Недавно завершилась серия комиксов Descender от звездного дуэта сценариста Джеффа Лемира и художника Дастина Нгуена. За 32 выпуска авторы рассказали нам историю робота по имени Тим-21, который оказался в центре событий вселенского масштаба и стал ключом к спасению мира… или его уничтожению. В этом материале приглашенный автор Игорь «Дитрих» Кислицын расскажет, почему эта история достойна внимания.
Человечество ведет успешные разработки искусственного интеллекта, и роботы проникают во все сферы жизни. Но за десять лет до происходящих в комиксе событий миры Федерации атакуют загадочные огромные роботы Пожинатели, которые появляются также стремительно, как и исчезают.
Галактику закономерно охватывает волна робофобии — официально роботов в пределах Федерации быть не должно, и в космосе орудуют целые банды, которые отлавливают и перепродают их.
И в это время на одной далекой шахтерской станции просыпается Тим-21 — робот-компаньон в обличии ребенка. Он пытается осознать произошедшие события и разобраться, куда подевались все люди, но за ним уже охотится вся Галактика. А причина проста — его машинный код идентичен коду тех самых Пожинателей, и малыш-робот может стать ключом к победе над ними.
Следует сразу сделать оговорку, что Descender — это сказка в контексте космоса, и относиться к ней нужно соответствующе. По ходу повествования Джефф Лемир поднимает уже знакомые по другим произведениям темы, связанные с роботами, — об их праве на личную свободу, о том, есть ли у них сознание, о взаимоотношениях в стиле «творец-творение» и так далее. Но ни одна из этих тем не получает серьезного развития, и авторы не выражают определенной позиции по какой-либо из них.
С другой стороны, стороны конфликта представлены так, что нельзя с полной уверенностью разделить их на правых и виноватых. И восставшие роботы, и Федерация, и сами Посланники — древняя раса машин — не рисуются однозначно хорошими или плохими.
К плохим парням можно отнести только местных работорговцев, которые однозначно негодяи и сволочи, но их роль в сюжете не так глобальна. И для сказки это достаточно сильный посыл — предложить читателю самому выбрать, кто в итоге оказался меньшим злом.
Атмосферу сказки великолепно поддерживает Дастин Нгуен. Он нарисовал весь комикс акварелью. Скупые фоны и холодные цвета подчеркивают атмосферу космического приключения и не перегружают повествование излишним количеством деталей.
Чем говорить, лучше просто показать несколько страниц.
Если говорить о перегруженности повествования, то Лемир, на мой взгляд, очень правильно вводил экспозицию и раскрывал историю этого мира. Детали и сюжетные куски подавались строго порционно, в той степени, в которой читателю необходимо понимать суть происходящего.
Изначальные выпуски не представляют собой кашу из событий или простыни объясняющего текста — первое вторжение описано широкими мазками, а детали ждут нас уже позднее.
А вот к чему можно прицепиться, так это к достаточному количеству роялей в кустах и «случайных» встреч персонажей, особенно под конец истории. По сюжету их разносит далеко друг от друга, но в нужные моменты они появляются буквально секунда в секунду тогда, когда они критически необходимы. И так несколько раз. Это можно, конечно, списать на условности, простительные сказке, но лично я все равно занесу это в недостатки.
Персонажи также по большей части находятся в своей константе вплоть до финальных выпусков, а некоторые и вовсе не получают никакого развития — например, напарник капитана Теслы или ее отец.
Сам Тим как персонаж сначала представляет собой лишь инструмент, который необходим всем участникам конфликта, но под конец он решается на то, чтобы взять ситуацию в свои руки и сделать собственный выбор… который тут же становится бессмысленным, после чего он вновь превращается в невольного заложника обстоятельств.
И если копать уж совсем вглубь, то концовка комикса никак не зависит от произошедшего в нем — если бы ничего этого не было, она была бы точно такой же, не считая гибели или выживания тех или иных персонажей.
Опять же, это можно считать минусом, если не рассматривать серию как сказку в космосе. И даже если принять это как недостаток, то он искупается как визуальной частью, так и легкостью и атмосферностью происходящего.
А еще в этой серии один из самых выразительных и обаятельных роботов, что я видел, — речь идет, конечно же, о Бандите.
И завершая тему концовки — изначально она должна была быть другой. Об этом писал сам Лемир в послесловии последнего выпуска и об этом же говорил в интервью. Мы никогда не узнаем точно, насколько сильно она должна была отличаться, но новая серия Ascender, действие которой будет происходить спустя 10 лет после событий этого комикса, появилась практически случайно. Просто в один момент Джеффу захотелось разбавить повествование, и он придумал сюжетный эпизод с магией и вампирами. Он так понравился и ему, и Нгуену, что они решили подправить концовку и оставить задел на продолжение.
Descender — это визуально красивое и интересное космическое приключение, которое одновременно и до невозможности масштабное — на карту поставлена судьба всей вселенной, — и местами максимально личное и эмоциональное. Это не новое слово в жанре фантастики или в теме «люди и роботы» — это просто хорошая история о маленьком роботе, который всего лишь хотел сделать так, чтобы вселенная перестала сама себя уничтожать. Как по мне, это уже серьезное достижение.
Кстати, первые два тома комикса (выпуски с 1 по 11) были изданы на русском языке «Книжным клубом Фантастика» как «Посланник».
Источник