Я не смотрел «Чернобыль: Зона отчуждения» в 2014 году. Абсолютно не обратил внимания на выход второго сезона в 2017. И слышал об этом сериале исключительно краем уха на фоне рекламы шампуня от перхоти и средства для поднятия потенции, когда случайно попадал в помещение с телевизором.
Потому культовый статус и многоголосие интернет-фанатов о том, насколько значимым оказалось шоу для массовой культуры десятых годов для меня — не более чем белый шум. Потому первые два сезона, просмотренные перед самым выходом финала, вызвали во мне крайне противоречивые чувства.
Важное уточнение: текст написан по версии фильма с первой (из трех запланированных создателями) концовок. Через неделю, 26 сентября, станет доступна версия со вторым финалом, дата третьего пока не объявлена. По итогам всех трех финалов мы опубликуем еще один материал с новыми впечатлениями.
Начиналось все даже интересно. Сериал виделся неким роуд-муви по главным отправным точкам славянского фольклора, где страшный морок в виде инфернальной собаки ждет тебя за углом, а мертвый жених — классический кадавр из деревенских страшилок! — пытается пробраться на свадьбу бывшей невесты. Но очень скоро, создателей начало кидать из стороны в сторону в эпигонском припадке.
Сценарий начал вбирать в себя вообще все возможные штампы голливудской мистики, не пытаясь даже номинально увязать это во что-то съедобное. Фантомы, экстрасенсы, аномалии, машина времени, безумные эксперименты с реальностью, разумное пространство, пытающееся постичь себя через населяющих его людей.
Даже если вы всю жизнь прожили в чернобыльской зоне, у вас все равно не хватило бы пальцев на руках, чтобы сосчитать количество заимствований и откровенного плагиата, которые просто не связывались в итоге в четкую картинку.
«Мы должны вернуться на Остров… точнее, в Зону!»
Второй сезон вообще начал откровенно прикидываться то сериалом Lost, то «Изгоняющим дьявола», а то и вообще «Безумным Максом» вперемешку с «Эффектом бабочки». Оригинальность была сведена к минимуму, а нацеленность на подростков в качестве основной аудитории стала просто очевидной.
Потому ждать от всего лишь полуторачасового финального фильма внятного и логичного подведения итогов было наивно и попросту глупо. Невозможно было связать все это разношерстное попурри во что-то цельное. Да даже банально удержать все в голове было сложновато.
Потому «Финал» оказался именно таким, каким и должен был быть — сумасшедшей чехардой, которая может удовлетворить только самых преданных фанатов.
С финальной точки приключений главных героев в чернобыльской зоне прошло шесть лет. Предводитель команды юных подростковых рейнджеров Паша пропал, отправившись в самый центр Чернобыльской АЭС. Его друзья, оставшиеся в новом для них мире капиталистической Москвы, потихоньку освоились и стали забывать о своем прошлом. Леша стал полицейским, Гоша — фсбешником, Аня — журналисткой, Настя — домохозяйкой, мечтающей выйти наконец замуж.
В общем классические примеры интеграции советских людей в Новую Россию. Но беззаботная жизнь быстро заканчивается, когда их горе-предводитель возвращается в медийное пространство в роли страшного руководителя злобной корпорации «Глобал Кинтек». Бывший принц на белой волге хочет запустить реактор в Чернобыле, и, очевидно, не для того, чтобы дать бесплатное электричество жителям Африки. Герои собираются вместе чтобы поставить наконец точку в этом затянувшемся кошмаре… в данном конкретном случае — без Пеннивайза.
Первые полчаса просмотра «Финала» могут поймать неподготовленного зрителя, у которого было много вопросов к сериалу, но он все равно смотрел его с интересом, в коварную ловушку. Может показаться, что, поняв все проблемы шоу, его бессменный сценарист Илья Куликов провел грандиозную работу над ошибками.
Что все ненужные сюжетные ветки были убраны, героям наконец дали всего одну, но центральную мотивацию для движения по сюжету, а диалоги перестали напоминать эксперименты неудавшегося графомана, только что прочитавшего «Как писать книги» Стивена Кинга. Но поверьте, это только иллюзия, которая развеивается быстрей, чем фантомы из первого сезона.
Уже к середине фильма все былые проблемы шоу начинают с тройной силой вылезать наружу. Характеры героев снова перестают иметь хоть какое-то значение в истории. В начале они вроде бы как травмированы своим прошлым, и не знают, как устроиться в новом мире. Но тут по щелчку пальцев они будто бы и не переживали весь ужас чернобыльской зоны, и становятся беззаботными подростками, которые словно в первый раз вновь отправляются в свое путешествие.
Недоверие к появившемуся из ниоткуда Паше, который, руководствуясь исключительно эгоистичными мотивами, пытается затянуть их в свой неравный бой с силами зла, вновь сменяется миром-дружбой-жвачкой, после минуты вдохновляющей речи. Просто сюжет нужно двигать дальше. А герои подождут, да и кому они вообще нужны?
Никуда не делась и предельная бредовость основного фабульного концепта, благодаря которому люди получают связь с Зоной, наделяющей их сверхспособностями. Сценарий вводит в сюжет какую-то золотую кровь, которая словно шпинат Моряка Папая тут же делает из пубертатного подростка ученика школы Чарльза Ксавье.
На честные вопросы зрителя «А почему так-то? А откуда вот это? А разве вот такой поворот не противоречит мифологии прошлых сезонов?», у создателей есть всего один ответ: «Потому что!». С обязательной интонацией Ростислава Хаита из «О чем говорят мужчины».
Битва экстрасенсов — в духе «Битвы экстрасенсов!»
Но все же основная проблема сценария здесь в том, как «Финал» подводит все происходящее в двух прошлых сезонах к завершению. Здесь просто очевидна любовь Куликова к сериалу Lost.
Как и во многострадальном американском шоу, здесь невооруженным взглядом видно, что ни во время написания скрипта первого сезона, ни после второго, у сценариста не было ни малейшей идеи, как это все завершить. Он накидывал на рельсу происходящего все новые твисты и странные необъяснимые подробности не думая о том, как это все потом сводить вместе. Идет, как идет, главное что сейчас народу нравится. В итоге под финал он столкнулся с той же проблемой, что и авторы истории про врача Джека и его неугомонную возлюбленную Веснушку. Вместо того, чтобы все сюжетные линии связались в финале в логичную последовательность, происходящее в первых двух сезонах пришлось напильником и инструментом для трепанации черепа вбивать в надуманную развязку.
И это не работает ни на одном уровне зрительского восприятия. И тот факт, что PREMIER собирается в течении следующих недель выложить еще две альтернативные концовки, вряд ли спасет это всеобъемлющее фиаско.
Но не только сценарными глупостями болен «Финал». В качестве плохой наследственности от двух своих сезонов-родителей он получил и проблемы чисто стилистического характера, и неважную режиссуру. Создатели явно решили расходовать средства с пользой, и по минимуму использовать графику уровня игр из начала нулевых, которая так бросалась в глаза в сериале, картина все равно выглядит предельно дешево. Ей не хватает разнообразия локаций, редкие экшен-сцены поставлены предельно скупо и невыразительно, да и вообще к финалу пропадают с экрана.
Противостояние экстрасенсов друг с другом выглядят просто гомерически смешно, и напоминают серию «Южного парка», где Эрик Картман, прикидываясь медиумом, противостоял таким же как он шарлатанам. Лучше было вообще не показывать этот цирк, чем делать это так топорно и бесталанно. Отдельно стоит упомянуть главного героя, который в своем костюме напоминает фриковатого Влада Кадони — участника шоу с канала ТНТ. Хоть сейчас в новый сезон «Битвы экстрасенсов».
Владимир Ильин и девушки с постеров
С основным актерским составом также все плохо. Некогда юные лицедеи повзрослели, но профессиональным талантом, или хотя бы банальным умением работать в рамках своего ремесла, так и не обросли. Героя Евгения Стычкина, который был просто отдушиной в первых сезонах, слили, похоже, исключительно до того, чтобы он нечасто пересекался с ними в одном кадре.
Правда появившейся здесь Владимир Ильин портит всю игру — на фоне этого бесспорно талантливейшего артиста уже и не такие юные дарования выглядят просто смешно, напоминая практикантов, пришедших в театр пообщаться с настоящими профессионалами. Так и представляется сцена со съемок, где кто-то из актеров спрашивает: «Дядя, а где ты так научился играть?». Конечно, все могли бы спасти нормально прописанные характеры персонажей, но, как я говорил в начале, этого в фильм также не завезли.
Мне, пожалуй, понятно, почему «Чернобыль: Зона отчуждения» в свое время приобрел такую популярность. Еще каких-то пять лет назад на фоне общего рынка российских сериалов проект выглядел чуть ли не новым словом в индустрии. Но в 2019 году уже сами PREMIER научились делать достойные проекты, которые не просто талантливо сняты и дорого выглядят, но и могут позволить себе даже глубокий нарратив в сценарии.
И на фоне нынешней индустрии финал «Чернобыля» выглядит одноклассником, который спустя десять лет все также живет с матерью, играет в «Доту», и носит потрепанную майку с надписью Green Day. Ты вроде бы помнишь его классным, но сам уже давно вырос, а он так и остался в состоянии непрекращающегося пубертата. Может быть, из ностальгических чувств, ты и попьешь с ним вечером пивка, но со своей семьей точно не познакомишь. И уже на следующий вечер решишь узнать, что там новенького появилось на Netflix.
А что вы думаете о финале «Чернобыля»?
Источник