Или о том как в одно из прохождений Arcanum я впервые решил отыграть персонажа-вора, и что из этого вышло.
«Улицы Таранта широки, и малец-послушник листья жгет…»
Я играл во множество ролевых игр, но никогда не занимался в них, так сказать, профессиональным воровством. Разве что в Готике 2, где нужда толкала на то, чтобы обносить если не крестьянские халупы, то уж как минимум дома в богатом квартале, да играх серии ТЕС ради квестов криминальных гильдий.
Во-первых, душа не лежала к воровскому делу, равно как и к отыгрышу персонажей-преступников. Да и чаще всего я отыгрывал ультра-хороших персонажей, так многие игры заточены именно под такой тип прохождения, и хороший персонаж получит больше квестов. Ультра-хороший персонаж же не украдет и куриного яйца, а скорее наоборот — откажется от денежной награды за выполненную для бедняков работу.
Во-вторых, из разных источников я знал, что воровство, особенно в сочетании с «quick save — quick load» часто ломает игру и делает ее неприлично легкой, так как порой в самом начале можно стянуть меч тысячи истин, миллион золотых и кольцо всевластья, и лихо раздавать всем люли в промышленных масштабах, в то время как честные юные паладины все еще бьют крыс палкой с гвоздями и радуются драной кожанке и медному кольцу.
А еще так получилось, что я люблю Arcanum, и раз в несколько лет на меня находит желание в него поиграть. До конца я как правило не дохожу, но пробую создать персонажа, которым никогда раньше не играл, и смотрю, что из этого получится. Так, у меня были когда-то:
— полуогр, тупой как пень, но заточенный на ближний бой и шедший по игре паровым катком, просто забивая всех, кто стоял на его пути. Правда, его не очень любили NPC, но, откровенно говоря, какая к черту разница, когда вы можете разбить любую недовольную харю?
— маг-дипломат, который сперва просто закликивал всех автоматными очередями заклинания «Вред», пока не падал на землю от усталости, а впоследствии был специализирован в призывателя. Каким же фуфлом оказался призыв фамилиара — до сих пор помню разочарование!
— естественно гном-технарь, ищущий по помойкам тряпки и шестеренки. За него я не очень далеко прошел, потому что зависимость от мусора и магазинов мне быстро приелась.
И еще несколько экспериментов, типа попытки сделать интеллектуального, красивого и обаятельного полуорка или лихого ковбоя (в начале игры это будет мазила уровня меметичного имперского штурмовика, да еще и с постоянно заклинивающими пистолетами).
Но вот за вора я не играл ни разу, не было мазы.
И вот как-то я подумал: а почему бы и нет?
«Даже злые орки и те боялись Мурки, воровскую жизнь она вела….»
Полурослика или гнома я брать не стал, потому что хотел играть за девушку, чего тоже раньше никогда не делал. Воровство относится к техническим навыкам, а у эльфов к ним штрафы, так что пришлось взять обычную человеческую женщину.
Дальше я подумал, что хочу быть воровкой из городских легенд — женщиной невероятного обаяния. Магией я пользоваться не буду, а в качестве оружия буду использовать… И тут опять стало интересно, потому что стрельба и настучать мечом по башке — это все просто и знакомо. Это мы уже пробовали.
А вот, например, есть навык «метание» — почему бы не взять его? Возможно, он совершенно бесполезен, но ввели же его зачем-то в игру. К тому же, в ней есть бумеранги и гранаты — есть чем покидаться.
В свое время, я сделал во втором Фаллауте персонажа-каратиста, опять же в качестве эксперимента — ну глупо же бежать с кулаками на винтовки и огнеметы! Каково же было мое удивление, когда он оказался не просто эффективен — он оказался чуть ли не имбой, потому что когда в ход шли силовые кулаки, головы врагов разваливались как гнилые тыквы. Точно так же, кстати, рукопашный боец игрался в Ф3 и Нью-Вегасе — главное добежать, а там все разлетятся кровавыми брызгами с пары ударов.
Так и с метанием — я подумал, а что если взять такой неочевидный навык? И не прогадал.
Ну и обычный набор: карманное воровство, скрытность, взлом замков. Удар в спину тоже качал, но быстро забросил, потому что в Аркануме бить в спину из скрытности оказалось не очень удобно, в отличие от, например, ПТ: Тормент, где можно было целые этажи зачищать Анной («Like a shadow I am… Leave the shadows!»). Расставлять ловушки показалось какой-то слишком уж сложной возней, так что это я качать тоже не стал.
«А в лагерях без суеты, братва прикинет leather armor…»
Итак, красавица-воровка отправилась в путь. На первых порах все как всегда при игре за не-воина: Вирджил танкует, а мы стыдливо отсиживаемся у него за спиной, потому как умеем чуть менее чем ничего. Потом в кабаке был присоединен Согг, который уже много кому мог пояснить с вертушки, а моя воровка набила чутка уровней и стала чаще попадать бумерангом.
Далее дело дошло непосредственно до воровства. Тырить мелочь по карманам в первом городке было не особо интересно, тем более, что в Аркануме нельзя просто так взять и украсть из кармана сто тыщ миллионов монет — вам придется доставать их по соточке за раз, что нудно и повышает риск быть пойманным. Но все изменилось, когда во мраке ночи я через окно на цыпочках прокрался в дома кузнеца и торговца всяким барахлом в Туманных холмах, и вскрыл их сундуки.
Это, ребята, скажу я вам, не трехкопеечные ножички по двадцать штук в магазин таскать в надежде скопить на паршивый меч! Вся партия тут же была экипирована в украденный шмот. Впоследствии, эта схема повторялась во всех остальных городах: качаемся до уровня, когда сундуки торговцев поддаются, вскрываем, одеваем и снаряжаем всю партию, а излишки продаем. Сломало ли это игру? Не то чтобы прям сломало — к тому времени как вы сможете взломать сундуки, украденное снаряжение будет, в целом, адекватно уровню противников. Но жить стало лучше, жить стало веселее.
Но это еще цветочки. Ягодки пошли, когда я освоил метание и понял, что бумеранги и шакрамы бьют на расстоянии, но при этом не требуют вообще никаких расходников! То есть, пока лучник и ковбой считают стрелы и пули, которые еще и надо покупать за баблинский или крафтить из помойных материалов, а маги падают на землю от истощения маны, метатель может просто заспамливать всех шакрамом через весь экран, что твоя Зена — королева воинов! Бесплатно!
В печально известных гномских пещерах и тарантской канализации я прокачался так, что к тому времени как моя шайка-лейка бравых сопартийцев добегала до врагов, от тех уж почти ничего не оставалось.
А еще я научился делать коктейль Молотова и пару других гранат. Правда, опять пришлось помойничать, чтобы найти нужные ингридиенты, но оно того стоило, гранаты в игре вполне достойные.
Прокаченное воровство тоже оказалось, по сути, боевым навыком. В отдельных случаях, когда было понятно, что с каким-то НПЦ у вас возможен конфликт, можно было просто заранее украть у него оружие и патроны, и пусть пытается забить вас кулаками (увы, некоторые вполне могут навалять и голыми руками). А еще можно было сунуть ему что-нибудь в инвентарь, типа динамита, но этим нас уже не удивишь, так мы президента еще во втором Фаллауте взрывали.
Кстати, про совать в инвентарь и почему это, на самом деле, не сильно нужно: в Аркануме реализована смешная механика, когда если бросить рядом с НПЦ предмет, то он его через какое-то время подберет. А если этот предмет еще и выше по уровню, чем то, что у него есть, то он возьмет предмет в руки или наденет. То есть, если у вам нужно кого-то незаметно убить, а вас есть проклятое оружие или перчатки, которые отравляют своего носителя ядом, то можно небрежно обронить их, проходя мимо нужного персонажа. Он немедленно напялит эти перчатки и через какое-то время помрет, а вам останется только погладить себя по лысой голове со штрих-кодом за сообразительность.
Ну и пару слов об обаянии. В какой-то момент в моей команде были Вирджил, Согг, собака, Магнус, Данте и Рейвен, и бегать в такой толпе было очень весело, потому что иногда не требовалось даже самому шакрам метать — все делали верные друзья. Впрочем, в риалтайме это хорошо работало только в простых боях, когда ватага врывалась в комнату и всех там выносила. А в сложных все превращалось в кашу, где все беспрестанно мазали, убивали сами себя критическими ударами, наступали на ловушки и умирали за пять секунд — короче, классический Арканум-экспириенс.
«До свидания, кореша!»
В итоге, я дошел до Туллы и там уже бросил игру, потому что и так знал, что там дальше, не слишком люблю последнюю часть игры, да и билд уже был распробован.
Надо признать, получился весьма необычный игровой опыт. Игра, разумеется, была сломана за счет имбовых скиллов, но я считаю, что если это все легально введенные разработчиками механики — значит все честно. Да и как можно играть в Арканум так, чтобы там что-то не сломалось?
Если можно вскрывать сундуки — чего бы и не вскрывать, коли персонаж такой по отыгрышу?
Если можно своровать у злого огра его оружие или квестовый предмет у какого-нибудь персонажа — чего бы и не своровать, вместо того чтобы тратить полчаса на квест?
Если можно собрать целую личную армию, а потом еще и полностью одеть ее в ворованную снарягу — вперед и с песней!
Если гранаты и шакрамы позволяют через весь экран выносить десятки врагов прежде чем они до вас добегут — сам бог велел это делать! Тем более в такой игре как Арканум, где, наверное, одни из самых худших подземелий в истории видеоигр.
Все ограничения, за исключением игромеханических, только у нас в голове.
В общем, играйте весело, а не «правильно», экспериментируйте, пробуйте и будет вам счастье!