Все прошлые мои статьи касались общепризнанных произведений искусства, но сегодня я расскажу о не столь известном, но также интересном писателе хорроров по имени Роман Чёрный. Наступило время моей худшей статьи за все время! Я не хочу её публиковать, но так требует зов чести.
История крипипасты как отдельного литературного поджанра началась в Америке в 2002 году с истории «Пещера Тэда”, написанной в виде дневника исследователей загадочной пещеры. Возможно, это была не первая крипи-история, но именно с неё начинается этот жанр. Там были популяризованы многие характерные черты крипипаст: имитация реализма через большое количество мелких подробностей, «низкий» стиль, попыбки убедить читателей в реальности происходившего. В дальнейшем крипота стала развиваться, становясь из маргинального интернет-фольклёра полноценной литературой с художественной ценностью
Один из самый популярных русскоязычных авторов крипоты — Роман “Шаньсу” Чёрный, написавший в сумме 41 рассказ. Его творения так часто становились история месяца на сайте Мракопедия, что это вошло в традицию.
Несмотря на широкий спектр тем у Черного, есть некие характерные черты, общие для всех его рассказов. Во-первых, действие происходит в нашем мире или в очень похожем. Во-вторых, история начинается с того, как главный герой сталкивается с чем-то неизвестным и начинает исследовать это. В третьих — никакие правительственные силы и органы власти не участвуют в борьбе с паранормальным. Но, несмотря на свою меланхоличность, эти рассказы действительно пугают. В его рассказах нет привычным монстров — всего них читателя пугают законы природы — ужасные, непостижимые и совершенно недоброжелательные к людям. В некоторых рассказах мистики нет или же присутствуют фантастические элементы.
К слабым сторонам творчества Шаньсу стоит отнести отсутствие превозмогания человека над нечистью. Увы, практически во всех его творениях герой, столкнувшись со злом, в лучшем случае исследует его, но даже не пробует победить, ибо оно по определению слишком сильно. Такая идея не нова, но в моём представлении не является примером для подражания. С другой стороны, персонажи стараются рационально исследовать паранормальные явления, а это — первый шаг к победе над ними.
Краткий обзор наиболее выдающихся рассказов
«У меня нет брата«. История совершенно без мистики — просто два ребенка-сиблинга в деревне у злой бабушки и пещера, в которой застрял один из них.
«Застрявшая в трубах, моя любовь». Трогательная и проникновенная историю любви слесаря-ремонтника на ТЭЦ к потусторонней нечисти. Описание работы главного героя не менее увлекательно, чем мистическая часть рассказа.
«Пожалуйста, пусть он умрёт«. Рассказ о временной петле, в которую попал незадачливый исследователь заброшенного здания.
«Лаз в углу двора» — если уверены в твердости своего духа — можете прочесть сие, помолясь.
«Штанишки на мальчика» — забавная и даже немного смешная (но всё ещё страшная) история о опасностях свободного рынка.
«Интерфейс» — фантастический рассказ о контакте человека и некой… сущности? Твердая НФ и кошмар от непонимания между двумя совершенно непохожими существами.
«Mind Eraser 3000«. Однажды одному охламону попалась в руки купленная в Китае игрушка с именно таким названием. Увы, она оказалась совершенно рабочей.
«Птичьи стаи» — архивеликий рассказ о исследовании глубин Космоса при помощи акустических телескопов. Рассказ, который не зазорно было бы написать и именитому писателю.
Со всеми рассказами можно познакомится на странице в Мракопеди.
Эксклюзивное интервью
(S — Stanislaus, C — ChainSaw)
S:Это ваше настоящее имя?
C:Нет.
S:Как вы сами называете жанр, в котором пишите?
C:Мне нравится термин «бытовой хоррор» или «обыденный кошмар». По некоторым причинам мне кажется очень притягательной концепция до колик всем нам знакомой, привычной и оттого обманчиво надёжной реальности, что вдруг искажается, нарушается самым противоественным и пугающим образом.
S:Как вы начали писать крипоту? Это ваш первый литературный опыт?
C:Ребёнком я любил сочинять и рассказывать страшилки соседям по палате летнего лагеря. Примерно в том же возрасте исписал толстую тетрадь наметками простенькой истории о приключениях двух друзей во внезапно опустевшем городе. Должно быть, эта тетрадь до сих пор где-нибудь пылится. Будет любопытно однажды её отыскать.
S:Многие ваши читатели впервые познакомились с вашим творчеством на Мракопедии. Это первое место публикации или где то было раньше?
C:Первые истории я выкладывал всё же на Дваче. Это был золотой век крипипасты, самобытных городских легенд и платиновых тредов, было, чем вдохновиться. И стилизация историй под документальные рассказы очевидцев о странном и страшном тогда ещё смотрелась не таким заезженным приёмом.
S:Как замечают многие читатели, в ваших произведениях мир является таким же действующим лицом, как и персонажи, а основная сюжетная линия — это исследование Неведомого. Это и было целью?
C:Целью было (и остаётся) получить удовольствие в процессе написания самому и, по возможности, развлечь результатом других. Первое обычно удаётся, второе — как повезёт. Что до исследования неведомого, я верю, что все мы занимаемся этим всю жизнь, сколько её ни отпущено.
S:Вы весьма ловко складываете слова в текст. Филологическое образование или опыт?
C:Ни того, ни, в общем-то, другого у меня нет. Просто много часов, проведённых с книгой и фонариком под одеялом, да безграничная любовь к жанру, которой хочется поделиться.
S:Во многих ваших рассказах герой является исследователем, изучающих непонятное явление, причем умело и со знанием дела. Это отпечаток вашего естественнонаучного образования?
C:Скорее, следствие соответствующего склада мышления, что передаётся персонажам. Я рационалист до печёнок.
S:А в рассказе “Застрявшая в трубах, моя любовь” вы довольно профессионально описываете работу обслуживающего персонала ТЭЦ. Кто же вы на самом деле, мистер Чёрный?
C:Скажем так, я успел побродить по свету и поработать там и тут. В настоящее время занят в IT.
S:Кошки или собаки?
C:Насекомые. Кивсяки, шипящие тараканы, сверчки, сколопендры. И крысы.
S:На какой улице находится памятник Великой Насильнице в вашем мире?
C:У нас его до основания разрушили во время Десятидневной войны за бесконечный готический нарратив.
S:Действие в ваших рассказах происходят в одном мире или они никак не связаны? Не хотите ли написать крупное произведение
C:Некоторые перетекают один в другой, другие существуют независимо. Мне нравится думать, что некоторые из моих героев встречались, сами того не ведая.
Крупное произведение требует больше внимания, чем я обычно могу ему уделить, но парочка начатых рукописей лежит в столе, так что однажды, надеюсь, это произойдёт.
S:Каких автором крипипаст вы можете порекомендовать?
C:Талантливых авторов хватает, жаль, на бумаге можно почитать лишь немногих из них. Если навскидку, вы не потратите зря время, если почитаете их: Novomestskii, Дмитрий Костюкевич, Random Forest, Алексей Провоторов, Артём Артёмов, Александр Матюхин, Ки Крестовски, Игорь Шанин.