворон: Спасение» (ориг. «The Crow: Salvation») режиссера Бхарата Наллури. Здесь создатели смешали историю Эрика Дрейвена с судьбой Графа Монте Кристо, как когда-то поступили в мюзикле с Суини Тоддом: главного героя, которого теперь зовут Александр «Алекс» Фредерик Корвис, подставили, ложно обвинили в убийстве подруги Лорен Рэндалл и несправедливо казнили на электрическом стуле. Затем персонаж вновь был воскрешен из мертвых стигийским существом — зловещим Вороном — и одарен свыше сверхъестественными способностями, чтобы очистить свое имя и отомстить за смерть Лорен. В сюжет также ввели множество второстепенных персонажей, вместо Сары фигурирует Эрин, сестра Лорен, а главную роль сыграл Эрик Гарри Тимоти Мабиус:
Согласно изначальному сценарию «Ворона — 3», фокус повествования сместился бы с акта мести на ужасы. Действие сюжета происходило бы в 2010 году, когда в ночь на Хэллоуин сатанинский священник убил местного мальчика и его мать. Год спустя мальчик воскрешается как Ворон. А затем ещё двадцать семь лет спустя, не подозревая о своем прошлом, он становится охотником за головами, столкнувшимся со своим теперь всемогущим убийцей. Однако, такая версия сценария, предложенная Робом Зомби, не получила одобрения у съёмочной группы. По предложению продюсера — Джеффа Моста — было решено, что третий фильм будет посвящен более молодому воплощению Вороны , что также сделает фильм более привлекательным для целевой аудитории подростков.
В 2005 году на экраны вышел четвёртый полнометражный фильм «Ворон: Злая молитва (или молитва нечестивца)» (ориг. «The Crow: Wicked Prayer»), режиссёром которого был Лэнс Мунгиа. Теперь главный герой саги — бывший заключенный, убивший насильника в драке. В данной экранизации его зовут Джеймс «Джимми» Куэрво, и он вместе со своей девушкой Лили (отсылка к «Гарри Поттеру»?) пытается начать новую жизнь в другом городе. На сей раз молодые становятся жертвами сатанистов — байкеров во главе с Люком Крэшем, которые носят прозвища Вестников Апокалипсиса и поклоняются Антихристу (в русском дубляже — Люциферу).
На сей раз режиссер решил «соригинальничать» — теперь у главы банды тоже есть своя жена по имени Лола Бирн. Вместе с подельницей Люк убивает пару в жестоком ритуале, вырвав у Лили глаз, а у Джеймса — сердце. И тут ни с того ни с сего появляется Ворон, который снова возвращает героя к жизни ради набившей оскомину миссии. Примечательно также, чтобы исцелить раненую сатанистами птицу и восстановить силы Джеймса, один из второстепенных персонажей исполняет ритуальный Танец Ворона, чего в оригинале у Джеймса О’Барра вовсе не было. Главную роль в фильме сыграл актёр Эдвард Ферлонг:
Объясняя свое видение картины, режиссёр Лэнс Мунгиа подчеркнул, что вдохновился реальными событиями — терактами в школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года и 11 сентября 2001 года, приведшего к разрушению башен — близнецов. Он также сказал, что сделал главного героя преступником намеренно:
Наконец, на экраны вышел и сериал под названием «Ворон: Лестница в небо» (ориг. «The Crow: Stairway to Heaven»). Он выходил в эфир с 1998 по 1999, продержавшись всего 1 сезон, состоящий из 22 эпизодов. Сериал является прямым продолжением первого фильма 1994 года и отличался только тем, что Эрик Дрейвен теперь являлся гитаристом рок-группы Hangman’s Joke. В сериале его роль сыграл актёр Марк Дакаскос, поразительно схожий внешне с покойным Брендоном Ли:
Сериал получился не таким мрачным, как хотелось бы, а стал практически обычным детективом с элементами боевых искусств. Несмотря на дань уважения оригиналу и положительные отзывы критиков, «Ворон. Лестница в небо» был отменён. Случилось это и из-за проблем с авторскими правами на вселенную и персонажей. Джеймсу О’Барру ни одна последующая экранизация комиксов, за исключением фильма 1994 года, не пришлась по душе. Художник сказал, что он не имеет никакого отношения к сериалу или каким-либо продолжениям фильма, и что он активно отговаривает тех, кто пытается снимать сиквелы. Однако, его просьбе никто так и не внял, фактически превратив Эрика Дрейвена в «дойную корову».
Сериал примечателен и тем, что в нём появился и «женский аналог» Дрейвена — Ханна Фостер, которую сыграла актриса Бобби Филлипс. По сюжету женщина аналогичным образом восстает из могилы и мстит за себя и свою дочь обидчикам. Однако, в отличие от Эрика, она постоянно борется между потребностью в искуплении и жаждой мести. Кроме того, ее методы борьбы с сопротивлением гораздо более суровы, чем у Дрейвена.
Похожий сюжет вскоре появился и в ряде комиксов по мотивам Джеймса О’Барра — и там, и тут иллюстраторы эксплуатировали известную историю, а у Эрика Дрейвена то и дело появлялись различные клоны: индейский фермер Джошуа Зейн, убитый солдатами Конфедерации, офицер Федеральной службы охраны природы Айрис Шоу, убитая террористами, Майкл Корби и его жена, убитые во время угона автомобиля (персонажа возвращают к жизни аж два Ворона по имени Хьюго и Мэнни соответственно), Марк Люнг и его жена, убитые китайской мафией, Леандр и Винсент (один — средневековый аристократ, другой — молодой визажист 1930-х годов), полицейский под прикрытием Элора, убитая наркобароном, студент по обмену Джейми Остерберг, неизвестный заключенный нацистского концлагеря, убитый комендантом, боксёр Сальвадор, католический прислужник Дэвид Амадио, погибший вместе со своей девушкой Сарой и десятками других людей в результате теракта в Риме, гей Маркус Гривс из Сан-Франциско 1980-х годов, убитый бандой скинхедов-неонацистов, художница граффити Анхелес Серо, убитая вместе со своей сестрой-близнецом жестоким бывшим любовником Анхелеса, курсантом полиции, и даже Кэрри / «Кюраре» (отсылка к Стивену Кингу?!).
В отличие от предыдущих тринадцати персонажей комиксов, Кэрри — единственный главный герой канона «Ворона», который лично не прибегает к насилию, а вместо этого помогает детективу Джо Солку, расследовавшему ее убийство, найти убийцу и отомстить. Но все герои комиксов оказались посредственными и так и остались в тени Эрика Дрейвена. Сам же Джеймс О’Барр рассматривает «Ворона» как завершенную историю с определенным финалом и давно перешел к другим проектам. Он также пишет тексты песен и иногда играет на гитаре в индустриальной рок-группе Trust/Obey, которая подписана на лейбл Трента Резнора (из Nine Inch Nails) Nothing, и работает над новым проектом комиксов «Gothik», который уже был выбран продюсером Мостом.
По мотивам истории Эрика Дрейвена также были опубликованы романы:
1. Ворон: Сердце Лазаря / The Crow: A Lazarus Heart (Poppy Z. Brite) — апрель 1998
2. Ворон: Под покровом ночи / The Crow: Clash By Night (Chet Williamson) — 1998
3. Крик ворона / Quoth The Crow (David Bischoff) — февраль 1998
4. Ворон: Храм ночи / Crow: Temple Of Night (S.P. Somtow) — декабрь 1999
5. Ворон: Кровавое причастие / The Crow: The Wicked Prayer (Norman Partridge) — ноябрь 2000
6. Ворон: Обречённый на муки / The Crow: Hellbound (A.A. Attanasio) — июнь 2001
В каждом из них фигурировали персонажи (писатель Уильям Блессинг, фотограф Джаред По, хозяйка детского сада Эми Карлайл, погибшая в результате взрыва вместе с некоторыми детьми, американский журналист Стивен Леллиотт, Дэн Коди, хулиган Билли Паркер и демон Дрен, а также Лионель Буле, соответственно), снова так или иначе основанные на биографии Эрика Дрейвена и полностью дублирующие её.
В конце 1990-х годов в разработке находилось очередное продолжение/перезагрузка « Ворона» под названием «Ворон: 2037» , действие которой должно было происходить в будущем. Его написал и поставил режиссер Роб Зомби, но в конечном итоге проект был отменен. 1 апреля 2022 года студия The Hollywood Reporter объявила о новой попытке ремейка экранизации 1994 года. Объявили, что режиссёром картины станет Руперт Сандерс, главные роли исполнят Билл Иштван Гюнтер Скарсгард, ранее сыгравший Пеннивайза в фильме «Оно» Стивена Кинга, и Талия Дебретт Барнетт, известная как FKA Twigs, соответственно. Ну, а Эдвард Р. Прессман и Малкольм Грей будут сопродюсерами. Съёмки фильма завершились 16 сентября 2022 года, а релиз запланирован на 7 июня 2024 года.
Сценаристом нового ремейка был Стивен Норрингтон, который описал новый фильм разительно отличающимся от версии 1994 года: «В то время как оригинал Алекса Пройаса был великолепно готическим и стилизованным, новый фильм будет реалистичным, бескомпромиссным и загадочным, почти в документальном стиле». Позже Норрингтон был уволен с должности, и его в разное время заменяли другие люди. 3 июля 2013 года создатель «Ворона» Джеймс О’Барр был назначен креативным консультантом фильма. В интервью октября 2015 года О’Барр рассказал о том, что изменило его мнение о перезагрузке, а также о попытках сделать её более точной адаптацией комикса, сохраняя при этом уважение к оригинальному фильму.
Также автор комиксов подчеркнул, что есть персонаж фильма 1994 года — Эрик Дрейвен, который у него и поклонников вселенной навечно будет ассоциироваться с Брендоном Ли, а есть персонаж Эрик из комиксов, фамилия которого никогда не раскрывается. Джеймс отметил также, что покойный актёр был его лучшим другом, и что он «никогда не сделал бы ничего, что могло бы навредить его наследию«. Каким новый «Ворон» выйдет на экраны, время покажет.