Привет, SE7EN! Сегодня я совершенствую дешёвую электрогитару TERRIS TTL-039 YW. Чтобы она не фонила, потребовалось экранирование графитовым лаком, а для комфортной игры пришлось исправить угол установки грифа относительно корпуса.
И конечно же, я продемонстрирую ещё один вариант схемы темброблока, позволяющий извлекать «жирные» и «стеклянные» звучания без чрезмерного усложнения органов управления инструментом.
При совсем небольших дополнительных вложениях, из китайского ширпотреба получилась играбельная электрогитара, обладающая высокой степенью универсальности для концертной и студийной работы.
Итак, перед нами оранжевый телекастер со стандартной для данного типа гитар длиной мензуры — 25 с половиной дюйма (648 мм).
▍ Особенности грифа
Гриф изготовлен из клёна и снабжён анкером с гайкой под обычный 4-миллиметровый имбусовый ключ. Имеется пара ретейнеров базовой конструкции — из гнутой листовой стали на стальных трубках.
Верхний порожек из ABS-пластика, что очень даже неплохо: это именно такой твёрдый и скользкий материал, который требуется для данной детали инструмента, чтобы струны не заедали в пазах. Последнее вызывает расстройку при бендах (подтяжках).
На пере грифа расположены обыкновенные модерновые колки закрытого типа, с которых предыдущий владелец даже не снял защитную плёнку.
22 лада «среднебольшого» размера медиум джамбо в приличном состоянии. В сочетании с модерновым 12-дюймовым радиусом накладки и С-образным профилем грифа это обеспечивает «золотую середину» для самых разных стилей игры.
В отличие от гитарного конструктора Irin, гриф телекастера Terris TTL-039 YW изготовлен из цельной кленовой доски без следов склейки.
▍ Таинственный техновуд
Спецификация от производителя гласит, что накладка грифа изготовлена из «техновуда». Так может называться обработанная тем или иным образом древесина либо композит на её основе.
Накладка этого телекастера выглядит как печёный клён, но это может быть результатом не термообработки, а, например, вакуумной пропитки или какого-то иного высокотехнологичного воздействия.
Слово «техновуд» в спецификации прямо говорит о том, что производитель оставляет за собой право изменять материал и способ его обработки, не ставя никого в известность.
Техновуд накладок тёмного цвета может представлять собой композит на основе волокон бамбука, из которого делают разделочные доски. Материал дешёвый, но назвать его плохим язык не повернётся.
Бамбуковая разделочная доска не боится ни ножа, ни влаги, а также не склонна впитывать запахи обрабатываемых продуктов. Возобновляемый экологичный материал из быстрорастущего травянистого растения. Что может быть лучше?
Как бы то ни было, перед нами красивая, приятная на ощупь накладка, и это клён, а не бамбук. Маркеры ладов в виде чёрных кружочков выступают чуть выше древесины, что ощущается подушечками пальцев при снятых струнах, но совершенно незаметно при игре на инструменте.
▍ Липовый корпус
Спецификация утверждает, что дека изготовлена из липы, и это подтверждается специфическим запахом при расширении полости под нековый хамбакер путём фрезерования. Однако это не массив липы, а липовая фанера.
Отсюда неудивительно, что гитара тяжёлая — 3 килограмма 600 граммов. Это огорчает многих обладателей инструментов данной модели, которая предоставляет и другие поводы для огорчений.
▍ Исправляем угол установки грифа
При попытке настроить оптимальную высоту струн над грифом мне пришлось полностью вывернуть все шесть регулировочных винтиков сёдел.
Получается, что расположение струн не соответствует радиусу накладки грифа. Это создаёт проблемы с играбельностью и звуковысотным строем.
После отвинчивания грифа в кармане деки обнаружились кусочки шпона равномерной толщины, посредством которых неизвестный предшественник скорректировал угол между грифом и корпусом. Где это было сделано — на фабрике, в ходе предпродажной подготовки или уже после покупки — история умалчивает.
Теперь высота этих щепок оказывается недостаточной для нормальной отстройки инструмента. Была ли она достаточной ранее, мне неизвестно. Возможно, предыдущие владельцы гитары довольствовались большим расстоянием от струн до ладов.
На Aliexpress можно приобрести наборы специальных фигурных шайб, вырубленных из листовой латуни разной толщины (0.2, 0.5 и 1 мм) для коррекции высоты и угла установки грифа. Ими я и воспользуюсь.
Такие шайбы подчёркивают атаку и ослабляют сустейн, что для телекастера в принципе неплохо. Есть и другой вариант — специальные призматические прокладки из древесины клёна, такой же, как материал грифа.
Они минимизируют влияние на сустейн и атаку и являются более дорогостоящими, а также хрупкими, из-за чего их упаковывают в жестяные коробочки.
«Странное» отверстие в кармане деки предназначено для проводов от некового звукоснимателя к темброблоку. В отличие от других телекастеров — полуакустического, IRIN и Aria Pro II J-TL, в деке Terris TTL-039 YW канал под эти провода не выфрезерован сверху, а просверлен сбоку.
Обработка стенок этого канала графитовой краской была бы затруднительной, поэтому для подключения звукоснимателей я воспользуюсь экранированными кабелями.
▍ Работаем со звукоснимателями
На белом трёхслойном пикгарде располагается стандартный нековый сингл. Узел кобылки с тремя двойными сёдлами и бриджевым датчиком также совершенно обычный для телекастера.
Оба звукоснимателя снабжены керамическими магнитами и имеют ничем не примечательное звучание. Пользоваться в принципе можно, особенно с хорошим темброблоком и правильной настройкой расстояния до струн.
Сопротивление некового датчика составляет 6.78 килоом, северный полюс магнита обращён к струнам. Этот датчик я заменю на 10-килоомный керамический хамбакер закрытого типа из конструктора Harley-Benton SC-Style, аналогичный используемым в котообразной электрогитаре.
Винтовые сердечники со шлицами под плоскую отвёртку имеют северную магнитную полярность. Если это нас не устраивает, то можно перевернуть магнит, либо взять вместо некового датчика бриджевый: в наборах Harley-Benton закрытые пассивные хамбакеры отличаются только ориентацией магнита и высотой рамки.
Имейте в виду, что при переворачивании магнита полярность выходного сигнала звукоснимателя инвертируется!
Для установки некового хамбакера потребуется немного расширить полость в деке. При решении таких задач я чаще всего пользуюсь свёрлами Форстнера.
Однако сегодня требовалось снять совсем немного древесины, что помогли осуществить обычные спиральные свёрла диаметром 4 и 9 мм. Работать следует аккуратно, чтобы не просверлить деку насквозь.
Чистовая обработка стенок полости произведена с помощью гравировальной машины («дремеля») с алмазным диском. Это пыльно и шумно, зато быстро и действенно. Тем же алмазным диском вырезано и окошко в пикгарде, впоследствии доработанное надфилями.
Разметить это окошко проще простого — по рамке из комплекта к звукоснимателю, зафиксированной при помощи винтиков М3 в предварительно просверленных отверстиях, размеченных по той же рамке.
Убеждаемся, что хамбакер входит на предназначенное ему место.
Теперь можно экранировать фанерные поверхности самодельной токопроводящей краской из литейного графита и акрилового лака на водной основе.
Схему подключения некового звукоснимателя переделываю на четырёхпроводную, что позволит включать катушки хамбакера последовательно, параллельно и отдельно.
«Холодный» вывод «нижней» катушки остаётся соединённым с массой и припаивается к экрану трёхпроводного кабеля. Её «горячий» вывод подключается к жёлтому проводу.
«Холодный» вывод «верхней» катушки паяем к белому проводу, а «горячий» соединяем с красным. У вашего кабеля могут быть другие цвета. Главное — запомнить и записать, что куда подключается.
Бриджевый звукосниматель у нас экранированный, и его кабель тоже. Медная фольга на внутренней стороне пикгарда обеспечит электрический контакт пружин регулировочных винтов с графитовой краской полости деки.
Можно было ограничиться экранированием только темброблока, но дека гитары электризуется об одежду, и дополнительное экранирование полостей под звукосниматели помешает шуму от статических разрядов попасть в гитарный аудиосигнал.
Сопротивление бриджевого сингла составляет 6.56 кОм, южный полюс магнита направлен в сторону струн. Схему подключения этого датчика я переделаю на трёхпроводную, отсоединив от земли «холодный» вывод катушки. Это даст возможность осуществлять инверсию фазы.
▍ Темброблок и его модернизация
Снимать ручки потенциометров удобнее всего при помощи многофункционального гаечного ключа (multi spanner wrench), часто называемого «ESP tool», потому что впервые в гитарном мире такой инструмент представила японская компания Electric Sound Products.
Чтобы минимизировать риск повреждения отделки гитары, выпуклая сторона мультиинструмента снабжена особым покрытием. Оно может выглядеть по-разному. На фото представлен мой ключ марки Harley-Benton.
Как нетрудно догадаться, темброблок у этого телекастера самый обычный. Оба переменных резистора номиналом 250 кОм. У потенциометра громкости функциональная характеристика B, а у регулятора тембра — А.
Ёмкость конденсатора составляет 47 нанофарад, причём он был припаян довольно небрежно: неоткушенный конец вывода почти касался заземлённого корпуса переменного резистора регулятора тембра.
Хромированная стальная пластина темброблока не предусматривала отверстий под штифты потенциометров, препятствующие их прокручиванию. Я устраню эту недоработку.
Схема модернизации темброблока сочетает «ибанезовскую» пятипозиционную коммутацию, реализованную при прокачке бюджетного семиструна Harley-Benton R-457MN, с решениями из моего полуакустического телекастера, обеспечивающими сдвиг и инверсию фазы сигналов звукоснимателей.
Я буду использовать недорогой корейский переключатель Alpha 2502N, позволяющий реализовать следующие комбинации катушек:
- нековый хамбакер в нормальном (последовательном) режиме,
- нековый хамбакер в параллельном режиме,
- бридж + нековый хамбакер,
- бридж + нековый сингл,
- бриджевый сингл.
Это реализуется следующим образом.
В первой позиции переключателя «горячий» вывод «верхней» катушки некового хамбакера соединён с выходом на регуляторы громкости и тембра, а её «холодный» вывод подключён к «горячему» выводу «нижней» катушки.
Во втором положении «холодный» вывод «верхней» катушки переключается на землю, а «горячий» вывод «нижней» соединяется с выходом.
Третья позиция идентична первой, но к выходу подключается и бриджевый датчик.
Четвёртое положение идентично второму, но вместо «верхней» катушки некового хамбакера с выходом соединён бриджевый звукосниматель.
Чтобы при этом подавить синфазную помеху, «нижняя» катушка хамбакера должна иметь магнитную полярность, противоположную бриджевому синглу. Но я предусмотрю переключатель инверсии фазы, поэтому перед нами тот редкий случай, когда полярность звукоснимателей некритична.
В пятой позиции активен только бриджевый датчик.
Жёлтый провод от «горячего» вывода «нижней» катушки я присоединю ко второй и седьмой клеммам переключателя не напрямую, а через конденсатор номиналом 3.3 нанофарада, закорачиваемый «тяни-толкаем» ручки громкости, как в полуакустическом телекастере.
«Тяни-толкай» регулятора тембра будет переключать полярность бриджевого звукоснимателя. Таким образом, гитара позволит достигать широчайшего спектра звучаний: «жирных», «воздушных», «назальных» и «стеклянных».
▍ Играем и слушаем
Видео на Rutube
Видео на Youtube
Благодаря произведённым модификациям, нарядный оранжевый экземпляр китайского ширпотреба превратился в играбельный инструмент, обладающий внушительным набором неплохих тембров.
У этой электрогитары всё «не по фэн-шую»: фанерная дека, керамические звукосниматели, узкие металлические пластинки в месте крепления грифа. Тем не менее, она строит, держит строй и звучит. С ней можно записывать треки и выступать на сцене, если не заболит спина. Но бывают инструменты и тяжелее, те же Лес Полы.
Кстати, отключаемый последовательный конденсатор в цепи «горячего» вывода «нижней» катушки можно установить в любую электрогитару с «ибанезовской» схемой темброблока на переключателе 2502N или аналогичном. Тогда инструмент станет гораздо более универсальным.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻