Зачем читать Николя Гоголя сегодня?
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) был выдающимся русским писателем, драматургом и одним из классиков русской литературы. Произведения Николая Васильевича Гоголя имеют огромную психологическую глубину и затрагивают важнейшие аспекты человеческой природы, которые остаются актуальными и по сей день.
1. Глубокое проникновение в человеческую душу. Гоголь мастерски раскрывает противоречия, сложности и парадоксы, присущие каждому человеку. Его герои часто демонстрируют кажущуюся обыденность внешне, но при этом скрывают богатый внутренний мир, полный страстей, страхов и стремлений. Читая Гоголя, мы можем лучше понять собственные психологические мотивы и конфликты.
2. Вскрывают социально-психологические феномены. Произведения Гоголя вскрывают многие социальные феномены — групповое мышление, конформизм, ложные ценности и т.д. Автор едко высмеивает человеческие пороки, заставляя нас критически взглянуть на себя и общество.
3. Терапевтический эффект. Не стоит забывать и о терапевтическом эффекте юмора Гоголя. Его блестящая ирония и сатира помогают снять напряжение, отвлечься от проблем и взглянуть на вещи с другой стороны.
7 — «Портрет»
В этом произведении писатель поднимает извечную для искусства тему противостояния творческого таланта и жажды наживы. Главный герой, молодой художник Чартков, сначала живет в бедности, но потом неожиданно разбогатеет, обретя таинственный портрет старика-ростовщика. Однако богатство калечит его душу — Чартков становится алчным, тщеславным и в итоге теряет свой дар живописца.
Гоголь очень живо и образно описывает эту духовную деградацию героя. Мы видим, как порочные страсти — алчность, гордыня — разрушают личность творца изнутри. В финале первой части Чартков сходит с ума и умирает.
Во второй части повести перед нами разворачивается мистическая история создания того самого портрета старика. Рассказчик погружает нас в атмосферу средневековой Италии с ее легендами о сверхъестественных силах. Старик-ростовщик предстает чуть ли не воплощением самого дьявола, который искушает талантливого, но падкого на соблазны художника.
Как видите, в «Портрете» тесно переплетаются реалистические зарисовки из жизни и мистические, фантастические мотивы. Гоголь черпал вдохновение в романтической философии искусства, идеях Гофмана, Гете, но при этом опирался и на национальный фольклор с его демонологическими поверьями.
В целом, писатель очень критично осуждает стяжательство, продажность, невежество — все, что мешает свободному развитию творческого гения. Его горькие размышления о судьбе истинного искусства, поруганного алчностью, до сих пор остаются актуальными.
Современники Гоголя приняли «Портрет» неоднозначно. Но со временем эту зрелую, глубокую повесть оценили по достоинству как одно из ярчайших произведений классика русской литературы. В ней писатель смог соединить реализм с романтической фантастикой и поднять вечные философские вопросы о смысле творчества.
6 — «Нос»
На первый взгляд, повесть начинается вполне реалистично — писатель погружает нас в атмосферу будничной жизни петербургских обывателей: чиновников, ремесленников, сплетников. Но очень скоро реальность причудливо переплетается с фантастикой и абсурдом.
Главный герой, майор Ковалев, однажды обнаруживает, что у него пропал нос! И это не просто метафора — нос буквально ожил, обрел человеческий облик и стал самостоятельно разгуливать по городу в мундире статского советника.
Можете себе представить кошмар бедного Ковалева, который безуспешно пытается вернуть свой нос на место? Гоголь мастерски развивает эту абсурдную ситуацию, доводя ее до пика гротеска и абсурда.
На первый взгляд это может показаться просто невероятной выдумкой. Но за комическим сюжетом скрывается глубокий смысл. Нос в мундире чиновника олицетворяет собой власть бездушной бюрократической системы над «маленьким человеком». Майор робеет и пасует перед этим воплощением косности и бессмысленных порядков.
Писатель как будто специально заостряет абсурдность происходящего, чтобы высмеять нелепость существующих общественных устоев. Фантастика у Гоголя тесно переплелась с реальностью николаевской России — ее цензурой, казенщиной, чинопочитанием.
В целом повесть «Нос» предвосхитила многие экспериментальные тенденции литературы XX века, например, обэриутский абсурдизм. Гоголь создал поистине уникальное произведение, ставшее вехой в развитии отечественной и мировой прозы.
5 — «Шинель»
В «Шинели» Н.В. Гоголь создает потрясающий образ «маленького человека», раздавленного бездушной бюрократической системой.
Главный герой — скромный чиновник-переписчик Акакий Акакиевич Башмачкин. Вся его жизнь проходит в душных казенных канцеляриях Петербурга, среди чинов, формальностей и бумажной волокиты. Единственная отрада бедняги — новая шинель, на которую он копит последние гроши.
Гоголь очень живо и пронзительно описывает, как эта потеря шинели становится для Башмачкина настоящей трагедией. Он бегает по инстанциям в поисках справедливости, но на каждом шагу терпит лишь унижения от представителей власти. Бездушная система безжалостно раздавливает это маленькое существо.
Утрата шинели символизирует для героя смерть его личности, крушение его хрупкого внутреннего мира. И в финале зловещая фантастика начинает вторгаться в реальность — по Петербургу рыщет мстительный призрак Башмачкина, ужасающий всех встречных чиновников.
Гоголь виртуозно сочетает реалистическую жизненную правду с гротескной фантастикой. Это причудливое сочетание производит по-настоящему леденящее впечатление, заставляя читателя содрогнуться от горькой иронии и беспощадного трагизма происходящего.
«Шинель» ставит перед нами важнейшие вопросы о человеческом достоинстве, о равнодушии общества к «маленьким людям», о моральной ответственности человека перед ближним. Эта пророческая повесть натолкнула многих писателей на осмысление того, что значит быть личностью в мире бездушных порядков и бюрократии.
4 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Здесь Гоголь предстает перед нами как истинный мастер народного повествования и создатель яркой, самобытной украинской мифологии.
Гоголь словно погружает читателя в волшебный мир украинской деревни, населенной веселыми парубками, хитрыми ведьмами и прекрасными девушками. Перед нами предстает завораживающая смесь реалистических зарисовок сельского быта и причудливого фольклорно-фантастического мира. Фантастика у Гоголя идет рука об руку с бытовыми деталями, трагическое переплетается с комическим.
В центре цикла — поистине шедевральная повесть «Ночь перед Рождеством» с ее необычайно смешным и ярким сюжетом о кузнеце, отправившемся за черевичками для возлюбленной верхом на самом черте. Не удивительно, что этот сюжет впоследствии вдохновлял многих художников и режиссеров.
В «Вечерах на хуторе» Диканька предстает не просто реальной украинской деревней, но чем-то гораздо большим — воплощением самой народной души, поэтичной, жизнерадостной, полной юмора и мудрости. Гоголь создает здесь свой собственный малороссийский фольклорный мир, пропитанный духом старинных преданий, легенд и песен.
Язык повестей также удивителен — насыщенный диалектизмами, пословицами, оборотами народной речи, он сам по себе является жемчужиной народного стиля. Здесь очень ярко проявляется глубинная связь Гоголя с национальными корнями, с языком и мировосприятием украинского крестьянства.
В «Вечерах на хуторе» счастливо слились интерес писателя к народному фольклору и мифологии с истинной поэзией народной жизни. Эта книга положила начало великой гоголевской традиции в русской литературе, продемонстрировав всю мощь его необыкновенного таланта повествователя.
3 — «Миргород»
В сборнике «Миргород» Н.В. Гоголь предстает зрелым мастером слова, виртуозно сочетающим реалистическое изображение украинского быта с фантастическими, почерпнутыми из народных преданий сюжетами.
Повести цикла поражают разнообразием тем и жанров — от трогательной идиллии до мистической готики. Открывающая книгу повесть «Старосветские помещики» — подлинный шедевр гоголевской прозы. С какой нежностью и тонким юмором писатель описывает здесь размеренный быт престарелой четы Товстогубов, их милые привычки и привязанности! Их трогательные отношения, омраченные лишь драматическим происшествием с кошкой, полны очарования и поэзии.
Совсем другой дух царит в центральной повести цикла «Тарас Бульба» — героической эпопее запорожского казачества. Здесь описаны яростные битвы, воинственный патриотический дух и трагический конфликт отца с сыном из-за измены последнего казацкому братству.
А в повести «Вий» Гоголь черпает вдохновение в древнеславянском фольклоре, воссоздавая атмосферу таинственного ужаса. Встреча бурсака Хомы Брута с нечистой силой и самим Страшным Вием буквально полна кошмарных, леденящих душу подробностей.
Наконец, в комедийной повести «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель предстает блестящим сатириком, обнажающим человеческие слабости — ревность, мелочность, упрямство. История ссоры двух миргородских помещиков из-за ружья высмеивает комическое и трагическое в обыденной жизни.
При всем разнообразии жанров и настроений, повести «Миргорода» объединяет одна главная тема — народной жизни, украинского национального характера. Гоголь осмысливает ее во всех гранях — от идиллического до трагического, от сатирического до мистического. Именно в «Миргороде» писатель достигает подлинной творческой зрелости в изображении Украины.
2 — «Ревизор»
«Ревизор» — вершина его творчества в драматургии и один из шедевров русской и мировой литературы.
В этой пьесе Гоголь обличает пороки, процветавшие в российском обществе того времени — взяточничество, казнокрадство, лицемерие чиновников. Сюжет строится на забавном недоразумении — приезде в провинциальный городок человека, которого все принимают за ревизора из столицы. Это приводит к целой цепочке комических ситуаций и розыгрышей.
Однако за смешными сценами скрывается горькая сатира на продажность бюрократической системы в России. Гоголь выступил новатором, отказавшись от традиционного любовного сюжета и сосредоточившись на социальных проблемах. Он мастерски создает галерею ярких персонажей-чиновников, каждый из которых олицетворяет какой-либо человеческий порок.
Особого внимания заслуживает язык пьесы — живой, сочный, сочетающий народные выражения, идиомы и афоризмы. Юмор переплетается с беспощадной сатирой, высмеивающей пороки общества.
«Ревизор» стал важной вехой в развитии русской драматургии, утвердив принципы сатирического гротеска и социальной актуальности. Созданные Гоголем яркие образы и цитаты вошли в золотой фонд русской культуры. По силе обличительного пафоса и художественному мастерству эта пьеса считается одним из высочайших достижений русской литературы.
1 — «Мертвые души»
Поэма «Мертвые души» — центральный шедевр Н.В. Гоголя, вершина его творчества и одно из величайших произведений русской литературы. Гоголь работал над ней около 20 лет, вложив все свои творческие искания, размышления о социальных проблемах и неповторимый литературный стиль.
Уже сама сюжетная завязка, основанная на реальном случае в Бендерах, наполнена глубоким символизмом. История скупщика «мертвых душ» (так назывались крепостные, официально числившиеся умершими) становится метафорой духовного омертвения русского общества того времени.
В поэме Гоголь создает энциклопедическую панораму российской жизни 1830-х годов со всеми ее пороками — сословными предрассудками, человеческим эгоизмом, низменными помыслами. Череда ярких персонажей от Чичикова до помещиков-самодуров образует целую галерею сатирических типажей русского мира.
Используя реалистическую образность, гротеск, сочный народный язык, Гоголь обличает пороки общества, «прожженного насквозь» идеей наживы и собственничества. Но в финале первого тома он взывает к идеалу истинной духовной красоты.
Хотя последующие два тома, задуманные как «Божественная комедия» русской жизни, так и не были завершены, поэма стала образцом русской реалистической прозы XIX века и оказала колоссальное влияние. В ней воплотился гений Гоголя — сатирика, летописца народной жизни, обличителя пороков и певца «русской души». «Мертвые души» по праву вошли в сокровищницу мировой культуры как непревзойденный шедевр человеческого гения.