Что не так с «Ксерксом» Фрэнка Миллера — сомнительным приквелом к «300 спартанцев»

Что не так с «Ксерксом» Фрэнка Миллера — сомнительным приквелом к «300 спартанцев»

1 августа 2018 года закончился комикс Xerxes: The Fall of the House of Darius and the Rise of Alexander, выпущенный издательством Dark Horse. Это приквел комикса «300», написанного и нарисованного Фрэнком Миллером в 1998 году. В центре сюжета персидский «король королей» Ксеркс, решивший отомстить за смерть своего отца, захватив Грецию. О нем расскажет Игорь «Дитрих» Кислицын.

Тяжело читать комикс Фрэнка Миллера в 2018 году, по ряду причин. Его работы словно пришли прямиком из 80-х, из тех времен, когда он был на коне и имел статус суперзвезды — тот же стиль, примерно такое же повествование, тот же язык. Складывается впечатление, словно еще раз перечитываешь что-то из его старых работ — в конкретном случае, конечно, «300».

В последние годы сформировалось несколько правил «хорошего тона» для каждого читателя комиксов, среди которых часто можно услышать «Фрэнк Миллер сошел с ума, он маньяк и вообще бездарь». Очень легко поставить клеймо «человек сошел с ума» на очередной его работе и со спокойной совестью идти дальше. Но мы постараемся копнуть чуть глубже и оценить этот комикс адекватно.

Первое и самое главное — название. Оно как минимум странное, а как максимум еще и бессмысленное, разрушающее весь комикс. Произнесите вслух: «Ксеркс: падения дома Дария и возвышение Александра». Что вам говорит это название?

Как минимум оно говорит, что речь пойдет о Ксерксе, о том, как пал дом Дария и возвысился Александр Великий. Но стоп — какая связь между Ксерксом и Александром Великим? Они отстают друг от друга на добрую сотню лет. Связь, как выясняется, совершенно призрачная — Дарий III, который был правителем Персии и с которым воевал Александр, потомок Ксеркса, а оба они из персидской династии Ахменидов. Вот, в принципе, и вся связь.

С таким же успехом можно выпустить комикс «Вильгельм. Падение дома Нормандии и возвышение Генриха», например, в котором связь между двумя людьми будет только родственная.

Если вы думаете, что я цепляюсь к мелочам, то это не так — из названия уже видна главная проблема комикса, самый главный сюжетный косяк: последние два выпуска абсолютно бессмысленны и никак не подвязаны к первым трем. Это фактически две разные истории, причем если первая, про Ксеркса, еще обладает какой-то проработкой, то вторая, про Дария и Александра, похожа на очень скупой и беглый пересказ событий.

Чтобы не быть голословным, вкратце расскажу о сюжете. Первые три выпуска — приквел к комиксу «300» (на основе наработок Миллера была создана сюжетная линия про Ксеркса и в фильме «300 спартанцев: Расцвет империи» 2014 года). Начинается все с битвы при Марафоне — одним из первых крупных столкновений персов и греков в истории.

Нам вкратце показывают сражение, знакомят с Фемистоклом, выступающим здесь командиром отряда в армии греков, и с Мильтиадом, командовавшим всем войском.

Историческая справка: На самом деле Фемистокл не участвовал в битве при Марафоне; как раз-таки после нее он и решил связать свою жизнь с войной. Сохранилось его крылатое выражение: «Лавры Мильтиада не дают мне спать». Но у нас тут не урок истории.

Во втором выпуске мы видим совсем молодого Ксеркса и его отца Дария. Последний погибает от рук греческого воина, и персы уходят на кораблях обратно.

Историческая справка: Ни Дария, ни Ксеркса не было в составе экспедиционного корпуса персов. Дарий умер спустя четыре года после сражения.

С этого момента греки пропадают из истории и остается только Ксеркс. Как и полагается в приквеле, здесь Миллер хотел показать истоки «божественности» Ксеркса и в целом метаморфозы его характера, которые сделали его «королем королей». Получилось ли у него?

На мой взгляд, да. Две вещи привели к этому: во-первых, столкновение с греками, в котором Ксеркс воочию увидел мощь эллинов, во-вторых, предсмертные слова его отца.

«Ни один смертный не может победить их». Соответственно, чтобы их победить, нужно стать бессмертным, то есть богом. И это, на мой взгляд, работает и сделано очень хорошо.

В третьем выпуске мы становимся свидетелями перерождения Ксеркса и ярких примеров того, как он правил.

Это история с поиском жены, где описано, насколько он был жесток. Миллер много внимания уделяет рассуждениям о божественности Ксеркса и мысли, что он царь всего мира.

Затем происходят события комикса «300», а потом… начинаются проблемы. Мы прыгаем на сотню с лишним лет вперед и знакомимся с Дарием III под пламенную речь о том, что династия живет, и кровь Ксеркса течет в его потомках.

А дальше, как я и говорил, — супер-краткий пересказ похода Александра против Дария, в котором не раскрываются ни характеры, ни подробности похода, ни их причины — ничего. Так, например, выглядит битва при Гавгамелах — чуть ли не ключевое сражение в той войне:

Буквально несколько страниц с десятком воинов — и все, битва выиграна. Заканчивается же комикс демонстрацией убийства Дария. Александр ВНЕЗАПНО горюет над его телом, называя его другом (!), и идет дальше на восток. Конец.

Как я уже сказал выше, это две совершенно разных истории, и вторая пришита к первой белыми нитками и очень плохо прописана.

О рисунке нужно сказать отдельно. Вы сами все видели — порой он смотрится в целом неплохо, и временами есть интересная композиция, как, например, вот здесь:

Но он все равно очень грубый и условный. А уж если сравнивать с оригинальным комиксом «300», так вообще беда:

Что в итоге можно сказать о «Ксерксе»? Комикс не ужасен — как приквел к «300» он вполне работает, если выкинуть последние два номера. Но если их оставить и рассматривать его как цельную историю, то выглядит он очень плохо.

 
Источник

Книги и комиксы

Читайте также