Важно: хотя в лучшие финалы мы включали и аниме, с плохими концовками в аниме все обстоит настолько скверно, что мы решили вынести «Худшие финалы аниме» в отдельный материал. Ждите его в ближайшее время.
Как обычно, мы без всяких комплексов говорим о важнейших сюжетных элементах рассматриваемых проектов. Уж из-за чего-чего, а из-из финалов эти шоу точно не стоит смотреть!
5. Castle («Касл»), 2009-2016
Павел Чуйкин
У этого крутого детективного процедурала ужасный финал. Часть вины за спущенную в унитаз концовку лежит на актерах, но главные виновники этого скомканного нечто — продюсеры и сценаристы.
Почему виноваты актеры? Натан Филлион и Стана Катич сначала закрутили роман, потом расстались, и после этого постоянно конфликтовали на съемочной площадке. Дела доходили до слез и громких скандалов, но телешоу продолжалось. В последних сезонах проекта в отношениях Касла и Беккет чувствовалась напряжение, хотя по сюжету все хорошо. Разногласия в жизни переносились на экран, и это еще один минус в копилку сериала.
Почему виноваты продюсеры и сценаристы? В середине восьмого сезона Катич наотрез отказалась продлевать контракт, хотя остальные актеры, включая Филлиона, уже давно подписали свои. И это стало началом, конца, но никто ничего не сделал. Продюсеры, видимо, понадеялись, что она передумает, а сценаристы по той же причине не подготовились к закрытию и продолжали вести задуманную линию. Но когда до конца съемок оставалось всего ничего, а одна из двух звезд все еще не передумала уходить, происходящее в жизни опять отразилось на проекте.
В последних эпизодах появилось слишком много событий, герои то массово умирали, то возрождались, но даже в большей части финальной серии у съемочной группы оставалась надежда на продолжение. Они даже придумали мощную открытую концовку с заделом на 9 сезон, если актриса, возможно, может быть, а если все-таки, будем надеяться, помолимся Богу, передумает, но этого не случилось.
Из-за чего в последние две минуты финальной серии впихнуто чуть ли не десять лет жизни героев, а только что показанный эффектный клиффхэнгер тут же бездарно раскрыт и раздавлен сценарным слабоумием. Детально об этом сериале можно прочитать в моей статье «История сериалов: «Касл».
4. The X-Files («Секретные материалы»), 1993 — наши дни
Никита Казимиров
«Секретные материалы» — один из самых легендарных сериалов за всю историю телевидения. Борьба агентов ФБР Малдера и Скалли с правительственными заговорами стала одной из главных ТВ-эпопей на долгие годы вперед. Наследие шоу прекрасно поживает и до сих пор. К примеру, никакого «Сверхъестественного» в его лучшем проявлении без «Икс-файлов» у нас никогда бы и не было. И тем ироничнее, что с концовками творению Крису Картеру никогда не везло.
Возможно, дело в не самых выдающихся талантах шоураннера и большинства сценаристов. Или же руководство Fox намеренно вынуждало авторов искусственно растягивать сюжетные линии. Но факт остается фактом — ни один сезон сериала так и не закончился адекватно. Апофеоза подобное отношение к концовкам достигло в девятом сезоне, который должен был стать последним. Но вместо внятного заключения зрители получили плевок в лицо.
В конце сериала выясняется, что за всем уже в сотый раз стоит Курильщик. Он предупреждает Малдера и Скалли, что колонизация Земли инопланетянами начнется 22 декабря 2012 года. В то время было модно обыгрывать предсказания майя о конце света. Затем Курильщика убивают ракетой (почему бы и нет?), а Малдер и Скалли начинают скрываться от правительства. Все, конец.
Опять же, кажется, что зрителям вновь оставили задел на следующий сезон. Только вот неувязочка — его не было. Все загадки так и повисли в воздухе, от души приправленные безвкусицей последней серии. Никаких внятных ответов и удовлетворения от пережитой истории никто не получил, будто поезд сюжета в определенный момент врезался в стену — никто не выжил. Очень грустно, что столь выдающийся сериал закончился подобным образом.
Но знаете, что еще хуже? Его десятый и одиннадцатый сезон, которые я наотрез отказываюсь признавать каноничными. С помощью них сериал попытались одновременно продолжить и перезапустить, но не вышло ничего. Они берут худшее из «мифологии» шоу, а новые «монстры недели» нагоняют лишь скуку. Но самое ужасное, что из этих «Секретных материалов» прочь улетучилась атмосфера безграничных просторов США, в которых опасность поджидает на каждом углу, но их все равно хочется исследовать.
3. Dexter («Декстер»), 2006-2013
Дмитрий Петренко
Ну вы же ждали его здесь, правда? Еще бы — едва ли не самый ненавистный финал в современной сериальной истории. Декстер-дровосек. Ну вы поняли.
Быстро напомню, что случилось в последней серии: Дебра впадает в вегетативное состояние, сам Декстер отключает ее от аппарата жизнедеятельности, кидает тело в море и уплывает… нет, не в закат, в шторм. Больше в Майями его никто не видел, а Ханна читает о его смерти в Бразилии. На последних секундах мы видим бородатого американского дровосека, заканчивающего смену. Он приходит домой, садится за стул — и БАЦ — а это и есть Декстер Морган, вот это поворот!
Честно, я не могу ненавидеть эту концовку — она слишком смешная, чтобы на полном серьезе испытывать к ней негодование. Но зато я прекрасно могу понять людей, которым захотелось облить сценаристов сериала чернилами. Ведь за что любили «Декстера»? За то, как изящно в нем обращаются с темами морали и справедливости, ничего не пропагандируя и никого не защищая. «Декстер» — это одна сплошная «серая зона», где границы между добром и злом размыты невероятно. Можно ли оправдать убийцу, убивающего других убийц? Способен ли он жить нормальной жизнью? Но самое главное — и вот тут мы подходим к причинам невероятного краха финала сериала — заслуживает ли он наказания и если да, то какого?
Я абсолютно уверен, что поклонников устроил бы любой ЧЕТКИЙ ответ на этот вопрос. Если бы Декстер укатил в Бразилию жить с Ханной и сыном — это бы приняли. В конце концов, герой переигрывал всех на протяжении восьми сезонов, было бы логично, если бы ему удалось это и в финальной серии.
Ну, а если бы его поймали и приговорили к казни — так еще лучше! Мы бы смогли окончательно погрузиться в душу «Темного попутчика» героя и понять, раскаивается ли он в содеянном. И о чем вообще думает убийца перед смертью? Сериал бы заиграл новыми красками, а мы бы получили хоть и предскауземый, но мощный финал. Не обязательно удивлять зрителя сюжетным невероятным поворотом, чтобы в конце выжать из него все соки — «Во все тяжкие» как каноничный пример.
Что решили выбрать создатели? Да они решили вообще не выбирать. Самым тупым способом выводят главного персонажа из игры, роялем в кустах убивают Дебру, а затем показывают, что Декстер жив и, в общем-то, в полном порядке — отъел себе ряху и устроился на работу. Он и не не несет никакой ответственности за свои поступки, и не становится счастливым. Он просто пилит дрова на лесопилке. Это выстрел в пустоту и задел на сиквел, которого никогда не будет.
2. How I Met Your Mother («Как я встретил вашу маму»), 2005-2014
Дмитрий Петренко
На мой взгляд, худшее, что создатели вообще могут сделать в концовке любого сериала — провернуть «оригинальный» плот-твист, который без каких-либо предпосылок попросту меняет ваше отношение к предыдущим сезонам и к истории в целом.
В случае с «Как я встретил вашу маму» ситуация еще более сложная — это романтический ситком, целиком и полностью посвященный тому, как один романтик всю жизнь ждал свою любовь. Ну, по крайней мере, так казалось до эпизода Last Forever, где выяснилось, что его любовь умерла, а всю эту долгую и уже, на самом деле, утомительную притчу своим детям он рассказывал лишь для того, чтобы выпросить у них индульгенцию на отношения с тетей Робин.
Что хотели сказать создатели, очевидно всем. Жизнь — сложная штука, даже после самых невероятных потерь нужно идти дальше, а человек не может быть счастлив, если с ним рядом нет кого-то действительно близкого. Взбесила людей не сама эта мысль (пускай и банальная) и даже не отсутствие напрашивающегося уже из названия сериала хэппи-энда — а то, как бездарно сценаристы провернули этот трюк и как странно вывели из сериала его главный символ (собственно, саму Маму). Маму, о которой годами в фанатском сообществе ходили легенды и теории. Маму, которая стала своеобразным символом сериала, и личность которой создатели берегли до последнего.
И вот весь этот плот-твист умещен в несколько самых последних минут и оформлен серией быстрых монтажных склеек, в которых Тед проникновенно рассказывает, что он любил свою жену до самых последних дней — пока она не умерла от рака в 2024 году. Склеек, Карл! После этого детишки остроумно подмечают, что рассказ их папа вел, в общем-то, о тете Робин, дают ему свое напутствие, тот прыгает в машину и с букетиком цветов на всех порах мчится к своей больше-чем-подруге-я-всегда-знал-что-ты-есть-рядом.
Это попросту нелепо. Вспомните концовку Доктора Хауса — финал там во многом тоже перечеркивает большую часть всего, что происходило в сериале ранее. Но если вы внимательно пересмотрите последний сезон, вы увидите, что все предпосылки там закладывались с самой первой серии последнего сезона. Хаус сжигал мосты.
Здесь же… Я лично знаю нескольких людей, которым «КЯВВМ» помог справиться с тяжелыми разрывами, давал сил не отчаиваться и идти дальше, как бы сильно их ни разочаровывали отношения. Подобно Тэду, эти люди и еще миллионы таких же зрителей верили, что где-то там, под желтым зонтиком, к ним навстречу столь же тяжелой, извилистой дорогой идет человек, который станет для них всем. Который сделает их счастливым, сам того не зная, — и он обязательно, просто обязательно, встретится, надо просто подождать.
И в финале всю эту магию любви, все, что делало «Как я встретил вашу маму» больше, чем просто ситкомом, его создатели променяли на фразы «Бывает» и «Такие дела», которые уместно смотрелись бы у Курта Воннегута, но никак не в сериале, где главный герой вызывает ради любимой дождь, стоя на крыше дома.
1. Lost («Остаться в живых»), 2004-2010
Денис Варков
Lost закончился почти десять лет назад, а я до сих пор не решаюсь его пересмотреть — и все из-за финала. На мой взгляд, первые два сезона «Остаться в живых» были отличными, но дальше все пошло, как по накатанной. И всему виной забастовка сценаристов 2007–2008 года, из-за которой создателям сериала так и не удалось придумать для него адекватный финал.
О многочисленных достоинствах Lost я рассказывал в отдельном материале в рамках цикла «История сериалов». В этой подборке мы говорим о минусах. И главная проблема Lost — в его резкой смене курса. После двух сезонов относительно классической робинзониады Деймон Линделоф и Джеффри Либер решили разбавить сериал фантастическими элементами — таинственный дымный монстр, загадочные Другие, сверхъестественные свойства Острова и многое другое.
Все эти элементы отлично работают в момент просмотра серии, потому что отрабатывают свою основную функцию — поражают зрителя, вынуждая его с нетерпением ждать следующего эпизода. Но в перспективе они лишь создают проблем для тех фанатов, кто смотрит сериал не по мере выхода, а все эпизоды друг за другом. На них формула клиффхэнгеров не работает, потому что их получается слишком много, и зачастую при просмотре возникают вопросы, на которые в сериале попросту нет ответа.
Например, само происхождение хранителя острова Джейкоба и его брата, время прибытия Dharma на Остров, истинная сила Источника и многое другое. О минусах финала Lost можно говорить часами и в деталях, и, боюсь, подметить все туманные места будет очень сложно. Понимая, что у них не выйдет адекватно объяснить все оставшиеся хвосты, сценаристы Lost в последнем сезоне и вовсе ушли в метафоры — финал сериала со сценой в церкви выглядит символично, но в то же время это огромный плевок в лицо фанатам, которые столько лет ждали адекватного завершения истории.
В фанатских сообществах можно найти десятки, если не сотни, вопросов без ответа буквально ко всему — от мелких действий персонажей до глобальных событий, произошедших в сериале. После финала Lost фанаты долго просили у ABC седьмой сезон, который объяснил бы все тайны, но, боюсь, всех ответов у создателей сериала нет и никогда не было.
Источник