На фоне непризнания «Аколита» и смешанных оценок «Бэтмен: Крестоносец в плаще» вспоминаем, как фанаты отказывались принимать официальные продолжения любимых сериалов, фильмов, книг и игр.
Фанатская любовь – страшная сила. Она может дать вторую жизнь проектам (сериал «Пространство» получил три дополнительных сезона после закрытия благодаря онлайн-петициям и обращениям в тогда ещё Twitter’е). А может и похоронить официальные продолжения – только потому, что их авторы сделали что-то, что не понравилось поклонникам.
Один из самых ярких примеров – расширенная вселенная «Звёздных воин». Да, «Аколит» пока ещё на слуху – возможно, не по тем причинам, которые хотели бы создатели. Но кто помнит «Книгу Бобы Фетта» или отдельный фильм о Хане Соло, который с треском провалился в прокате? Или рождественский эпизод? Сейчас его вспоминают только ради мемов.
Впрочем, перечисление всех провалов «Звёздных войн» займёт слишком много времени. А в мире есть и много других, не менее интересных случаев, когда фанаты «отменяли» официальные продолжения. О самых известных – в этой статье.
Что пошло не так: Дэн Хармон покинул проект.
«Сообщество» (The Community) с первого сезона стал одним из лучших ситкомов в истории телевидения. Харизматичные персонажи, остроумные шутки и много мета-юмора мгновенно влюбляли в проект как теле-гиков, узнающих каждую отсылку, так и обычных зрителей. И благодарить за это стоит Дэна Хармона.
Дэн Хармон – один из самых известных шоураннеров среди «гиков». Именно он создал «Рика и Морти» (причём одновременно с «Сообществом»), переработал мономиф в «круг истории» и написал несколько книг по сценарному мастерству.
Вот только работать с ним было тяжело. Хармон пьянствовал, часто опаздывал и не посещал съёмочную площадку, а ещё был настолько перфекционистом, что заставлял переписывать целые эпизоды из-за нескольких неудачных шуток. Руководству канала не нравилось и то, что он постоянно увеличивал бюджеты из-за переписываний и пересъёмок.
В 2012 году Хармана уволили, но сериал закрывать не стали. В результате четвёртый сезон вышел без него – и он известен как the gas leak year, «год утечки газа». Называют следующие проблемы:
- Шутки стали ориентированы «на широкую аудиторию» и утратили колкость;
- Персонажи ведут себя не так, как обычно, и игнорируют предыдущие события;
- Многие шутки используются повторно, вроде «самого тёмного таймлайна».
К концу четвёртого сезона «Сообщество» настолько развалилось, что из него ушли актёры с главных ролей! В частности, проект покинули Чеви Чейз и Дональд Гловер. После пятого ушла и Иветт-Николь Браун.
Sony Pictures Television, которые снимали «Сообщество», в итоге сдались и вернули Дэна Хармона. Поэтому с пятого сезона он вновь стал шоураннером проекта.
А название the gas leak year появилось как попытка фанатов объяснить происходящее на экране. Дескать, в «Гриндейле» случилась утечка газа (да, как в «Людях в чёрном»), и поэтому персонажи начали вести себя максимально странно.
Из плюсов: пока Хармон не работал над «Сообществом», он работал над первым сезоном «Рика и Морти».
Что пошло не так: Слабый антагонист и плохое завершение истории.
Седьмой сезон «Дектера» о серийном убийце, который убивает других серийных убийц, максимально завышает планку драмы между персонажами. Особенно – финальные серии, где многим героям приходится принимать тяжёлые моральные решения.
Но случается восьмой сезон, и… Драма превращается в рефлексивные разговоры. Главный злодей оказывается «чёртом из табакерки», персонажем практически из ниоткуда. Декстер переживает психологическую трансформацию в духе «любовь исцеляет». А один из самых харизматичных персонажей погибает глупым образом.
Хотя формально восьмой сезон не является худшим, слабый антагонист и плохое завершение истории значительно портят впечатление. Поэтому некоторые фанаты советуют закончить просмотр на седьмом, хотя он и заканчивается очень сильным клиффхэнгером.
Что пошло не так: Смена главных героев.
«Клиника» (The Scrubs) сделали одним из лучших драматически-комедийных сериалов современности именно харизматичные персонажи. Каждый герой, будь он на главной роли или второстепенной, запоминался практически мгновенно: от «шоколадного мишки» и «ванильного мишки» до юриста Теда или появившегося всего на три эпизода Бена Салливана в исполнении Брендана Фрейзера.
И все эти персонажи получили идеальное завершение своей истории в финальной серии… восьмого сезона.
А потом сериал продлили на девятый сезон.
В нём основной каст остался тем же, только вектор истории сменился на троицу новых персонажей. Главные герои предыдущих восьми тоже присутствуют, но отошли уже на второй план. Изменились даже названия серий – есть предыдущие эпизоды были посвящены Джей Ди и именовались как «Мой что-то там…», то в девятом сезоне это теперь «Наш что-то там…» (вставьте картинку с Багзом Банни).
Преданные фанаты восприняли это как предательство. И даже сейчас в разговорах о сериале «Клиника» можно часто встретить мысль о том, что девятого сезона не существует.
Что пошло не так: Фанаты ждали развития мифологии сериала, а получили «монстра недели».
У «Секретных материалов» очень сложная, запутанная и не всегда понятная мифология, которая, тем не менее, помогает удерживать зрителей у экрана и шапочки из фольги на их головах. Правительство скрывает инопланетян! И создаёт суперсолдат, используя инопланетные технологии и ДНК! Вокруг одни сплошные заговоры!
Хотя девять сезонов оригинального сериала чётко пояснили, что правительство действительно скрывает инопланетян (или нет?!?!?), фанаты всё равно ждали продолжения мифологии. И вот в 2008 году анонсируют фильм с подзаголовком I Want to Believe, фразой с постера в кабинете Малдера. Фанаты на низком старте и уже готовы крутить шапочки из фольги.
12 мая 2008 года выходит первый трейлер «Секретные материалы: Хочу верить». И уже он намекает, что история в фильме будет не про то, чем кажется. После релиза выясняется, что это просто сюжет про «монстра недели», инопланетян нет, правительство ничего не скрывает (почти), а значительная толика времени уделяется отношениям Малдера и Скалли.
В итоге «Хочу верить» оказался не разочарованием, но обманом ожиданий. И поскольку он почти ничего не привносит в общую историю, его можно смело пропускать.
А ещё там роль одного из агентов ФБР исполнил рэпер Xzibit.
Что пошло не так: Заменили Эвелин и переусложнили сюжет.
Серия «Мумия» из 90-х всегда была «прикольным приключенческим кино на вечер». И, как свойственно подобному жанру, каждый следующий фильм оказывался чуть-чуть хуже предыдущего. Первая «Мумия» образца 1999 года получила в основном положительные отзывы, вторая (2001 год) – более смешанные, а третья… а вы знали, что есть и третий фильм? Нет, не с Томом Крузом.
«Мумия: Гробница императора драконов» вышел в 2008 году. Место действия перенесли в Китай, Брендан Фрэйзер вернулся к роли Рика О’Коннела, а образ главного антагониста примерил на себя Джет Ли. Не смогли вернуть только Рейчел Вайс – вместо неё роль Эвелин исполнила Мариа Белло.
Но проблема была не только в замене актрисы. «Мумия: Гробница императора драконов» пострадала из-за перегруженного сюжета: в нём были терракотовая армия, драгоценные камни, йети, трёхголовый дракон, куча разных артефактов, бессмертная воительница и многое, многое другое.
Хотя сейчас о «Мумии 3» почти не вспоминают, в своё время фильм оказался коммерчески успешным. Universal даже подписали контракт с Марией Белло на съёмку следующих картин, но в итоге от продолжений отказались из-за негативных рецензий. И вместо этого занялись перезапуском, который похоронил уже не одну франшизу, а целую вселенную!
Что пошло не так: Попытка объяснить природу бессмертных.
«Горец» – прекрасный образец фэнтези 1980-х. Бессмертный воин и его не менее бессмертный противник сходятся в битве в современном Нью-Йорке – и остаться должен только один. И всё это под музыку Queen!
Разумеется, фильм стал коммерчески успешным и быстро обрёл культовый статус. Так что ему начали клепать продолжение. И в нём зачем-то объяснили, кто такие Бессмертные. Эффект получился ещё более ярким, чем введение мидихлорианов в канон «Звёздных войн».
Кроме того, в фильме поднимает вопрос разрушения озонового слоя. А действие картины происходит в 2024 году. Так что посмотрите вверх. Видите звёзды? Это Дункан Маклауд всех спас.
Неудивительно, что такое странное и абсурдное объяснение природы Бессмертных игнорируется в последующих фильмах, которых вышло ещё целых три шутки.
Что пошло не так: Общая глупость происходящего и Шайа Лабаф.
Вообще забвению предался сериал «Хроники молодого Индианы Джонса», который, помимо приключений археолога, почему-то должен был ещё и обучать юного зрителя истории XX века, но давайте тоже пропустим его и поговорим про «Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа».
У Джорджа Лукаса было огромное количество планов на развитие франшизы об Индиане Джонсе после выхода первой трилогии. Археолог мог попасть в шотландский замок с привидениями, встретиться с динозаврами в затерянном мире и даже столкнуться с инопланетянами с Марса. Ах, да.
Черновик «Индиана Джонс и Пришельцы с Марса» был написан в 1990-х годах. Уже в нём Инди спасался от атомного взрыва (накрывшись свинцовым холодильником) и сталкивался с инопланетянами. В дальнейшем Лукас переработал сценарий, сделав его более соответствующим «духу» археологии: теперь Инди не расследовал падение летающей тарелки, а охотился за хрустальным черепом.
Четвёртый фильм об Индиане Джонсе вышел в 2008 году и собрал много денег, но довольно посредственные отзывы. Зрители ругали «Королевство хрустального черепа» за обилие глупых сцен, в том числе выживание при ядерном взрыве в холодильнике, а также за введение в сюжет пришельцев. Отдельной критики «удостоился» Шайа Лабаф, которому пророчили роль «нового Инди» в собственной франшизе. Иронично, но уже к пятому фильму персонажа убили.
Актёры тоже не были довольны фильмом. Шайа Лабаф признался, что «упустил ценность наследия, которое люди любили и лелеяли». Харрисон Форд за эти слова назвал его «ёб&&ым идиотом», потому что «должны быть способы поддержать фильм, не выставляя себя полным придурком».
Выход пятого фильма ситуацию не улучшил. Теперь, по мнению некоторых фанатов, «Индиана Джонс» – это трилогия из 80-х. Никаких сериалов и сиквелов не существовало.
Что пошло не так: Смена сеттинга.
Серия Bomberman – один из самых ярких примеров лудонарративного диссонанса в играх. С одной стороны, мы видим яркий и позитивный мир с пастельными цветами и миленькими персонажами. С другой – этих миленьких персонажей надо взрывать бомбами.
Видимо, чтобы избавиться от этого лудонарративного диссонанса, студия Hudson Soft в 2006 году перезапустила серию, представив Bomberman: Act Zero. Базовую геймплейную механику оставили: надо бегать по лабиринту, закладывать бомбы и взрывать ими противников, стараясь самостоятельно не попасть под огонь.
Но только теперь действие происходило в далёком и мрачном будущем, на антиутопической версии Земли. По сюжету людей запирали в лабиринте, чтобы превратить их в суперсолдатов – Бомберменов. И поэтому игроку нужно было уничтожить противников (других игроков) прежде, чем они уничтожат его.
Несмотря на сохранение основного геймплея, превращение игры в «мрачную антиутопическую королевскую битву» крайне негативно повлияло на восприятие Bomberman: Act Zero. Критики и игроки разгромили игру – и она достаточно быстро почила в бозе. Ругали то, что в мрачную версию играть не весело.
«Позитивности» не добавляло и то, что Bomberman: Act Zero вышел эксклюзивно на Xbox 360.
Что пошло не так: Изменение жанра и потеря атмосферы.
В 2001 году вселенная Fallout пополнилась третьей игрой – Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Она была разработана австралийской студией Micro Forte и издана Interplay Entertainment, создателями оригинального Fallout 1997 года.
В отличие от предыдущих двух игр серии, Fallout Tactics: Brotherhood of Steel была выполнена в жанре тактической RPG. Правда, от ролевой составляющей осталась только система S.P.E.C.I.A.L., никакого «отыгрыша» и вариативности не предусмотрено, побочных квестов нет, сюжет подаётся «набросками». Несмотря на то, что Fallout Tactics: Brotherhood of Steel вполне приятно играется – благодаря разнообразию противников, напарников и пушек – многие фанаты до сих пор не включают игру в «официальную» франшизу Fallout.
В 2004 году вышла ещё одна игра с похожим названием – Fallout: Brotherhood of Steel. Её делали непосредственно Interplay Entertainment, и какой же это был провал!
Fallout: Brotherhood of Steel разрабатывался для консолей и был ориентирован в первую очередь на «боёвку», а не сюжет. Из-за этого пришлось пойти на очень большое количество упрощений – и изменить само Братство Стали. Они превратились в этакую группу благородных рыцарей, которые защищают Пустошь и несут мир и процветание. И даже без силовой брони – чаще они бегают просто полуодетыми. В итоге геймплей представлял собой просто шутер с изометрическим видом – бегаешь по коридорам и отстреливаешь радскорпионов под метал.
Время взяло своё. Сегодня Fallout Tactics: Brotherhood of Steel воспринимается как «неплохая игра, но плохой Fallout», а Fallout: Brotherhood of Steel забыли. А потом пришла Bethesda – и вселенная пополнилась такими «каноничными фолычами», как Fallout Shelter и Fallout Pinball.
Что пошло не так: Переписывание истории и использование самого спорного артефакта вселенной «Гарри Поттера».
Пьеса «Гарри Поттер и Проклятое дитя» вышла в середине 2016 года. Её автором стал Джек Торн, довольно известный британский сценарист (например, именно он работал над «Отбросами» и «Бесстыдниками»). Джоан К. Роулинг выступала в качестве соавтора и консультанта, однако её имя по вполне понятной причине стоит первым на обложке книжного издания.
Ещё до премьеры пьеса вызвала гнев консервативных фанатов – они не могли смириться с тем, что роль Гермионы Грейнджер досталась чернокожей актрисе. Джоан Роулинг сообщила, что никогда не задумывалась над цветом кожи персонажа, так что Гермиона может быть и чернокожей.
Но после выхода печатного издания пьесы обнаружилось, что проблема намного глубже: сюжет «Гарри Поттер и Проклятое дитя» переписывал каноны вселенной. Персонажи активно пользовались Маховиком времени, чтобы путешествовать в прошлое. Более того, концовка истории была натянутой, использовался приём «бога из машины». Подробнее в спойлерном фрагменте.
Фанаты, недовольные переписыванием истории и слабым сюжетом с путешествиями во времени, называют «Гарри Поттер и Проклятое дитя» «фанфиком». Впрочем, это не мешает Warner Bros. «задумываться» об экранизации – но окончательного решения (по всей видимости, из-за провала «Фантастических тварей…») ещё не принято.
А ещё больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!